Намедни выяснилось, что таки в самом деле началась, анонсированная ещё в 2021 году, реставрация фасадов легендарного питерского архитектурного ар-нуво на Пряжке.
В миру - доходный дом Лидии Ростиславовны Шредер, расположенный по адресу: ул. Володи Ермака, д. 2 / набережная реки Пряжки, д. 34-б.
На сегодняшний день - один из самых знаменитых архитектурных памятников петербургской Коломны.
(См. подробную публикацию об истории постройки дома:
https://lidushka-39.livejournal.com/64914.html )
Свою ультра-модную на тот момент декоративно-художественную отделку дом заполучил в результате масштабной реконструкции в 1905 году.
В советское время ремонтные работы на здании, предположительно, выполнялись в 1960-х годах (устранялись последствия блокадных разрушений) - реставраторы тщательно и бережно (но, к сожалению, не в полном объёме) воспроизвели его дореволюционный облик. С тех пор колоритный дом изрядно обветшал, являя зрителю полный комплект симптомов разрухи, как то: повсеместные утраты штукатурного слоя и фрагментов лепного декора.
Цвета потускнели, появились многочисленные следы потёков, высолы.
Под карнизом (а, значит, и на чердаке) проступили безобразные пятна и плесень.
Короче, всё как и полагается в таком возрасте и климате - состояние здания безнадёжно далеко от идеала (особенно если сравнивать с сияющими фасадами растущих как грибы и астрономически дорогих клубных домов распиаренных новостроек в историческом центре).
Последний десяток лет дом мозолил глаза своим мрачным и неухоженным видом и был-таки включён в подготовленный КГИОП СПб перечень из 250-ти петербургских зданий, фасады которых подлежат неотложной реставрации. Хочется верить, что именно РЕСТАВРАЦИИ, а не косметическому ремонту, изуродующему здание до неузнаваемости. (Сокрушённо вздыхает)
В 2020 г ”НИиПИ Спецреставрация” была разработана проектная документация на реставрацию и ремонт лицевых и дворовых фасадов здания.
Что до меня лично - с точки зрения историко-архитектурной ценности, степень сохранности памятника не имеет какого-либо особого значения, ибо даже руинированный объект интересен именно своей аутентичностью, и пусть он будет хоть трижды обшарпанным, грязным и запущенным - главное, чтобы оригинал, а не наглухо зареставрированный новодел.
В нашем конкретном случае, эту повсеместно облезшую штукатурку я заметила только в процессе разбора фотографий - при осмотре здания вживую его внешность завораживала настолько, что на неухоженность фасадов я не обратила внимания, увлечённо разглядывая “перетекающие” с этажа на этаж бесконечные ленты, гигантские дуги, вьющиеся побеги, изящные цветы, медальоны-розетки.
Благодаря колоритному размашистому декору, от цоколя до карниза покрывающему стены, здание резко выделялось на фоне окружающей исторической застройки.
Архитектурное сие чудо - уникально, единственное в Питере, второго такого нет.
Если в процессе нынешних реставрационных работ угробят фасады - дом погибнет.
В июне 2022 года я успела подетально сфотографировать фасады, повезло.
А 24 апреля 2023 года архитектурный шедевр на Пряжке выглядел вот так:
Затянутый наглухо полиэтиленом, ни единой щёлочки, чтобы понять, что там творится внутри.
Главный вопрос: не ободрали ли с фасадов всю штукатурку, неужели это возможно, а если (о ужас!) ободрали, то что же появится взамен??
На июньских снимках 2022 года видно, что уже тогда кое-где вроде как пытались сбивать штукатурку до кирпича (возможно, локально счищали самые аварийные её отслоившиеся участки, во избежание падения на головы прохожим, в Питере явление нередкое) - и сердце кровью обливается, если представить, что возможно сейчас, под плёнкой, весь дом выглядит так же.
До революции, как и положено, у каждого здания был владелец, который следил за своей недвижимостью - нынче весь старый фонд лежит тяжким бременем на балансе города Санкт-Петербурга, бюджет которого не располагает средствами для столь неподъемных расходов.
Здесь бы и радоваться тому факту, что нашлись источники финансирования для восстановления архитектурных жемчужин, вместо того, чтобы ныть, как всегда, что ”шеф, всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает…”
Может, и не пропало. Вдруг вот возьмут и сделают как всегда лучше прежнего.
С применением современных материалов, красиво, аккуратно, ровно, гладко, чисто, быстро, недорого, руками мастеров из бывших советских азиатских республик (именно они сидят во дворе на мешках со стройматериалами).
И будет домик с иголочки, как новенький, отражаться в синей Пряжке.
Обещают даже вернуть декоративные металлоконструкции, фигурные аттики и утраченную во время блокадных обстрелов лепнину - планируют полностью восстановить былой облик, согласно сохранившимся дореволюционным проектам.
Это всё замечательно, но вот очень беспокоит вопрос - а каким образом и насколько тщательно будут восстанавливать исторический декор фасадов, эту самую лакомую и главную изюминку удивительного здания?
Советские реставраторы в своё время справились с этой задачей блестяще, фото 2022 года - тому подтверждение. Что творится в этой сфере сегодня - объяснять не нужно, примеров реставраций в стиле ”дёшево и сердито” вокруг достаточно.
Хочется верить, что затеянный ремонт не окажет негативного влияния на архитектурно-художественный облик памятника, и в обещанные сроки (1 мая 2024 г), освободившись от реставрационных лесов, дом предстанет во всём своём прежнем великолепии.
Не утратив ни единого лепестка из богатых лепных композиций, сохранив конфигурацию и пропорции всех деталей фасадного декора.
Не превратившись в убогую пародию на оригинал.
Хотя чего нагнетать раньше времени - через год всё увидим. И ужаснёмся.
Или вздохнём с облегчением, если недобрые предчувствия не сбудутся.