Старая Русса, Новгородская область. Часть первая. Город, которого нет.

Mar 27, 2018 03:53

Старая Русса - маленький городок в южном Приильменьи в 90 км от Великого Новгорода.


(На снимке - место слияния рек ПорУсьи и ПолИсти, на мысу -  Воскресенский собор (1690-е гг, перестроен в 1828-1833 гг) с колокольней (1800 г), слева виден Соборный мост через Порусью.)
Самое раннее документальное упоминание о Старой Руссе относится к 1167 году  - в те далёкие времена город (понятное дело, что еще и не город совсем в нашем понимании - так, небольшое поселение) носил название Руса, а первоисточником сведений стала Новгородская Первая Летопись (древнерусский литературный памятник), на страницах которой нашли подробное отражение ”дела давно минувших дней”, случившиеся в древней  Новгородской республике. (Следующий кадр - ансамбль Спасо-Пребраженского монастыря, реставрация 1970-х годов по состоянию на конец XVII века, слева направо: Сретенская, Рождественская церкви, колокольня, Спасо-Преображенский собор)


Судя по оживленному перемещению персонажей Новгородской Первой Летописи по направлению к нашей Русе и обратно, в те времена она уже была вполне сложившимся населенным пунктом, то есть можно смело добавить еще как минимум полвека-век к её историческому возрасту.


Русса/Руса расположилась в месте слияния двух рек - ПорУсьи (кадр сверху) и ПолИсти (снимок внизу) - вторая из которых, более многоводная, впадает в реку ЛОвать, в свою очередь несущую свои воды в былинное озеро Ильмень.


А из Ильменя по Волхову до Ладожского озера рукой подать - из чего логично предположить, что издревле местное население занималось торговлей с близлежащими областями, вывозя произведенную здесь ремесленную продукцию (весьма высокого качества) ...


....и ценящуюся всегда на вес золота соль. То есть, не бедствовало.(На снимке - солеварня в Усадьбе Рушанина. Настоящая. Действующая - прямо на глазах процесс происходит. Из минеральных источников привозят воду в бочках, наливают в железный поддон и выпаривают жидкость над огнем. Соль с оранжевым оттенком,  в мешочек ссыпается,  продается прямо здесь же)
Вот только с соседями рушанам не повезло - чересчур воинственными оказались, почитать летопись - так выходит, что не раз приходилось Русу заново отстраивать. В 13 веке весьма досаждали литовцы, к которым подключились еще и татарские сборщики дани.


(На снимке - церковь Мины, 1300-е годы. Неоднократно подвергавшееся за семь веков существования угрозе полного разрушения, здание нынче подреставрировано и законсервировано, доступа внутрь нет. Как нет и модной беспощадной штукатурки поверх кладки - ходишь и пытаешься угадать, к какому периоду относится вот этот камень и вон тот кирпич.) 14 век прошел более-менее спокойно, но радость была недолгой - во второй половине 15 века, в процессе насильного присоединения Новгородской республики к Московскому царству, Руса неоднократно оказывалась на пути наступательных (со стороны Москвы) и оборонительных (со стороны Новгорода) армий - меж двух огней, так что представьте сами, что здесь творилось.


(Предыдущий и последующий кадры - сплошь деревянный колоритный новодел для туристов -  Усадьба Рушанина) При Иване Грозном, потерявшем в ходе Ливонской войны часть русских территорий, Русе тоже пришлось несладко - в 1581 году городок был разорен и выжжен дотла давними врагами-супостатами литовцами, компанию которым к тому же теперь составили и поляки. А еще было повторное (в который раз!) разорение - уже в годы Смуты, сначала в 1609 году всё теми же неугомонными литовцами с подачи примкнувших к ним изменников-казаков-запорожцев (чего только не случалось в те черные годы!), с последующей оккупацией  шведскими войсками (в ходе некстати разразившейся в то безумное время еще и Русско-Шведской войны) вплоть до 1617 года. В марте 1617 года был, наконец, подписан долгожданный Столбовский мирный договор, поставивший точку в Русско-Шведской войне, по условиям которого Новгородские земли (включая Русу) были возвращены России. Наступил мир. Мир.


