Гороховец, Владимирская область, Благовещенский собор, 1700 год.

Mar 15, 2018 02:54

Дивный городок Гороховец уютно расположился на правом берегу Клязьмы, на склонах и у подножия Пужаловой и Никольской горы - маленькие разноцветные домики, утопая в буйной зелени деревьев, взбираются вверх, перемежаясь с куполами храмов.


Своеобразный холмистый рельеф местности придаёт пейзажу 850-летнего города (в 2018 году у Гороховца - юбилей) дополнительную живописность, а весьма высокая плотность архитектурных памятников на единицу площади делает Гороховец одним из интереснейших объектов изучения для знатоков и любителей отечественной как истории, так и архитектуры. От себя лично добавлю - незабываемых и неповторимых объектов.
Сегодня мы поговорим о Гороховецком Благовещенском соборе, строительство которого было завершено в 1700 году(справа на снимке его голубые купола и шатер колокольни).


Как раз тогда начинает раскручиваться маховик прогрессивных Петровских реформ, затронувших едва ли не все сферы государственного устройства, со страшным скрежетом развернувших впоследствии Россию-матушку в сторону Европы. Столичные новости о происходящих преобразованиях до провинции доходили не быстро - но верно, и безошибочное чутьё русское подсказывало - что-то грядёт. Особенно хорошо это чувствовали те горожане, коим по роду своей деятельности приходилось часто бывать в Москве - то есть, предприниматели. Одним из них был “Гостиной сотни человек”, богатейший купец и винопромышленник, уроженец Гороховца Семен Ершов, на личные средства которого в 1670-1700-е годы в Гороховце были построены несколько первых каменных храмов и жилых домов, нынче считающихся жемчужинами средневекового провинциального русского зодчества. (Справка: в привилегированную Гостиную сотню входили богатейшие русские купцы из ”посадских людей”, освобождавшиеся от уплаты тягла - казенного налога - и приравненные в некоторых правах с местными чиновниками)
Благовещенский собор Гороховца - последний из череды построенных на Ершовские деньги храмов. И он кардинально отличается от своих предшественников. И в этом - его главная загадка. Архитектурная интрига. Собор расположен в ”нижней” (Подгорной) части города рядом с Базарной площадью (современный топоним - площадь комбрига Патоличева) и прекрасно просматривается с многих точек города.

 Вот на Базарной площади мы для начала и остановимся. Слева - здание Торговых рядов и Городской думы (1893 г). С этой точки зрения складывается ощущение, что высота центрального барабана с главой (от уровня кровли до навершия креста) почти равна высоте основного куба храма. Общая высота собора порядка 35 метров. Для городка, население которого к 1700 году составляло около полутора тысяч человек - грандиозное сооружение. (Справка: в нынешнем Гороховце проживают порядка 13 000 человек)


Снимок с нижнего пролета лестницы, ведущей по склону Пужаловой горы от Дома Ершова (мы его подробно изучили в прошлой части рассказа) в Нагорную (”верхнюю”) часть города. Снизу вверх взбираются крыши, кресты куполов взмывают в небеса. Здание с пустыми окнами, загораживающее Собор - дореволюционное Высшее начальное училище - построено в 1876 году, в советское время стало средней школой, переведенной в 1995 году в новое здание. Опустевший ветшающий памятник архитектуры портит пейзаж и требует основательного ремонта.
Вообще ходить по Гороховцу нужно только пешком (тем паче что дороги здесь убитые и авто лучше поберечь), не торопясь, имея возможность остановиться и осмотреться на 360 градусов вокруг - чтобы не пропустить ничего.


Город очень хорош. Нетронут. Уютен. Лекарство для сокрушенных сердцем...Для любителей русской старины просто кладезь пейзажей. Фоном - шатры и купола, древние, огромные. И в любом уголке старого Гороховца - несколько эпох "в одном флаконе".


Заказчиком строительства Сретенской монастырской церкви, построенной ранее, в 1689 году (на следующем снимке её северный фасад), стал всё тот же Семен Ершов - есть возможность сравнить архитектуру двух зданий.



