Костромская область, г. Галич, Николаевский Староторжский монастырь.

May 28, 2020 02:54

От Староторжского Галичского монастыря сейчас мало что осталось. История его забылась, а архитектура очень серьёзно пострадала в советские годы. Громадный монастырский Троицкий собор, средства на возведение  которого в течение двадцати лет (с 1839 по 1858 г) собирали по крупицам буквально всем миром -- по 18-ти губерниям бескрайней Российской Империи -- на протяжении многих десятилетий после октябрьского переворота использовался в качестве сначала склада ГСМ, потом электростанции, а затем котельной.


С начала 1990-х дальнейшая судьба архитектурного памятника, со снесёнными куполами, пробитыми перекрытиями и дырами в стенах, вызывала серьёзную тревогу. След фото - 2012 г:


Но в 2017 г наконец-то на памятнике были начаты ремонтные работы, а ведь еще лет пять назад он пугал неподготовленных гостей города своей мрачной наружностью, а территория монастыря представляла собой классическую постсоветскую помойку. След. фото - 2006 г, трактор с 1932 г, похоже, так и стоит, спасибо proofreader-z.livejournal.com за предоставленный снимок:


Чтобы восстановить краткую историю монастыря и, самое интересное, его утраченный прежний облик, вооружимся надёжными архивными дореволюционными литературными и фотографическими источниками (коих в Рунете обнаружилось более чем достаточно). Цветные фото сделаны в 2006-2018 годах. След. фото - 2009 г:


Итак, в шестом томе “Истории Российской иерархии” архимандрита Амвросия, вышедшей в 1815 году, приноравливаясь к архаичному стилю витиевато построенных фраз, читаем: “Старо-Торжский Николаевский Галицкий Костромской Епархии 3-го класса девичий монастырь находится в конце уездного города Галича к северу, на полуденном (южном) берегу Галицкого озера. Окружен:
1) С северной стороны прикосновенным к нему старым городским валом, внутри коего находящееся место, никем не населенное, именуется Старое городище (или Столбище). И вероятно, что за валом, где стоит теперь монастырь, при населении Старого городища, производима была торговля, отчего и монастырь, построенный на том месте, прозван Староторжским.


2) С полуденной или южной стороны окружён прилегающим к нему градским селением.
3) С юго-восточной - ограничен хребтом гор, окружающих озеро, и городовым строением.


4) С юго-западной стороны - Галицким озером:


В монастыре сем имеется  соборная церковь во имя святого Николая [на момент описания деревянная, сгорела в 1811 г], по которой монастырь именуется и Николаевским, а по городу - Галицким.”
Основание монастыря относится к XV веку, но никаких древних его построек не сохранилось. На протяжении всего периода существования доходы монастыря были невелики, поэтому и расходы на обустройство скромны - вплоть до начала XIX века все постройки его были из дерева, включая ограду, кельи, колокольню и церковь св. Николая, упомянутую выше архимандритом Амвросием. Монастырь регулярно страдал от пожаров - последняя деревянная версия Никольского собора сгорела в 1811 году.


Первым каменной постройкой в монастыре стала Богоявленская церковь (1805 г) - но, как и первый блин, оказалась не очень удачной, ибо, как вскорости выяснилось, оказалось недостаточно вместительной и построена в неудобном месте, но главное - при её постройке не были соблюдены необходимые технические нормы, ”отчего происходила сырость храма и явились даже трещины в алтаре”. В итоге, горе-церковь разобрали в 1839 году, мы здесь её и не увидим. В 1810-1816 гг была построена каменная колокольня, благополучно простоявшая до 1862 года, позднее заменённая новой.


Первым же каменным зданием, сохранившимся таки до советского времени, стала небольшая симпатичная Яковлевская церковь, построенная в 1824-1833 гг на месте упокоения основателя монастыря, преподобного Иакова, она на предыдущем (1913 г) и следующем (1910 г) снимках:


А с 1838 года, с подачи энергичной и инициативной игумении Таисии, в монастыре начинается многолетняя и очень затратная эпопея строительства монументального Троицкого собора, длившаяся без малого 20 лет.
За это время в обители сменилось три настоятельницы, каждая из которых мужественно принимала из рук предшественницы величественный “недострой”, взваливая на свои хрупкие плечи ответственность за столь неподъёмную ношу…Вот как живописует перипетии мучительного процесса строительства Троицкого собора Виктор Александрович Орлов,  в 1913 году опубликовавший историко-художественное описание нашего Галичского Староторжского монастыря (след. гравюра 1864 г, к тому времени собор уже был возведен, но кирпичную шатровую колокольню построить еще не успели:):


