Оригинал взят у
meladan в
Турция от моря до моря: родина Ходжи Насреддина
Продолжаем путешествие по Турции от моря до моря:
Турция от моря до моря: карта маршрута
Турция от моря до моря: краткое содержание Турция от моря до моря: по дороге Antalya-Burdur Турция от моря до моря: писидийский город Кремна Турция от моря до моря: по дороге Afyon-Sivrihisar Живописная дорога среди гор и холмов Центральной Анатолии таила сюрпризы не только рельефно-пейзажные, но и культурно-исторические. В окрестностях города Сиврихисар есть деревушка с говорящим названием - Nasrettin Hoca.
Хотя никто в точности не знает, жил ли на самом деле на свете этот знаменитый восточный персонаж, а если жил, то когда и где, и точно ли все, что про него рассказывают - правда :), жители деревни Хорту были настолько уверены, что Насреддин Ходжа - их земляк, что даже переименовали в честь него свою деревню, где время остановилось и можно попробовать представить себя современником хитрого Ходжи, восседающего на осле задом наперед возле своего отчего дома.
Про Ходжу Насреддина есть статья и в
википедии, и даже на
луркоморье, так что повторяться не буду. Лучше покажу фотографии ;)
Фотографии в альбоме «
Nasrettin Hoca»
Meladan на Яндекс.Фотках
3. Деревню Насреддина Ходжи сложно не заметить с трассы: даже на заправке перед поворотом к ней всюду надписи, указатели и огромная фигура самого Насреддина на ослике.
4. Еще один Ходжа встречает на подъездной дороге: "Добро пожаловать в селение Насреддин Ходжа, где я родился!"
5. Деревушка оказалась очень колоритная, почти музейная. Стены всех домов на узких улочках областная администрация раскрасила в белый и желтый с равными промежутками. Не знаю, насколько аутентично получилось, но аккуратненько :)
Насреддин хитро посматривает на гостей со стен чуть ли не каждого второго дома. А вот и первая (правда, уж очень неодзназначная) шутка о Ходже Насреддине, заключительную фразу которой видно за забором первого же домика:
Насреддин Ходжа пошел как-то гулять к реке и поймал аиста. Поскольку длинноногий и длинноклювый аист совсем не походил на тех птиц, что были Насреддину знакомы, он решил исправить это, взял ножницы и отрезал аисту "лишние" части клюва и ног, посмотрел на результат и заявил: ну, вот теперь ты похож на птицу! (şimdi kuşa benzedin)
(Смеяться после слова лопата). Эта живодерская история присутствует, как ни странно, даже
в детских книжках с картинками, а
те, кому этот факт не нравится,
собирают подписи против таких публикаций.
6. Местные жители скучают по турецким и древнетюркским историческим деятелям (многих из них мы уже видели на набережной
Фетхие, я тогда
подробно изучила, кто там есть кто), чьи бюсты расположены на стене под воодушевляющими лозунгами-цитатами Ататюрка:
"Культура - основание Турецкой Республики",
''Поднимайся все выше, турок! Нет для тебя границ для возрастания, это - твой девиз",
"Как счастлив тот, кто говорит: я - турок!",
''Турецкое дитя! Когда ты узнаешь своих великих предков, ты найдешь в себе бОльшие силы, чтобы совершить еще более великие дела!",
"Больше всех любит свою Родину тот, кто наилучшим образом выполняет свои обязанности".
7. Центральная площадь, как и положено в каждой уважающей себя турецкой деревеньке, до отказа забита мужиками, скучающими в кофейнях и чайных. Когда мы выехали на площадь, кажется, обернулись и уставились на нашу машину все до единого.
8. Памятники Насреддину в деревне и окрестностях, к сожалению, все одинаковые, типовые.