 Традиционное русское жизнерадостное каменное узорочье, оконца с наличниками, изящные барабаны, главы которых покрыты уникальным многоцветным глазурованным лемехом, просторная трапезная, нарядное крыльцо с полуарками и фактурными столбами.
Но вернемся к собору. Чтобы сделать следующий снимок, нужно перейти Клязьму по наплавному мосту и на противоположном берегу встать напротив Благовещенского собора спиной к Знаменскому монастырю:

А вот этот кадр - на разрыв сердца:


Глядя на него, хочется всё бросить, взять отпуск, оставить кошку на домашних, собрать в рюкзак фотокамеру, ноутбук и паспорт, забронировать места в “Сапсане” и “Ласточке” - и обратно, к этим пронзительным куполам в закатных лучах, в тихий вечерний покой, где безлюдно, где леса до горизонта, где простор, свобода и воздух, где остался кусочек сердца…
Сейчас будет один из моих любимых снимков:


Всё смешалось в прекрасном Гороховце - земное и вечное соседствует рядом. Храмы невероятной мощи - и развешанное во дворе неподалеку бельё) Жительница выйдет, и пока вы пытаетесь уместить 37-метровое шатровое чудо в кадр, расскажет, как девчонкой она лазила на эту колокольню. А потом кот об ноги потрется и поклянчит курицу с бутерброда)
Ну вот мы вплотную подошли к Благовещенскому собору - самое время внимательно рассмотреть его в деталях.


С момента создания (1700 год) в архитектуре собора не произошло никаких перестроек, поновлений, перепланировок и реконструкций. Храм дошел до наших дней именно таким, каким его хотел видеть (и увидел) ”Гостиной сотни человек” Семен Никифорович Ершов. Без вычурной отделки. Строгим, аскетически суровым, мощным, величественным и торжественным. Настоящим Монументальным Городским Собором - отличным от остальных культовых построек Гороховца той эпохи. Храм четырехстолпный, трехапсидный, крестово-купольный, мощный куб увенчан массивным пятиглавием, центральная глава которого в поперечнике обведена серебристой лентой, а пять барабанов прорезаны продольными окнами - для достаточного освещения подкупольного пространства (нынче частично заложены).


Все барабаны декорированы изящным колончатым поясом и узорным карнизом. Покрытие собора четырехскатное (и таковым и было изначально), фасады здания делятся пилястрами на три прясла, в каждом из которых расположены по одному-два окна, утопленные в толщу стен.


К немногочисленному фасадному убранству можно отнести ажурный пояс, обрамляющий алтарные апсиды, а также межапсидные изящные полуколонки. К южному входу храма пристроено крыльцо, опирающееся на круглые столбы.
В полукружьях декоративных закомар сохранилась живопись, датируемая началом 20 века - поблекшие от времени изображения.


Говорят, при Советской власти их многократно пытались забелить, но роспись каждый раз проступала вновь.


Наставление предков потомкам, на стене древнего храма в маленьком провинциальном городке, прозрачные полустертые образы - лики, крылья, нимбы, простертые длани...А зритель, задрав голову, наблюдает это с бренной земли - посреди заросшего сорняками и кустарником двора двухэтажного деревянного дома, почти упирающегося в стену храма. В Гороховце всё рядом, впритык, легенды и будни, очарование и рутина...


Фреска на сюжет Успения Богородицы, в руках Иисуса Христа бессмертная Её душа, которую Он сопровождает на небеса. Вокруг - апостолы, скорбеющие о Её кончине.
Интерьер собора также расписан - судя по манере письма, в конце 19 века, живопись, конечно же, в чудовищном состоянии, но сюжеты кое-где вполне просматриваются. И даже можно разобрать две надписи над входными проёмами - в первой говорится о том, что ”вместо деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в конце семнадцатого столетия построен сей собор гороховлянином посадским человеком Семеном Никифоровичем Ершовым и освящен 13 июня 1700 года”. Вторая надпись извещает, что в августе 1837 года  Его Императорское Высочество наследник Российского престола Александр Николаевич “изволил удостоить сей собор своим высочайшим посещением ”. (В то время года в Гороховце, по пути из Владимира в Нижний Новгород, побывал будущий император Александр II в рамках своего масштабного турне по городам европейской части Российской империи).


