(Продолжение)
А теперь - моя любимая игра на внимательность: сравним несколько архитектурных шедевров авторства Г. Боссе и отыщем похожие элементы.
Начнём, пожалуй, с прекрасных, словно живых, бутонов. Конюшенный двор в Знаменке:
Смотрим, как они обрамляют окна Знаменского Дворца:
Продолжим с капителями. Конюшенный двор в Знаменке, композитные капители колонн с угловыми волютами, шикарно выглядят:
Самая целая нашлась на западном фасаде углового корпуса, даже с хрестоматийным цветком на вогнутом абаке (уж не одна ли из тех, что успели отреставрировать в 1969-1974-х гг?):
Такими же капителями увенчаны пилястры Знаменского Дворца:
Похожие пучковые пилястры обнаружились на улице Чайковского, д. 10 в С.-Петербурге - у особняка Е. М. Бутурлиной (построен по проекту Г. Боссе в 1857-1860 гг), тут, правда, вместо гирлянд добавлены листья аканта - а-ля коринфские:
Присмотримся к антаблементу. Конюшенный двор в Знаменке:
Знаменский Дворец:
Особняк Бутурлиной, ул. Чайковского, д. 10 в С.-Петербурге:
Тема с лучковым раскрепованным фронтоном, Конюшенный двор в Знаменке:
Знаменский Дворец:
Особняк Бутурлиной, ул. Чайковского, д. 10 в С.-Петербурге:
Овальные окна, разумеется, куда же без них в барокко. Конюшенный двор в Знаменке:
Знаменский Дворец:
Особняк Бутурлиной, ул. Чайковского, д. 10 в С.-Петербурге:
Интересны реплики угловых корпусов Конюшенного двора, проект которых (на след фото), с некоторыми изменениями, Боссе использовал в трёх своих работах, чуток его обыграв под каждый конкретный случай.
Конюшенный двор:
Схожая конфигурация просматривается в двухэтажных павильонах Знаменского дворца, тех самых, с чудесными летними деревянными верандами, в дореволюционную пору надстраиваемыми на втором этаже:
Далее - прямой аналог, как две капли воды: симметричные боковые ризалиты особняка Бутурлиной на ул. Чайковского, д. 10:
Ну просто брат-близнец нашему Конюшенному двору, он на след. фото:
Забавно, что под видом аристократического особняка архитектору удалось повторно продать свои конюшни, браво) След. снимок - начало 1900-х гг:
Обратите внимание: кровля Конюшенного двора когда-то по всему периметру была ограждена парапетом - игравшим в общей композиции здания важную роль в качестве визуального перехода от материальной плоскости стены к окружающему воздушному пространству. Парапет-балюстрада предположительно был деревянным и просуществовал однозначно до 1943 года - виден на архивном фото тех времён (к 1970-м годам утрачен):
От интерьеров конюшен осталось немного, процентов пять. В годы фашистской оккупации в 1941-1943 гг внутри размещались немецкие склады и техника.
В мирное советское время - начиная с 1920-х гг и вплоть до конца 1960-х гг - помещения использовались под нужды учхоза и птицефабрики со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, перепланировками и последствиями, в угловых двухэтажных корпусах жили люди.
С начала 1970-х гг и по сей день опустевшее колоссальное здание не используется и необратимо ветшает.
Сейчас во всех корпусах, кроме северного, обрушилась кровля - громадный периметр каменных стен пока ещё выдерживает натиск деструктивных процессов, скрывая от посторонних глаз хаос, разорение и мерзость запустения внутри.
И именно там, посреди апокалиптического разгрома, спрятаны две самых интересных подробности - из тех, что сохранились на сегодняшний день. Пилоны Парадных ворот, фото 1996 г:
Доступ на внутреннюю территорию Конюшенного двора нынче закрыт - поэтому пришлось позаимствовать несколько фото из Интернета.
В некоторых местах кирпичные своды здания - в целях облегчения веса конструкции - разрежены вставленными непосредственно в кладку многочисленными глиняными пустотелыми цилиндрами.