Надпись на памятнике: "Просветленный (не знаю, как еще перевести ""Evliyaullah"... получилось, внезапно, в буддистском духе, а не в мусульманском :), народный философ и ученый, социолог, суфий и правовед (знаток / толкователь законов, права), наш дедушка Насреддин Ходжа родился здесь, в Хорту в 1208 году. Всю свою жизнь он выпрямлял то, что было криво, исправлял неправильное. Всю свою жизнь он посвятил выявлению истины, права и справедливости. Он смешил и заставлял задуматься. И перешел в мир иной в 1284 году, не успев вернуться в родную деревню и рассмешить ее жителей в последний раз".
9. На площади нас сразу препоручили заботам юного проводника, который побежал по узким улочкам деревни, показывая дорогу к местной "туристической фишке" - реконструированному дому, где родился Насреддин Ходжа.
Всюду иллюстрации к историям про Насреддина c заключительными фразами, вошедшими в поговорки:
"Спросили Ходжу: почему каждое утро все люди расходятся в разные стороны? - Если бы все пошли в одну сторону, Земля потеряла бы равновесие и перевернулась бы" ("İnsanlar niye farklı yönlere gider? - Herkes aynı yöne gitseydi, Dünya'nın dengesi bozulurdu, bir tarafa devrilirdi da ondan'')
"Пришел Насреддин к одному человеку в гости. Хозяин усадил его за стол, поставил на стол котелок с супом, дал гостю ложку, а себе оставил поварежку. Насреддин черпает суп ложкой понемногу, а хозяин за раз выпивает всю поварежку, и каждый раз тяжело вздыхает: "Эх, помереть можно!" Насреддин и говорит ему: "Друг, а ну дай-ка свою поварежку, и мы малость поумираем" ("ِArkadaş demiş, ver şu kepçeyi
biraz da biz ölelim'')
10. В такой колоритной деревне я еще не бывала!
На доме слева - "Сосед, поверивший ослу": ''Попросил сосед у Ходжи одолжить осла. Раз одолжил, другой. Приходит снова просить. Насреддин Ходжа на этот раз закрыл осла в хлеву и говорит соседу: "Жаль, вот только что уже одолжил осла другому, раньше тебя пришел."
В этот самый момент донесся из хлева ослиный крик. "Как же так, Ходжа, ты же сказал, что осла у тебя нет?" - возмутился сосед. "А кому ты веришь, мне или ослу?" - не остался в долгу Ходжа. (
Bana mı eşeğe mi inanırsın?)
11. ''Пришел к Ходже Насреддину человек и попросил прочитать ему письмо, написанное ужасно неразборчивыми каракулями, и непонятно даже, на арабском или персидском языке. Ходжа долго смотрел на свиток, а потом вернул письмо пришедшему к нему человеку. Тот разразился упреками: "Что же ты за ходжа (учитель) такой, раз прочитать написанное не умеешь, и не стыдишься при этом носить такой огромный тюрбан на голове!".
Насреддин не растерялся, снял свой тюрбан и нахлобучил на голову гостю со словами: "Ну, если
чудо заключается в тюрбане, читай теперь ты сам!" (
Keramet kavuktaysa, hadi sen oku bakalım şimdi, demiş').
12. ''Ey Ahali... UNUTMA! Parayı veren düdüğü çalar. Damdan düşen halden anlar. El elin eşeğini türkü çağıra çağıra arar. İşte BURASI benim doğduğum diyar!'' - плакат с чОрным чОрным фоном вещает ходячими цитатами из разных историй о Насреддине:
"Не забывай! На дудочке играет тот, кто давал за нее деньги.
Упавшего с крыши поймет лишь тот, кто сам был в его положении.
Чужого осла ищут, без забот распевая песни.
Вот ЗДЕСЬ - мой край, где я родился!"
А в gönüldaş - "друзья сердца" Насреддина записали и знаменитых суфиев Анатолии - Мевляну, Хаджи Бекташи Вели,
шейха Эдебали (духовного вдохновителя основателя османской династии Османа Гези) и Юнуса Эмре (о нем напишу ниже).
