немного об одной из составляющих учебного процесса

Oct 18, 2015 20:27

Сильно утрируя, можно сказать, что учебный процесс студентов состоит из следующих видов деятельности - аудиторных занятий, самостоятельной работы, зачетов и экзаменов. Аудиторные занятия в свою очередь подразделяются на: лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы.
Вот о последних сегодня и попробуем поговорить. Причем, учитывая специфику моей работы, будем говорить о лабораторных работах по компьютерным дисциплинам.

Все высказанное далее - это личное мнение автора, которое не претендует на объективность (скорее, даже наоборот - представляет собой ярко выраженный субъективный взгляд на проблему).


В идеальном случае лабораторная работа должна проходить следующим образом. Студент, самостоятельно подготовившись к лабораторной (т.е. изучив материал, связанный с темой проводимой работы), приходит в отведенное время в указанную лабораторию. За выделенный промежуток времени для выполнения работы (он может варьироваться - от одной до нескольких пар) он должен сделать выданное ему индивидуальное задание, затем оформить отчет (эту часть процесса можно выполнить уже и в домашних условиях) и защитить выполненную лабораторную к установленному сроку.

Нет, давным-давно, когда мысль о том, что в семье может быть несколько компьютеров разного калибра, даже не могла придти в голову, все, собственно, так и происходило. Ваш покорный слуга застал еще времена компьютеров типа ЕС-1036 или VAX-подобных, и по-другому выполнить лабораторные работы не было просто возможности.

Надеюсь, что лабораторные работы по физике/химии до сих пор проводятся именно в таком режиме. А вот лабораторные работы по компьютерным дисциплинам или математическим, но связанным с использованием компьютеров в качестве инструмента (как, например, программирование во всех его формах, веб-приложения, анализ данных и т.п.) называются так только формально. Де-факто эти занятия уже давно стоит вместо лабораторных работ называть компьютерным практикумом. Ведь студенты приходят на них в основном только для того, чтобы узнать свой вариант задания (да и то не всегда), а также чтобы потом сдать (а иногда и попытаться "втюхать" - прошу прощения за жаргон) преподавателю возможно даже собственноручно сделанную лабу. В последнее время часто ведь сдают не то, что написали сами, а то, что "намутили за шоколадку".

Более того, наблюдаются явно выраженные пики активности появлений студентов на парах, отведенных под лабораторные работы - дважды перед проведением аттестаций, а также в последние недели семестра. Причем в последнем случае попытки сдать лабы также часто сопровождаются просьбами поставить побольше баллов.

В качестве ложки меда в бочке дегтя стоит отметить, что все-таки по некоторым дисциплинам лабораторные работы сохранили свой первоначальный смысл. К примеру, на таких дисциплинах, как "Базы данных" или "Обеспечение качества ПО", выдаваемые заданиям могут быть выполнены только непосредственно на занятиях в отведенное время. Но, к сожалению, таких примеров не так уж и много.

Поэтому, возможно, имеет смысл вернуться к первоистокам и возродить проведение лабораторных работ по компьютерным дисциплинам в том формате, как это изначально задумывалось?

Да, это потребует значительной переделки курса лабораторных работ преподавателями. Ведь тогда нужно уже будет их строить таким образом, чтобы каждую из них можно было (и самое главное - полезно и интересно) выполнить непосредственно на занятии, а общая последовательность лабораторных работ была связана какой-то цельной идеей.
Да, это взорвет уже привычное для студентов отношение к лабам - ведь теперь придется посещать каждое занятие, а не одно из десяти, и даже выполнять какие-то действия на каждом из них.

Но может быть тогда и результат будет лучше, чем сейчас? Кто что думает?

фпм, институт, студенты

Previous post Next post
Up