Всем привет! В этой статье я бы хотел рассказать вам, как я со своими друзьями заказали ретро-трамвай Duewag GT8D.
О трамваях этой модели в Минске:
Это немецкий односторонний восьмиосный сочленённый высокопольный трамвайный вагон. Является одной из модификаций модели GT8, которые выпускались с 1957 по 1991-ый годы. Интересный факт: трамваи этой модели выпускались на пяти заводах! Первым стала фабрика Düsseldorfer Waggonfabrik, которая позже получила название Duewag. В середине 50-х в Германии сильно увеличился пассажиропоток. Ввиду этого правительство Дюссельдорфа приняло решение о необходимости закупки трамваев особо большой вместимости. В качестве разработчика и производителя таких трамваев и была выбрана эта компания. Но со временем её производственных мощностей стало сильно не хватать. Тогда производство было налажено и на заводах компании Rastatt. GT8 параллельно производился на заводах этих компаний до 1969 года. В этом году Duewag прекратил производство GT8, а права на него и все его модификации были переданы компании DWM, которая через несколько лет продала права берлинскому Waggon Union. WU выпускал эти вагоны без модернизаций до 1977 года, а после небольшой модернизации GT8 не сходил с конвейера WU до 1980 года под индексом GT8-60.
Справа - наш герой, ещё в Карлсруэ
А в Минск вагоны этой модели попали необычным способом: в 2002 году специалистами "Минскгорэлектротранса" и транспортным предприятием г. Карлсруэ были достигнуты договорённости о безвозмездной передаче вагонов из Карлсруэ в Минск. Изначально планировалась передача 100 трамваев, но впоследствии белорусская сторона почему-то решила отказаться от 90 трамваев, получив в своё распоряжение только 10 штук. Пассажиры любили эти трамваи за плавный ход и довольно удобные сиденья, хоть они и деревянные. Минчане их называли "удавами" или "немцами". Недополученные GT8D были заменены на трамваи собственного производства БКМ-60102 и АКСМ-743.
В Минске трамвайная колея больше, чем немецкая, поэтому уже нашим работникам трамвайного парка приходилось переделывать тележки. Кстати, тележки для 180 пришли несколько раньше самого вагона, что позволило их подготовить к установке ещё до прибытия трамвая. Тележки же пришедшие вместе с вагоном подготавливались к установке на следующий также до его прибытия. Последний вагон прибыл в Минск без тележек.
Только-что поступивший в Минск GT8D №180
Первым вагоном, поступившим в Минск стал как раз трамвай номер 180. Работал он с 2002 по ноябрь 2009 года на маршрутах №1, 3, 4, 5 и 6. В 2009 году все минские трамваи Duewag были выведены из эксплуатации, и были заменены трамваями белорусского производства БКМ-60102 и БКМ-84300М.
Все окраски нашего трамвая
Этот трамвай перекрашивали 5 раз. Сначала он был в своей старой рекламе на немецком языке. Кузов был жёлтым с красной полоской посередине и внизу. Потом, в 2004 году его перекрасили в бело-синюю рекламу, кстати, немецкой фабрики бытовой техники «Bosch». В 2008 он снова получил облицовку жёлтого цвета, а по бокам появилась красно-белая реклама «КЕРАМИН». Под конец эксплуатации, в 2009, ему перекрасили весь кузов: внизу - зелёная полоса, красные двери и полоса вверху, жёлтое основание. Когда ему присвоили статус музейного сменили цвет дверей и закрасили полоску вверху жёлтым.
Об аренде:
Наша компания в составе авторов ютуб-каналов «Alex Green» (
https://www.youtube.com/@alex_green-top), «Макс путешественник» (
https://www.youtube.com/@max_travel) и «ІНКІТС ТРАНСПАРТ•ТРАНСПАРТ БЕЛАРУСІ» (
https://www.youtube.com/@inkitstransportnik) решили арендовать этот трамвай. Так как мы уже знали, куда по этому поводу стоит обращаться, мы поехали в парк и написали заявление. Нами был выбран маршрут «Трамвайный парк - пл. Мясникова - Д/С Озеро - Д/С Серебрянка - Тракторный Завод - Трамвайный парк». Потом, 1 июня, мы снова приехали в парк подписывать договор. После этого мы оплатили аренду, которая обошлась нам в 310 рублей. Так как на Дюваге электронного табло нету, мы сходили в цех, где он уже стоял и нам любезно измерили рулеткой параметры вывески.
К этой поездке мы хорошо подготовились. Ходили в печатный центр и напечатали вот такое замечательные табло, с которым мы объездили весь Минск:
Также у нас была идея записать информатор своими голосами, но подходящей колонки не нашлось, поэтому идею пришлось отложить. Также мы подготовили информацию про этот трамвай, которую зачитывали во время поездки (её вы прочитали в начале статьи).