Про дудочку: когда Насреддин Ходжа собрался в город, все соседи стали заказывать ему, что им оттуда привезти. Один мальчик дал ему монету и попросил дудочку. И вот Ходжа вернулся, вручил мальчику дудочку, а больше никому ничего не привез. В ответ на возмущение соседей он ответил просто: "На дудочке играет тот, кто заплатил за нее деньги!" (
Parayı veren düdüğü çalar)
Про крышу: однажды Насреддин забрался на крышу, чтобы ее починить, подскользнулся и упал на землю. Собрались соседи, жена, кричат: надо звать врача! костоправа, чтобы выпрямил вывих! нет, того, кто умеет лечить переломы! А Насреддин говорит: вы мне позовите лучше того, кто сам падал с крыши. Вот он меня поймет, и посоветует, что делать. (
Damdan düşen halden anlar).
Про чужого осла: потерялся у местного управителя осел, начали его искать всей деревней, и Насреддина Ходжу зовут: иди и ты, поищи осла в виноградниках. Ходжа идет по винограднику, смотрит по сторонам, нет ли осла, и насвистывает-напевает песенку. Встречается ему сосед, спрашивает - разве так ищут осла, распевая песни? - Чужого осла только с песнями и ищут, ответил Ходжа. (
El elin eşeğini türkü çağıra çağıra arar)
13. А вот и тот самый дом. По мере приближения к нему наша компания прирастала мальчишками, а когда пришли, выяснилось, что ключа у них нет. Побежали за ним, ждем у отреставрированных под старину ворот.
14. "Добро пожаловать, проходите в мой родной дом! Большой мыслитель турецкого и мусульманского мира, наш дедушка Насреддин Ходжа родился в этом поселке, в этом доме в 1208 году, а потом обрел свой дом в сердце каждого. Он стал мыслителем среди турок и всех мусульман, людям светил, смеша и заставляя задуматься, давал урок. Отошел в мир иной в Акшехире в 1284 году.""
15. А вот и мы ;)
16. "Насреддин Ходжа говорит: добро пожаловать в место, где я родился! Желаю вам: пусть улыбаются ваши лица, пусть ваша жизнь проходит в здоровье и изобилии, а ваши сердца наполняются счастьем и радостью. Мой вам совет: держите ноги в тепле, голову в холоде. Слишком глубоко не задумывайтесь ни о чем. И найдите дело по себе: а остальное доверьте Богу!"
17. Обхожу дом и двор Насреддина Ходжи со всех сторон, но улочки такие узкие, что сфотографировать удается только частями.
18. А за этим тупичком, кажется, и деревня кончается ;)
19. Школы в деревне нет, мальчишки рассказывают, что ездят учиться куда-то в соседний город. Вообще не верится, что люди в наше время живут вот здесь, на этих почти музейных улочках, своей обычной жизнью изо дня в день! Вот мать одного из пацанов выглядывает из своего дома, рассматривает заезжих гостей.
20.
21. Наконец принесли ключ и мы попали внутрь. Что ж, красиво тут все отреставрировали!
22.
23. С лестницы фотографирую округу.
24.
25. Вот как живут односельчане Насреддина:
26. К каждому из нас пристало по паре юных гидов. Рассказывать им особо было нечего, но старались мальчики изо всех сил. Вот тут жилые комнаты были, а вот тут конюшня и хлев, тут жил тот самый ослик...
27. По историческим документам, в деревне Хорту действительно родился в XIII веке некий Насреддин. Пусть это будет тот самый легендарный Ходжа, почему бы и нет? Допустим и то, что это подворье стоит на том самом месте, где он родился. Самые недоверчивые скептики могут на примере этого дома ознакомиться с тем, как жили зажиточные горожане в средневековом сельджукском городе.
28.
29.
