Церкви Панагия Кира, Пергаминиотисса и Антифонитис

Mar 12, 2017 17:44

Оригинал взят у ampelios

Махнув рукой на Панагию Феотокос, мы все же решаемся искать Панагию Киру. Та отыскивается на удивление легко, тем более, что эту самую Ливадию/Сазлыкёй мы уже дважды, как выяснилось, проезжали. Видит око, на не подъехать. Я решаюсь идти напрямик через поле - тут же Борис Иванович наводит камеру, и мой берет начинает плавно погружаться в море зеленой пшеницы.
Панагия прижата к склону холма, даже вросла в него апсидой. Апсида - самое важное и древнее в храме, VI в. Остальное построено на столетие позже, опять же после арабов. Важное потому, что здесь была вторая после Литранкоми мозаика, а ведь всего ненапольных ранних мозаик на Востоке раз и обчелся. Была же потому, что и ее украли. Вернее, ее остатки: по смальтинке христиане растаскивали ее и прежде - для лечения мелких кожных болезней. Кстати, то же самое, только для глаз, привело к ослеплению святых на фресках (этот обычай наблюдался на Балканах еще в прошлом веке). Итак, мозаики нет, но осталось немножечко темных фресок - в куполе, там, куда трудно дотянуться. Загоняю Славу, которому оказалось не 60, а 70, на крышу снимать живопись через окна. Спасибо Славе, на фотографиях проступили евангелисты и, что странно, прямо в куполе - волхвы с дарами. Каждый такой осколок воспринимаешь здесь как Божий дар. Напоследок прошу Славу пыхнуть вспышкой в дыру посреди церкви. Оказывается на дне колодца начинается подземный ход - такие нам уже встречались дважды, за и под престолом.







За столом принимаем решение ехать вдоль моря на запад и смотреть, что попадется по английской карте. В основном это оказался XVIII-XIX век, превращенный по большей части в загон для скота. Но среди навоза попадались и жемчужины. Например, Панагия Пергаминиотисса. Тоже крестовокупольная, тоже на месте ранней базилики, тоже с остатками фресок, правда, здесь сохранился еще и кусок древней преграды. Особенно трогательно единственное сохранившееся лицо - Анна молится о рождении дочери, а рядом с ней куропатка на столбе. Так давно погибшая константинопольская статуя выжила в гибнущих фресках. Штукатурка вместе с ними валится со стен шматками. Неужели, мы последние, кто видел эту настоящую красоту.





Потихоньку забираемся в горы. Надо до заката, а здесь он значительно раньше. Антифонитис в конце долгой петляющей дороги появляется внезапно. Даже неожиданно, что это не очередная Панагия, а Христос Антифонитис, то ли Отвечающий, то ли Отпевающий. Во-первых, сумасшедшая архитектура, описание которой пока придется отложить. Во-вторых, весь храм расписан в XII и частично переписан в XV веке. Увы, но часть голов, вырезана и продана уже в наши дни. Фрески местами смелы и неожиданны: так, Крещение втиснуто на столп. О таком месте трудней всего рассказать и из такого не хочется уходить.











Но солнце садится, а мы еще хотим Сурп Магар. На рубеже тысячелетий коптские монахи основали здесь монастырь, потом к ним присоседились братья по вере армяне, затем копты рассосались, остались одни григориане. Наконец, в 1974 турки выжгли бетонные стены XIX века, кафельный пол храма - посреди руин стоит лишь одинокий апельсин. На столбе рядом с ним турок-электрик: здесь решили устроить ресторан. Впрочем, в другом греческом храме ресторан уже устроили англичане. Солнце окончательно село. Но перед этим мы увидели Пентадактиль/Бешбармак - Пять пальцев над Кипром.







перепост, Северный Кипр, церковь

Previous post Next post
Up