Раньше, под слоем штукатурки, они были совершенно незаметны. Сейчас штукатурка обсыпалась, а торцы этих глиняных цилиндров растрескались и выкрошились - и своды превратились в любопытнейшие фантасмагорические ”соты”.
Особенно эффектно они выглядят в тех местах, где кладка перекрытий прохудилась до толщины в один кирпич, превратившись буквально в решето - солнце просвечивает в эти сквозные отверстия, являя совершенно сюрреалистическое зрелище. Следующий кадр не самого лучшего качества - те самые глиняные цилиндры на сводах крупным планом (внешне они похожи на банки):
Было бы весьма любопытно поглядеть на эти ”банки” вживую, а ещё лучше - заполучить хотя бы одну в свою коллекцию. (След. фото - 1998 г)
Но самая главная изюминка здания - это, конечно, его бесподобные чугунные колонны, на которые опираются своды не где-нибудь, а непосредственно в самих конюшенных стойлах (след фото - начало 2000 г).
Каннелированные колонны изумительной красоты, изящные и стройные, двумя рядами создающие живописную перспективу, с прекрасными капителями того же рисунка, что нам уже встречался на фасадах. Посреди нынешней тотальной разрухи они уже не подпирают ничего, кроме неба, и в этих декорациях выглядят подобно античным столпам меж варварских руин.
Колонны отливались по эскизу Г. Боссе, который уделял им особое внимание, как главному украшению интерьера будущих великосветских конюшен. Собственно чугунолитейные работы производились на Санкт-Петербургском гальванопластическом и литейном заводе герцога М. Лейхтенбергского (приходившегося, к слову, зятем великому князю Николаю Николаевичу). Можно предположить, что породистым красавцам-скакунам в окружении изысканных колонн жилось несравнимо лучше, чем простому народу - в царской России крепостное право отменили спустя 6 лет после постройки Конюшенного двора. Кому конюшни с гербами - а кому гнилая изба, это как повезёт (след фото - 1998 г.).
Кроме собственно конюшен, в двух корпусах здания - восточном и западном - располагались каретные сараи, помещения которых высокими арочными проёмами открывались во внутренний двор-манеж. След. фото - начало 2000 г:
Рискну предположить, что согласно проекту, наверняка в проёмах изначально должны быть какие-то волшебного дизайна ворота (других у Боссе просто не существовало) - скорее всего, деревянные. В 1970-х гг арки ничтоже сумняшеся заложили кирпичом, выглядит вполне дико:
Окон в этих каретных корпусах не было, а длинные глухие наружные стены были расчленены пилястрами, пространство между которыми оживлялось штукатурными филёнками, частично уцелевшими по сей день. На фото начала 1970-х годов - юго-восточный угловой жилой корпус, филёнки на восточной стене ещё в целости и сохранности:
Обратите внимание, что балюстрады на крыше уже нет - зато есть какие-то антенны, похожие на телевизионные. А вот та же стена в октябре 2022 года - с несколькими довольно аккуратными оконными проёмами, появившимися здесь в результате попыток реставрации Конюшенного двора в 1970-х годах:
Дело в том, что памятники, входящие в комплекс Знаменской усадьбы, в годы Великой Отечественной войны получили разрушения различной степени тяжести. Самые значительные повреждения были нанесены дворцу - в результате обстрелов вспыхнул пожар, здание утратило почти всю внутреннюю отделку.
Конюшенный двор пострадал меньше: судя по следам, можно предположить, что были частично разрушены несколько проёмов и северо-западная часть здания - но не критично, ибо сразу после войны в его помещениях разместилась птицефабрика Министерства мясной и молочной промышленности.
В 1969 году ленинградские реставраторы приступили к полномасштабным работам по восстановлению и благоустройству дворца и окружающей парковой зоны в Знаменке - в ходе приспособления оных для использования в качестве пансионата “Главленавтотранса”, в ведение которого передавалась территория Знаменской усадьбы.
Дворец (он на след. фото) реконструировали с полным восстановлением фасадного декора - даже спустя полвека после той советской реставрации памятник великолепен и потрясает воображение.