Постепенно, заново, с нуля, с чистого листа создавался обновленный город. В себя приходил долго - немного находилось желающих обустраиваться на пустом пепелище. Но потихоньку, понемногу, год за годом отстроился, ожил, зашевелился. Главное ведь, что - МИР. Покой и уверенность в завтрашнем дне. (Следующий кадр - ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, реставрация 1970-х годов по состоянию на конец 17 века)


Наверное, это карма такая, в небесных скрижалях записанная - возрождаться из пепла. Мы это увидим еще раз, позднее, уже в наше время. А пока - Руса хорошеет, богатеет, украшается церквами и хоромами, искрится водными бликами меж дремлющих прибрежных ив, встречает молодого царя Петра, затем императрицу Екатерину, при которой становится Старой Русой, получив заодно и герб. Развивается, растет, оставаясь при этом тихой провинцией с неторопливым житейским укладом и незатейливыми обычаями. (На следующем кадре - настоящие старорусские квакушки в монастырском пруду - все как одна царевны, не иначе)


Так бы и зарастала сонной тиной наша Старая Русса - если бы в 1815-1830-х годах в ходе специальных исследований не обнаружились целебные, благотворные для здоровья свойства минеральных вод и грязей из местных источников, в результате чего запустился небыстрый процесс волшебного преображения заурядного провинциального местечка в “русский Баден-Баден”.


Поначалу дело шло ни шатко, ни валко, виной чему была инициативная, но безответственная первоначальная администрация курорта, и даже приезд на лечение в 1865 году Великих Князей Владимира и Алексея (сыновей Императора Александра Второго) и постройка специальной железнодорожной ветки (!!!) из Санкт-Петербурга в Руссу в 1878 году не послужили судьбоносным "пиаром", как ожидалось.


(В кадре на заднем плане - питьевая галерея курорта, где всем желающим совершенно бесплатно можно набрать бутылочку целебной водички. Оказавшейся на поверку довольно невкусной) И лишь когда  в 1890 году был назначен новый директор - профессиональный врач и прекрасный организатор Сергей Васильевич Тиличеев, помимо применения современных методик водолечения и обновления медицинских корпусов проведший качественные преобразования инфраструктуры курорта (обустройство комфортабельных номеров для посетителей всех классов и чинов, собственного театра, оранжерей, в которых зимой выращивались живые цветы и вызревали даже ананасы) - лечебное учреждение ”на водах” получило широкую известность по всей России, Русса стала популярным бальнеологическим курортом.


Именно в таком благополучном состоянии курорт достался большевикам, превратившим его в солдатскую здравницу. Но сейчас не об этом.


(Верхний  снимок - дом купца Голикова на набережной Порусьи, начало 20 века.) Приток состоятельных курортников не мог не сказаться на внешнем облике города, вплоть до 1917 года застраивавшемся респектабельными особняками, жители которых приезжали в Руссу на весь теплый сезон с мая по сентябрь целыми семьями, с чадами и домочадцами, покидая шумные пыльные столицы ради целебного воздуха, романтических среднерусских пейзажей и благотворного провинциального покоя.


Публика эта весьма оживляла атмосферу тихого городка - дамы становились законодательницами моды, господа щедро сыпали деньгами направо и налево, отдых ведь, ребята, гулять - так гулять! (Следующий кадр - особняк, построенный для семейства мещанина Беклемишевского в 1870-е годы. Весьма респектабельное здание с дорическим портиком на тихой набережной Порусьи - одним из первых, уже в 1945 году, восстановлено из руин после войны. Первых - и, увы, немногочисленных...)


Самым известным столичным ”сезонным переселенцем” стал Федор Михайлович Достоевский, весной 1872 года впервые приехав из Петербурга в Руссу с женой и двумя детьми (двухлетней дочери врачи посоветовали лечение в солевых ваннах) и впоследствии вплоть до 1880 года проводя с семьёй летние месяцы в деревянном особняке на набережной Порусьи. В 1981 году изрядно обветшавший дом Достоевских капитально отремонтировали, наведя туристический глянец и полностью изничтожив исторический дух:


В начале XX века Русса обзаводится водопроводом, неоценимым благом цивилизации, одним из непременных атрибутов которой становится шестигранная кирпичная Водонапорная башня, возведенная в 1909 году на главной городской Торговой площади. Здание выстояло, обезглавленным, потеряв верхний ярус, в Великую Отечественную войну и даже какое-то время использовалось по назначению в первые послевоенные годы.


Справа от башни - двухэтажное Г-образное роскошное для провинции здание дореволюционной гостиницы "Белград", построенное в 1910 году - судя по нему, наплыв гостей был нешуточным...
  Всё это осталось в прошлом. Как и по всей России - всё изменилось в 1917. Из жителей остались лишь те, к социальному происхождению которых у Советской власти не возникало претензий. Особняки реквизировали. Лечебницу национализировали. В Воскресенском соборе (следующий кадр) организовали краеведческий музей...:


...остальные церкви позакрывали. Правда, в 1922 году было запущено трамвайное движение от железнодорожного вокзала до парка курорта - притом, что далеко не в каждом крупном городе в те годы существовал трамвай. Первые два года вагончики таскал паровоз, с 1924 года трамваи перешли на электротягу.