И вот, 4 июня, мы стояли возле проходной парка. Пока мы ждали, решили перед поездкой сходить в уборную. Охранник нас проводил, а когда мы были готовы отправляться в наше путешествие, нас решили не отправлять назад, за территорию парка, а провели прямо в цех, откуда он должен был отправляться. С помощью нашего прекрасного водителя Ольги Валентиновны мы наклеили главное табло, потом наклеили табло с нашими названиями каналов и табличку «1969-2023» сзади. Когда мы справились с табло, я попросил сесть в кабину. И когда я сел, Ольга Валентиновна показала, как раньше подавали сигнал о закрытии дверей. Это сейчас есть информатор «Асцярожна, дзверы зачыняюцца!», а раньше такого, понятное дело, не было. Поэтому на трамваях Duewag GT8 над каждой дверью есть специальные звоночки, которыми звенел водитель перед закрытием дверей:
Вот видео о том, как мы готовились:
https://youtu.be/lfzu94qdUfE.
Мы все потрынькали ими, и отправились в путь. С нами ехали главный инженер трамвайного парка Корольчук М. А. и работник парка, которые следили за состоянием вагона. Но немного проехав мы остановились для небольшой фотосессии. Тогда я начал снимать первый обзор этого трамвая (ссылку на видео ищите дальше).
Потом нас провезли по всей территории парка и мы поехали. Мы очень удивились, когда трамвай поехал по путям на Серебрянку. Нам объяснили это тем, что там есть ближайшая «канава», где надо проверить состояние трамвая. За это работникам парка большой респект - следят за безопасностью поездки! О да, никогда не забуду эти взгляды людей на остановках - некоторые просто смотрели, некоторые показывали лайк, очень многие фотографировали. Ощущение было потрясающее!!!
Салон
Также мы попросили трамвайный парк сделать нам индивидуальные талоны на проезд в этом трамвае. Каждый из участников поездки получил свой билет с указанием их ФИО, маршрутом, датой поездки и указанием модели вагона (за это большое спасибо экономисту Анастасии).
Я со своим билетом
На диспетчерской станции «Серебрянка» мы по очереди сидели в кабине, открывали и закрывали двери, звенели в звоночки и объявляли остановки. Простояв там 15 минут, мы двинулись дальше. Поездку с Серебрянки можно посмотреть здесь:
https://youtu.be/fVrz7mv89w0 По пути мы заехали на РК «Тракторный Завод». Постояли там немного и поехали дальше.
Обожаю этот трамвай за его плавный ход! Он может ехать довольно быстро. По сравнению с обычными 60102 ехал очень шустро. Да, это самый лучший трамвай Минска за всю его историю, присоединяюсь ко мнению большинства минских трамвайщиков). Как я уже сказал ранее, этот трамвай работал на маршрутах №1, 3, 4, 5 и 6. А мы попросили проехать на нём по улицам Платонова и Чапаева (по этим путям проходит только трамвайный маршрут №7), поэтому 180 возможно испытал новую для себя дорогу (вряд ли его ещё кто-нибудь просил там проехать). Вот поездка:
https://youtu.be/1g2tyfqUinE Кабина
На остановке «Вокзал» нас также остановили для фотосессии. Фотографии там получились невероятные: старенький ретро-трамвайчик стоит на фоне нового торгового центра и ж/д вокзала. Пересечение старого и нового. Просто невероятно!
На площади Мясникова мы тоже любовались этим чудом. И там меня узнали мои подписчики. Мне было очень приятно встретить своих фанатов во время заказной поездки) Мы решили провезти их до остановки. Вот что значит быть нашими подписчиками! Становитесь ими и вы, вдруг когда-нибудь тоже повезёт) Вот поездка с этой остановки:
https://youtu.be/Ij7ge40dPHc.
Следующей нашей конечной должна была быть Д/С «Озеро». Но на остановке «Красная» мы вдруг повернули направо, в сторону Зелёного Луга, на который и не планировали ехать. Как оказалось, это был подарок, нас решили свозить на Зелёный Луг) На самой Д/С мы встретили старшего преподавателя автотракторного факультета БНТУ Семченкова Сергея Сергеевича, бывшего работника из отдела организации перевозок минского трамвайного парка и автора двух книг про трамваи. Устроили небольшую фотосессию, во время которой к нашему трамваю подошло несколько человек, которых мы пустили в трамвай, посмотреть салон. «Наступны прыпынак: Д/С Возера».
Мы втроём сидели на боковых сидениях прямо за кабиной, которая от салона отделялась лишь какой-то зелёной занавеской (хотя раньше там была настоящая перегородка). И нам наш водитель предложила ехать и по пути объявлять остановки через микрофон из кабины. Мы протянули его к себе и по очереди объявляли все остановки. Это было незабываемо!
На Озере мы тоже сидели в кабине по очереди. Что мы только там не делали: и сигналили звонком, по звуку напоминающем звук корабельного звонка, и двери открывали/закрывали, и моргали фарами... Отводили душу по максимуму.
Ну а потом мы ехали в парк. Это было, конечно, не так весело, но мы уже были полны впечатлениями. Мы всей нашей командой очень благодарим руководство трамвайного парка, главного инженера, работника и нашего водителя за эту шикарную поездку! Благодаря им мы остались довольны этой поездкой на всю жизнь!
И вам большое спасибо, что прочитали эту статью! Кстати, в прошлом году я заказывал трамвай модели АКСМ-743, про уже эту аренду можете почитать здесь:
https://liesavichok.livejournal.com/73411.html. А вот и видео с этой поездкой:
- фотографии:
https://youtu.be/cbRXgUQfuM8; - обзор:
https://youtu.be/A-wFpH7_CeQ.
До новых встреч!)