30. Обстановки в комнатах нет, возможно, коврики и подушки расстилают в них к приезду экскурсионных групп - судя по сваленным в груду килимам и флажкам в одной из комнат.
31.
32.
33.
34.
35.
36. Вот и все. До свидания, Ходжа!
37. Прощай, деревня из средневековой сказки!
38. Еще одна картинка с историей про Ходжу: ''Почему ты бьешь ребенка, он же не разбил кувшин! - Вот пока кувшин еще не разбит, и надо принимать предупредительные меры!" , а под ней надпись на фонтане-чешме с питьевой водой: "Насреддин Ходжа говорит: пусть те, кто приходит в наш поселок, будет счастлив, пусть тот, кто выпьют нашей воды, будет здоров!"
А рядом с табличкой "Республиканская народная партия. Администрация" словами анатолийского поэта-суфия
Юнуса Эмрэ (чья усыпальница расположена неподалеку от Сиврихисара, мимо которого мы проезжали по пути сюда) призывают любить и быть любимыми: "Приходите, давайте узнаем друг друга, и с легкостью вместе с работой справимся, будем любить и быть любимыми, ведь мир не достанется никому".
"
Gelin tanış olalım,
İşin kolayın tutalım
Sevelim sevilelim,
Dünya kimseye kalmaz..."
Тюрбе - могила Юнуса Эмре находится в местечке под забавным названием Михалыч (Mihalıç) - но это только
одна из девяти возможных усыпальниц поэта:
(фото отсюда:
eminreisgeziyor.blogspot.com.tr/2010/02/yunus-emre-pessinus-sivrihisar-gezisi.html)
39. На выезде из деревни замечаем оживших персонажей Насреддиновских историй.
40. "Сидит Насреддин Ходжа на берегу озера и ложкой кидает в воду йогурт. Подходят к нему крестьяне: ходжа, что ты делаешь? - Вот, йогуртом озеро заквашиваю. - Разве можно йогуртом заквасить целое озеро? - удивились крестьяне. - А вдруг заквасится? (Ya tutarsa?)"
А какая у этой басни мораль? А морали нет никакой... просто рогатым родился один, и крылатым родился другой. Далее объясняется, что Насреддин Ходжа как бы намекает нам, что не стоит отказываться от новой идеи, не испробовав ее - ведь именно методом проб и ошибок были совершены все великие открытия, изменившие мир: лампочка Ильича партии Тайипа Эрдоана Эдисона, вакцина Луи Пастэра, корабли султана Фатиха Мехмета (которые он посуху перетащил для взятия Константинополя).
41. И последняя шутка от Насреддина Ходжи - моя любимая история о котле (казане), родившем кастрюлю ;)
42. ''Попросил как-то Насреддин Ходжа у своего соседа (весьма падкого до материальных ценностей) большой казан. Сосед с неохотой, но дал. А когда отдавал казан обратно, вложил в него новенькую кастрюльку и сказал: "Спасибо, сосед! вот тебе обратно твой казан, а вот кастрюлька, которую он родил." Довольный такому повороту дел сосед с радостью принял и казан, и кастрюльку.
Когда Насреддин Ходжа снова попросил одолжить ему казан, сосед обрадовался и сразу же принес его Ходже. День проходит, другой, третий, пятый - а казан все не возвращается. А вместе с ним и надежда на еще одну кастрюльку. Пошел сосед к Насреддину: ходжа, если казан тебе больше не нужен, не вернешь ли его мне? - Соболезную, - ответил Ходжа, - но твой казан помер. - Господи Боже мой, ты в своем уме? Да разве казан может умереть? - А почему бы ему не умереть? Ведь знаешь, кто родит, тот и помирает, - улыбнулся Насреддин :)''
Bilirsin, doğuran ölür.
Продолжение путешествия по Турции от моря до моря - следует!
This entry was originally posted at
http://meladan.dreamwidth.org/487958.html. Please comment there using
OpenID.