Сегодня, дорогие читатели, мы поговорим о такой важной статье расходов собственника зарубежной недвижимости, как ежемесячный коммунальный платеж (в Турции он называется «айдат»).
Оплата айдата регулируется законом о кондоминиумах (
Kat Mülkiyeti Kanunu), принятом, между прочим, аж в 1965 году. По этому закону устанавливать размер айдата может только общее собрание домовладельцев (Kat Malikleri Genel Kurulu). Оно же выбирает правление жилого комплекса, которое следит за сбором и расходованием «общака». В обычном турецком доме в правление выбирают наиболее инициативных жильцов. А как же быть, спросит мой пытливый читатель, если никто из собственников не проживает в доме постоянно? Такое все чаще имеет место в курортных регионах, где иностранцы и сами турки покупают себе «второй дом» исключительно для отдыха. В этом случае собрание жильцов приглашает управляющего со стороны или же подписывает договор с управляющей компанией. Вот здесь-то и начинается цирк с непарнокопытными.
Если в доме живут турки, то будьте уверены, что сторонний управляющий отчитается за каждый потраченный куруш. А вот в так называемых «резервациях» для иностранцев, которые как грибы после дождя выросли по всему южному побережью Турции, может происходить самая настоящая анархия и беспредел. Многие застройщики сами вызываются управлять построенным комплексом, рекламируя это как дополнительный и бесплатный бонус для своих покупателей. Покупатели, конечно, с благодарностью соглашаются. А потом начинают происходить забавные вещи: жильцы не информируются о времени проведения общих собраний, сами собрания проводятся без кворума (по закону на собрании должны присутствовать более половины собственников), финансовые документы не предоставляются (а если предоставляются, то на турецком языке), а сумма айдата не определяется всеми жильцами, а устанавливается в директивном порядке управляющей компанией. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что названная УК сумма по факту оказывается в разы выше, чем в похожем комплексе, где проживают преимущественно турки.
Для многих наших соотечественников не является проблемой ежегодно выложить пару-тройку тысяч евро за обслуживание квартиры, которой они пользуются от силы пару недель. Если же вы, мои читатели, к этой категории не относитесь, но все же планируете купить себе домик у моря, я расскажу, какие именно факторы влияют на увеличение (иногда непомерное) суммы айдата:
1. Наличие управляющей компании. Застройщики могут сколько угодно открещиваться от этого факта, но управление жилым комплексом это бизнес, который должен приносить доход. Хочешь - не хочешь, а в управляющей компании будет как минимум парочка русскоязычных сотрудников, которые сидят на зарплате. Уже одно это означает, что платить вы будете больше, чем турки, живущие в аналогичном комплексе и управляющие им своими силами. Причем не только за проживание, но и за сторонние услуги, заказанные через управляющую компанию - от банальной уборки до подключения телефона и интернета. Запомните, что вы - источник дохода. До тех пор, пока не подучите язык и не станете «стреляным воробьем», все вокруг будут пытаться на вас заработать. Кушать хочется всем, и вряд ли можно придумать более лакомый кусок, чем ничего не понимающий иностранец, считающий себя «местным».
2. Навороченная инфраструктура. Здесь, опять же, главная статья расходов это зарплата. Чем больше сотрудников комплекса (консьерж, охрана) получает зарплату, тем больше вы платите. Не нужно успокаивать себя тем, что неквалифицированный труд стоит копейки. Эти ребята вполне могут получать и по тысяче лир на брата ежемесячно. Ну и далее - наличие в комплексе бассейнов, ресторанов, кинотеатров и вертолетных площадок - все это не пройдет мимо вашего кошелька. Например, в моем скромном 20-квартирном доме, где живут исключительно скромные и экономные турки, небольшой бассейн функционирует только три месяца в году - с июля по сентябрь. За это удовольствие каждый собственник дополнительно платит по 150 лир ежегодно. Можете представить себе, в какую сумму обходится круглогодичная работа огромных бассейнов с аквапарками и крытых спа-центров с душевыми и саунами. Кстати, если кому интересно: когда бассейн не работает, то айдат в нашем обычном доме с консьержем (капыджи) составляет 50-75 лир ежемесячно. Сравните это с тем, что предлагает ваша управляющая компания.
3. Русскоязычные «резервации». Если вам «повезло» и большинство ваших соседей составляют соотечественники, которые лишь изредка приезжают отдохнуть, то рано или поздно (а скорее всего, сразу) в комплексе возникнет проблема со сбором айдата. Кто-то покупает квартиру исключительно в «инвестиционных целях» и не собирается платить «какой-то там айдат», кого-то начинает «душить жаба», а кто-то просто, уезжая на год, «забывает» оставить деньги. В результате, если вы хотите, чтобы ваш комплекс не порос бурьяном и не был разворован, а лифты и водоснабжение функционировали, вам придется платить и за себя, и за «того парня». Есть, конечно, еще вариант подать на «того парня» в суд, который попросту конфискует имущество неплательщика, но наши люди по традиции лучше заплатят втридорога, чем «настучат» на своего же непутевого соседа.
Итак, дорогие мои читатели, вы по-прежнему хотите жить в Турции, но не с турками, а с соотечественниками? Вы все еще хотите купить квартиру в супер-пупер-резиденции «а-ля отель 7 звезд» и чтобы на территории обязательно было как минимум три ресторана? Вы по-прежнему считаете, что застройщик оказывает вам гигантскую услугу, соглашаясь управлять вашим комплексом? В таком случае вам можно позавидовать, потому что только абсолютно счастливые люди на наблюдают часов и не считают денег. Турция любит и ждет вас!