(На снимке - Соборный мост и Воскресенский собор с колокольней. Архитектурный комплекс возвращён РПЦ в 1992 году - о чем не сложно догадаться по нескромной расцветке свежеотремонтированных фасадов. Первоначальный проект храма 1697 года был существенно подкорректирован Василием Стасовым в 1828-1833 годах - внутреннее пространство увеличено пристройкой галерей, а внешнее убранство дополнено кокошниками и колоннами у входов. Просторное здание в годы фашистской оккупации использовалось немецкими войсками в качестве...конюшенного стойла под святыми сводами.)
 Дореволюционной (как и пост-революционной) Старой Руссы сейчас не существует. В буквальном смысле. После Великой Отечественной войны от старинного уютного городка с 40-тысячным населением осталось одно название. (На снимке - тихий уголок набережной Порусьи)


Когда 22 июня 1941 года к населению страны Советов обратился Молотов, никто не ожидал, что события развернутся столь страшно и столь стремительно. Ровно через две недели, 5 июля, на Руссу был совершен первый немецкий авианалет - бомбили нещадно в течение последующего месяца, вплоть до 9 августа, когда в разрушенный город вошли немецкие войска. Оккупация города продолжалась 950 дней (дольше Ленинградской блокады). Не успевших покинуть город жителей угоняли батрачить в Германию (10 720 человек, включая детей и подростков), ослушавшихся приказов казнили (9400 человек) или отправляли в концлагеря (около тысячи человек). В парке курорта было устроено кладбище офицеров СС, вырублены деревья, в Воскресенском соборе расположилась конюшня, в Преображенском - немецкая комендатура. В ходе войны Советская армия несколько раз предпринимала безуспешные попытки выбить немецкие войска из города - обстрелы продолжались. Освободить Руссу удалось лишь 18 февраля 1944 года. Прежде чем покинуть город, фашисты успели погубить и взорвать всё то, что уцелело за долгие месяцы войны - привыкшие ко всему бойцы Красной Армии увидели лишь торчащие повсеместно обгоревшие остовы стен, груды битого кирпича и хаос.
  Города нет. Только название и осталось.
Достопочтенный читатель! Приехав в любой город европейской части России, не торопись критиковать его за безвкусицу и типовую панельную застройку. Загляни в Рунет, пройдись по историческим сайтам - не оказался ли сей населенный пункт на пострадавшей в последнюю войну территории. Вполне возможно, его пришлось восстанавливать из руин. Об этом нужно помнить. Сердечно благодарю за понимание.


(На снимке - улица Сварога, ведущая к парку водолечебницы - по этой причине прилично заасфальтированная).
  Старую Руссу поднимали долго. До 1960-х годов на улицах оставались апокалиптические военные руины. Поначалу не было никаких стройматериалов - приходилось разбирать завалы и очищать от приставшего цемента уцелевшие кирпичи, из которых заново возводились стены. Жили в бараках, сколоченных из досок. Отстроить удалось далеко не всё.


Исторический центр сейчас заполнен блочными двух- и четырехэтажками - восстанавливать довоенную застройку не представлялось возможным.


У входа в Музей Северо-западного фронта с 2004 года стоят настороже две 76-мм дивизионные пушки образца 1942 года и легкий танк Т-26, выловленные из речки Ловати следопытами.
Самые значимые исторические объекты, считай, построены заново - их осталось немного, некоторые из них вы видели в этой статье. Они - напоминание о былой Старой Руссе. Довоенная пронзительная ностальгия и боль. Память. (На следующем фото - церковь Николая Мирликийского, существует со времен Дмитрия Донского, с 1370 года, но ввиду неоднократных разорений-разрушений с тех времен ничего не сохранилось. В 1710 году в очередной раз отстроена - по состоянию на этот период и отреставрирована в 1960-е годы новгородскими специалистами. Колокольня построена в начале XIX века - на довоенных фото увенчана высоким шпилем, уничтоженным в годы войны. В 1990 году церковь была передана старообрядческой общине и благолепно подремонтирована - хорошо знакомые сплошь белые стены, стеклопакеты и режущая глаз современная кровля. Ну да нам не привыкать, и не такое видали)


Набережные нынешнего города с малоэтажной застройкой кое-где выложены брусчаткой (на радость автовладельцам и барышням на каблуках, должно быть - но лично мне нравится, ибо весьма колоритно смотрится) :


И завершающим мажорным аккордом - теплая ностальгия по Советскому пионерскому детству - подрастающее поколение во всамделишных красных галстуках в летнем лагере отдыха на школьном дворе)))




В следующий раз, предварительно рассмотрев город в целом, мы поговорим чуть подробнее о судьбе одного из достойнейших внимания архитектурных памятников Старой Руссы - Спасо-Преображенском соборе одноименного монастыря, ведущим историю от 1198 года...


 (Продолжение следует...)

война, Старая Русса, Новгородская область

Previous post Next post
Up