После запрета богослужений в 1920-х годах пустому храму долго не могли найти подходящего применения и в 1934 году уже решились было взорвать - но, к счастью, рука не поднялась, приспособили под ”склад торга”.
Сейчас внутрь Благовещенского собора попасть невозможно - на дверях замок. А посмотреть там есть на что. Сим-сим, ну откройся же, я за тысячу верст сюда приехала)
Одновременно с возведением собора рядом строилась шатровая 37-метровая колокольня - все гороховецкие колокольни той поры похожи друг на дружку, словно сестры-близнецы.


Единый проект предусматривал сооружение высоченного, крытого шатром, восьмерика на чересчур заниженном основании-четверике. Что удивительно - ту же конструкцию имеют некоторые деревянные колокольни наших русских северных храмов, в частности, в Согиницах в Ленобласти в 900 км отсюда - эх, и невелика же, однако, Россия-матушка))) Возможно, зодчий был северянином - по Волге и Шексне до Белого озера добраться можно, а там уже и Архангельская волость рядом.


В отличии от собора, для колокольни не пожалели традиционных русских каменных декоративных элементов, сосредоточенных на ярусе звона и шатре - плоскости восьмигранника  завершены поперечным поясом ширинок, по паре на грань, над которыми обустроены восемь же арок с кокошниками. На гранях шатра - люкарны в два яруса (верхний ярус - глухие). Ребра многогранников выделены профильной тягой на шатре и лопатками на восьмерике.
  Вполне возможно, что колокольню и собор строили два разных зодчих - Ершов мог себе позволить пригласить новомодного столичного архитектора. Похоже, чтобы уходя оставить о себе память, он так и сделал…К 1700 году Семену Никифоровичу было уже за шестьдесят, жизнь клонилась к закату. Помните огромный трехэтажный каменный особняк, о котором я рассказывала в прошлой гороховецкой статье, превращенный нынче в Музей купеческого быта?


Дом строился с размахом, явно для большой семьи - вместительный и добротный. НО. В конце 1690-х годов братья Семен и Михаил Ершовы сперва продают свои винокурни - ”золотую жилу”, источник их баснословного богатства. Не передают детям (если таковые имеются), как обычно поступают родители, с целью продолжения семейного дела, а продают своим же конкурентам, тоже братьям, и тоже гороховчанам Ивану и Григорию Ширяевым. Еще одну винокурню оставляют … своему бывшему работнику и ближайшему помощнику. Разве это не странно?
Громадные каменные жилые ершовские хоромы примерно в те же годы проданы тому же Ивану Ширяеву (вместе с винокурнями), потомство которого (действительно обширное и шумное) жило в доме еще лет семьдесят.
Ладно, Бог с ним, с бизнесом - но ведь дом-то явно детям должен был остаться. У самих Ершовых наследников не было? Грустно, но именно эта мысль приходит в голову. А одинокий человек, даже сказочно богатый и могущественный, остаётся, увы, одиноким - никакие деньги и почести не заменят семью. Герой нашего рассказа, гороховецкий купец и благотворитель Семен Никифорович Ершов, уходит из жизни в начале 1700-х годов. Построив напоследок Благовещенский собор. Для начала продав заводы, часть средств раздает монастырям, а на оставшуюся сумму нанимает московских зодчих, объяснив им, что добрую память о себе оставить хочет на родной земле - достойную, благолепную и благородную. Столичные же строители, вполне в духе своего времени, учитывая новые заморские веяния, собор построили, какого в Гороховце и не было доселе. Строгий, внушительный и подавляющий своей мощью.
…Так ли оно было на самом деле - сейчас и не скажешь. Есть версия, что наш герой перед уходом принял монашеский постриг - на Руси немало богатых людей завершали свой век, сменив суету мира на тишину келий. А Семен Никифорович жертвовал монастырям серьезные суммы - словно заранее обитель себе присматривал…
Вплотную к Благовещенскому собору Ершова в 1710-х годах (пока еще не наложен 27-летний запрет на любое каменное строительство по всей Руси) была пристроена миниатюрная “теплая” церковь Иоанна Предтечи (на следующем снимке) - меценатом стал уже другой гороховецкий "миллионщик", Иван Ширяев, скупивший у Ершовых заводы и каменный особняк - считай, всё их наследство.


Мне кажется, Предтеченский храм (стиль зодчества которого в те годы был уже архаикой - век узорочья ушел в прошлое) тоже в память построен. Возможно, из какой-то далекой обители весть пришла о кончине Семена Никифоровича Ершова…

Гороховец

Previous post Next post
Up