“План и фасад храма, составленный архитектором Львовым и утвержденный Костромской Губернской Строительной комиссией, Епархиальным начальством был препровожден в Департамент Государственного хозяйства в Петербург, рассмотрен и изменен Комиссией Проектов и Смет, ”дабы придать более благовидности и правильности архитектуре”. Когда же подкорректированный план был получен в монастырь и всесторонне рассмотрен, уныние и печаль овладели сёстрами монастыря при представлении о тех громадных средствах, которые необходимы для осуществления предполагаемого сооружения….
С 1839 года и далее 1858 года, более 20 лет, то три, то четыре монахини были командируемы за сбором подаяний по разным городам, деревням и сёлам Православной Руси, и не только Европейской, но и Азиатской. Ходили сборщицы по 17 губерниям и Великому Княжеству Финляндскому, обходили некоторые губернии по нескольку раз и собирали доброхотные даяния на храм Божий. Собранные деньги шли на плату рабочим и на покупку строительных материалов, кроме кирпича. Кирпич же был вырабатываем на собственном монастырском заводе.” Фото 1913 г:


Ввиду скудости источников финансирования (ни копейки помощи со стороны Государственной казны за 20 лет выделено не было, даже несмотря на неоднократные ходатайства игумений - как тут не вспомнить  П. А. Столыпина с его незабвенным ”в России за 10 лет меняется всё, а за 200 лет - ничего…” ), мероприятие продвигалось крайне медленно, то и дело останавливаясь в ожидании притока необходимых средств.


Дабы наглядно проиллюстрировать, насколько затратным было строительство, приведём выдержку из сметы, согласно которой  “на купол и железную крышу требовалось до 200 тысяч кирпичу и до 10 тысяч денег”.
  За 8 лет с начала работ кладка церкви выведена была только на 3 сажени и 2,5 аршина (около 8,2 метра). Плюс ко всему постоянно прибавлялись необходимые текущие расходы на поддержание монастырского хозяйства, ремонт уже существующих построек.


Вопреки всем терниям, упорством и терпением, кирпичик к кирпичику, день за днем, год за годом, не ропща, не отчаиваясь, веря в помощь Божью и надеясь на успех предприятия, исполняли непосильную, но почётную миссию послушницы монастыря... 
   Троицкий собор был освящён в октябре 1858 г. На торжестве в честь сего долгожданного события архиепископ Костромской и Галичский Платон изрёк: ”Чертёж сего огромного храма был принят сёстрами обители из рук властьпредержащих только из послушания. У них не было и не предвиделось никаких средств для приведения сего в исполнение.”
Сей тяжкий крест за 20 лет воплотился-таки в камне. След фото - август 2018 г.


Длина собора 35 метров, ширина - 23,5 м, высота - 25,5 метров. Храм ”теплый”, четырёхстолпный, пятиглавый, с одной прямоугольной в плане апсидой и четырёхколонным тосканским портиком с запада. Декор фасадов лаконичен (помним про крайнюю стеснённость в средствах строительниц храма) и сводится к самым простым сандрикам на кронштейнах над оконными проёмами, мутулам карнизов, нишам на гранях глухих угловых барабанов, да небольшим ризалитам, коими выделены три центральных окна с фронтонами над ними южного и северного фасадов. След. фото - 1908 г.


Центральный барабан световой, удачных пропорций и, в отличие от нынешнего нитрида титана, был первоначально выкрашен по железу белилами, а позлащены были лишь кресты и яблоки под ними. Изнутри храм был расписан - из-под слоя копоти и грязи живопись видна на стенах до сих пор. Интерьер в 1913 г:


Согласно первоначальному проекту, с запада к четверику собора должна была примыкать колокольня - но в процессе строительства здания от неё было решено отказаться из соображений экономии. След. фото 1913 г:


Лишь спустя четыре десятилетия монастырь смог себе позволить очередной масштабный строительный проект - в результате которого в ограде монастыря, с северо-запада от многострадального Троицкого собора, сначала появились колоритные входные ворота, выполненные в псевдо-русском стиле, а затем, в 1894 г, и восьмигранная фантазийная шатровая колокольня, на которой разместились восемь монастырских колоколов.
На четырех гранях восьмерика, у основания шатра, были помещены малые главки, а арки звона украшены висячими гирьками. След фото - 1913 г.


До наших дней от живописной колокольни остался только ярус входных ворот, испохабленный дощатыми хозяйственными пристройками и прорубленными в советское время проёмами.


Громадная центральная арка с воротами и когда-то существующей здесь широкой лестницей, со стороны монастырского двора фланкирована симметричными полукруглыми башнями.


В каждой башне имелись по два частично заложенных нынче оконных проёма:


Обращаем внимание на филенчатый фриз, опоясывающий по периметру верхнюю часть ворот.


