Второй фестиваль средовых технологий в Вологде и вторая сессия проекта "Новые культурные центры в регионах", поддержанного президентским грантом фонда Общество "Знание" России.
Идея фестиваля - синтез традиционных ремесел и творческих индустрий. Как через современные образовательные подходы, дизайн и креативную экономику можно объединить потенциал культурного опыта и сложные запросы 21 века.
Площадкой фестиваля стал Губернаторский колледж народных промыслов. Это образовательное учреждение выросло из Кружевной школы, обучающей мастериц плести кружево на коклюшках, со временем в нем появилось отделение росписи по дереву, отделения дизайна и туризма. Вскрытая фестивалем проблема: студенты, несмотря на творческий характер своих специальностей, не имеют возможности проверять свои компетенции на практике - в пространстве и жизни колледжа.
На сайте колледжа, который больше похож на папку с отчетами, есть информация о том, чему учатся студенты каждого отделения. Так вот те, кто учатся оформлять мероприятия, ни разу не нарисовали афишу для колледжа, а те, кто изучают организацию экскурсий и маршрутов, не провели ни одного мероприятия.
Оторванность от реального запроса и повседневных задач, которые лежат на поверхности, пока черта очень многих образовательных институций в России.
Когда начали общаться со студентами и разбираться в причинах, узнали, что инициатива не поощряется, и у студентов нет ни сантиметра свободного, неформального пространства, которое бы стало их зоной ответственности и внимания. Даже группу вконтакте ведут преподаватели! На стендах информации - файлы с нечитабельными документами, в коридорах - сформированные руководством выставки лучших работ, в музее - определенные руководством лучшие работы выпускников, в столовой запрещено двигать лавочки, если тебе хочется пообщаться.
Предложили два решения: одно для студентов, второе для преподавателей. Студентам посоветовали не ходить к руководству со словами "а мы хотим..." или "у нас есть идея", вместо этого объединяться, придумывать, оформлять и начинать реализовывать идею, приглашать студентов и преподавателей на презентацию, давать пощупать и почувствовать, как это может работать. Делать не в одиночку, а объединять вокруг себя как можно больше сил.
Преподавателям однозначно нужно думать о делегировании полномочий и выделении свободного пространства для неформального общения студентов. Это может быть гостиная, библиотека, студенческий коворкинг, открытая мастерская - место знакомства, общения, генерации идей, проектов, новых продуктов. И даже неформальная доска объявлений, которую сколотили на фестивале, поначалу может эту роль выполнять - делиться информацией о событиях в городе, находить единомышленников, что-то предлагать, куда-то приглашать.
На Курбанистике таким пространством стал спортзал. Сложно поверить, но команде архитекторов, которые уже преобразовали не одну площадку в Вологде, удалось небольшими и не дорогостоящими решениями создать пространство творческого кластера, где люди учатся и работают, взаимодействуют и выкладывают в открытый доступ все рабочие материалы, благодаря чему синергетически накапливался общий материал, обмен становился более продуктивным.
На фестивале параллельно работало сколько мастерских. Ребята из столярной мастерской девянных шестренок (Москва) вместе со студентами сделали коня, полку для буккросинга или цветов, доску объявлений. Что-то будет представлено в интерьере колледжа, что-то составит начало парка деревянной скульптуры во дворе.
Мастерская культурных кодов Свята Мурунова и Насти Юрчук прошли этап анализа, отработав технологии картирования, шкалы времени и анализа городской среды методом рамок, этап рефлексии, этап выявления проблемы, этап генерации идей, который завершился голосованием, и этап генерации проектов с определением концепции, аудитории, дорожной карты, бизнес-плана.
Нам удалось не только выявить некоторые культурные коды Вологды, но и выстроить некоторые из них в цепочки ( кто кого вдохновил и что на кого повлияло). Интересно было в процессе узнать, что фестиваль "Четвертая Вологда" был вдохновлен немецким фотографом, который с поезда попросил отвезти его в музей Шаламова, не все молодые люди опознали имя писателя и земляка, в результате роился фестиваль, который актуализирует имя и творчество Шаламова для горожан и туристов.
Мы вели мастерскую по событийному дизайну и занималась проектированием календаря событий для колледжа. Вместе со студентами и другими участниками сделали структуру из 4 событий разного масштаба и регулярности. Основной площадкой для них был выбран двор колледжа, который обозревается из окон коридоров и пока пустует. Там есть газон, небольшая заасфальтированная площадка, красивые деревья. Символ Вологды и колледжа - птица - вдохновила нас на название новой площадки "Птичий двор". Здесь и птенцы-студенты, и птичьи права, которыми пока они обладают.
Мы предложили ежемесячные встречи-знакомства "птичий базар", они могут проходить для студентов колледжа, способствовать знакомствам, поиску контактов и связей, сборке команд на проекты. Раз в сезон студенты колледжа могут собирать на своей площадке горожан, это может быть рождественская ярмарка, встреча весны, праздник лета и осенний день урожая. Ярмарка может стать неформальной выставкой работ студентов, презентацией их умений и творческих продуктов. Раз в год в колледже студенты вместе с кураторами курбанистики и другими специалистами могут делать образовательную программу с новыми мастерскими, темами и задачами. Во дворе может расположиться парк деревянных скульптур, который будет пополняться новыми работами, открытие можно проводить с привлечением музыкантов и танцовщиков.
Завершился фестиваль коллективной рефлексией, которая собрала всех участников в одном кругу, и все желающие смогли поделиться своими открытиями и планами. И несмотря на холодный вечер мы все-таки открыли дверь во двор, где участники мастерской по видеомэппингу нанесли новые узоры и кружева на типичное, не особенно выразительное здание колледжа. В эти три дня мы стали свидетелями большого и сложного превращения. Что будет в понедельник? Что приживется? Вопросов пока очень много, но сам эксперимент дал каждому участнику очень многое. Спасибо команде Курбанистики! Вологда - это Курбанистика!