Конюшенному двору повезло меньше: изначально планировалось разместить в его помещениях спальный корпус для отдыхающих, но объём и стоимость реставрационных работ оказались непосильными - затея не осуществилась, хотя кое-что в этом направлении всё же сделать успели: например, пробили окна в стенах бывших каретных сараев, заложили их аркаду во внутреннем дворе и произвели внутреннюю перепланировку, понастроив перегородок.
Кое-где, похоже, пробовали восстановить лепнину - на некоторых замковых камнях заметны относительно свежие участки светлого оттенка. Разрушенным в войну оконным проёмам угловых корпусов вернули исторические габариты (присмотритесь к кирпичной кладке в нижней части окон вторых этажей).
Западная стена, предположительно, была повреждена во время Великой Отечественной войны, и хотя переложена заново (вероятно, в те же 1970-е гг), но монолитной её уже не назовёшь.
Самый ненадёжный участок, заметна рыхлая кладка свежей ”заплатки”, покамест держится, но надолго ли её хватит:
Карниз сыплется вам на голову, для самых непонятливых - предупреждающий слоган:
На западной стене в ходе реконструкции 1970-х годов также пробили окна, но более эстетичной формы, и даже предпринимались попытки облагородить полуциркульные проёмы наличниками, от которых осталось неимоверное количество гвоздей, посредством которых, похоже, безуспешно пытались закрепить ”лепнину”:
Здесь для сравнения можно вспомнить, что родные наличники здания выложены из кирпича - фото окна северного фасада:
А вот новодел 1970-х гг, как говорится, почувствуйте разницу:
Видны остатки дореволюционных филёнок. Нижняя часть проёмов, там, где по идее должен быть подоконник, совсем обсыпалась, до полукруглого состояния - лазили, что ли, через них все эти годы, что они так протоптались?
На этой стене, как и на всём здании, окна заколочены металлическими щитами, на которых некое безмозглое быдло (извиняюсь за мой французский) пишет всякие непотребства, красноречиво подтверждая тем самым свою непролазную дурь.
Испорченные гадостями окна фотографировать не хотелось - придётся обойтись без общей панорамы западной стены.
Возвращаясь к вопросу о необходимости реставрации такого рода памятников, лично у меня однозначного ответа нет.
Реставрировать нельзя оставить - без запятой.
А сколько таких по всей нашей необъятной стране - страшно подумать. И сколько из них разрушится окончательно в ближайшее время, если не принять должные меры. И хватит ли грамотных реставраторов (не специалистов по евроремонту, а именно реставраторов - профессионалов, подобных тем, кто восстанавливал, к примеру, тот же Знаменский дворец), чтобы спасти от уничтожения хотя бы какую-то их часть?
И самое главное, заинтересовано ли государство, которое в последнее время так яростно пропагандирует традиционные национальные духовно-нравственные ценности и скрепы, и то и дело апеллирует к исторической памяти, в сохранении всего этого архитектурного богатства, доставшегося нам от предков? Какое место в иерархии государственных приоритетов отведено историко-культурному наследию? Сплошные риторические вопросы - ответы на которые, к сожалению, слишком очевидны…
P.S. Использованная литература:
М.И.Пыляев ”Забытое прошлое окрестностей Петербурга” 1889 г.
А.Л. Пунин ”Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века”, том I, 2009 г.
Бестселлер Веры Иосифовны Андреевой ”Гаральд Боссе. Архитектурное и графическое наследие. К 200-летию со дня рождения” 2012 г.
С.Б. Горбатенко ”Петергофская дорога”, 2001 г.
Сборники статей на интернет-ресурсах Петергофского и Царскосельского музеев-заповедников:
tzar.ru/sites/default/files/2019-11/XXV_conference_vol1.pdfpeterhofmuseum.ru/assets/files/20180926/42e847a1480d90125ad2a75137942b16.pdf
Распоряжение об утверждении предмета охраны ОКН федерального значения ”Дворцово-парковый ансамбль ”Знаменской дачи (Знаменка)” - на сайте КГИОП СПб.
Архивные фото и художественные репродукции с сайтов:
goskatalog.ru, collections.hermitage.ru, pastvu.com.