Справа и слева от башен - небольшие двухэтажные пристройки с лестницами, когда-то встроенные в ограду монастыря, нынче выглядящие вот так:


Справа от  безобразной дыры - на уровне первого этажа - кладка повреждена, вот тут-то и примыкала монастырская ограда.


Та же пристройка, вид со стороны бывшего двора, зайти внутрь не рискнула:




В углах центральной арки ворот, на небольших пьедесталах, помещены две расположенные вертикально друг на друге колонки-кубышки:


Одна такая колонка чуть крупнее, виднеется со стороны двора, из-под ”советского деревянного наследия”:


Архивольт входной арки, вполне себе кирпичный стиль:


Что-то тут намеренно сбивали - справа от центрального ”замкового камня” небольшой сектор кладки разобран, и межоконный уступ выше над ним схоже пострадал - возможно, делали проводку для уличного освещения, когда в заложенную арку бывших ворот фонарь вешали.
Два симметричных окна, когда-то выходящих на проезжую часть, тут усилием воли стараемся не обращать внимания на шедеврально пробитые советские проёмы. Бывшее правое окно:


Левое:


Архитектурный комплекс Староторжского монастыря - монументальный Троицкий собор и узорная надвратная колокольня -  бесподобно выглядел со стороны Галичского озера, и нынче невозможно оторвать взгляд от превосходных фотографических панорам, запечатлевших сие зрелище в дореволюционные годы (след фото 1913 г):


Думали ли товарищи, разбиравшие на кирпичи такую красоту, об эстетических последствиях своих действий - вопрос риторический. Даже если и думали - в те годы подобные мысли лучше было оставить при себе.


В 1919 г монастырь был закрыт, имущество изъято, а территория и здания (общим числом семь) использовались с разными целями. Наш старый галичский знакомый, Михаил Маркович Смодор, частный фотограф, документально запечатлел как дореволюционный, так и постреволюционный Галич.


На его снимках 1929 года, сделанных в детском приюте для беспризорных, открытом на территории бывшего монастыря, зафиксирована как повседневная, там и агитационно-образцово-постановочная жизнь подростков, по вине молодого советского государства оставшихся без попечения родителей. В монастырских корпусах разместились учебные классы:


Красные уголки с портретами самого человечного человека:


Театральные кружки с чудовищными по цинизму идеологическими постановками:


Спортивные секции с модным в то время аттракционом построения всяческих человеческих пирамид:


На фоне агитплакатов, посвященных всё тому же персонажу:


А вот на этом фото я надолго запнулась, глядя в печальные глаза 8-10-летних девчат, родившихся после октябрьского переворота, на юную и будущую взрослую жизнь которых пришлись все самые страшные события русской истории XX века:


“Детгородок” просуществовал в монастыре до 1962 года, после чего в зданиях разместился педагогический колледж.
В 1932 году с монастырской колокольни сбросили колокола:


Вот этот позирующий на краю колокола товарищ, судя по всему, один из рьяных инициаторов процесса, ибо он присутствует в качестве фронтмена и на следующем снимке, сделанном, похоже, спустя несколько часов:


В 1933 году рядом с монастырской Яковлевской  церковью заработала первая в Галиче радиостанция - вполне возможно, частично разместившись и внутри самой церкви.


Позже Яковлевский храм был разобран. Глядя на фото, делаем однозначный вывод: в 1933 г монастырская ограда и церковка еще были целы - на кирпич постройки пустили позднее.
Чтобы перейти к участи Троицкого собора, возьмем два снимка, сделанные с одного ракурса. 1908 год:


1932 год, снизу подпись: ”Тракторный парк и склад горючего в здании бывш. церкви”:


В 1936 г были разобраны четыре угловых барабана собора, впоследствии восстановленные в 1994 году. След. фото 1955 г:


В 1933 г внутри собора была начата подготовка к установке оборудования паросиловой электростанции с двумя паровыми машинами, введенная в эксплуатацию с 1939 года и проработавшая до 1963 г, после чего в здании разместилась котельная, окончательно демонтированная уже в XXI веке - весной 2017 года. След. фото - 2006 г,  спасибо proofreader-z.livejournal.com за предоставленный снимок:


И лишь тогда, в 2017 г, в соборе развернулись полномасштабные реставрационные работы, продолжающиеся и по сей день.


P.S. Использованные материалы:
1.Каталог памятников архитектуры Костромской области, вып.3, г. Галич, Галичский р-н. 2001 г.
2.Галичский Староторжский Николаевский женский монастырь: Историческое описание составленное по документам архива священного Монастыря Виктором Орловым, 1913 г.
3. Арх. Амвросий. История Российской Иерархии. Часть VI. 1815 г.
4. galich44.ru
5. kostromka.ru

Костромская область, старые фото, разруха, Русские монастыри, Галич

Previous post Next post
Up