Углич. Церковь Фёдоровской иконы Богоматери, 1818 г. Живопись 1824 года.

Jul 05, 2018 02:49

Ненадолго вернемся в старинный, тихий приволжский городок Углич, чтобы повнимательнее присмотреться к одному из образчиков его архитектурного наследия начала XIX века. Сегодня наш рассказ о церкви Феодоровской иконы Божией Матери, что ровно 200 лет назад была возведена в Богоявленском монастыре Углича.


Выстроенный в традициях классицизма, храм дошел до наших дней, сохранив не только своё историческое обличье, но и росписи интерьеров, вызывающие живейший интерес всех гостей города...


Первое документальное упоминание о Богоявленском монастыре относится к 1580-м годам и связано с тревожными событиями русской истории. Неспокойное было время: в 1584 году скончался Иван Грозный, после чего его седьмая (последняя) жена - Мария Фёдоровна Нагая - была сослана из Москвы в Углич вместе с двухлетним сыном Дмитрием. Участь маленького наследника была печальной - мальчик погиб в девятилетнем возрасте (1591 год) при загадочных обстоятельствах, и вину за его смерть возложили на безутешную мать, спустя полгода после трагедии против своей воли постриженной в монахини в нашем Угличском Богоявленском монастыре. В то время монастырь располагался буквально в 300 метрах от так называемого ”Кремля” Княжьих палат Углича, в которых жила царица с царевичем до мрачных событий (на след. фото - Княжеские палаты (1480 г.) Угличского Кремля).


Впоследствии царицу отправили в Череповецкий уезд, с глаз долой, где она находилась до 1605 года, но это уже совсем другая история.
Углич, как и вся Ростовская земля, подвергся страшному разорению в 1608-1611 годах от польских вражеских орд, после чего город пришлось буквально отстраивать заново. Богоявленский монастырь  просто перестал существовать - погибли как его инокини, так и все монастырские постройки. Возобновлению обители немало поспособствовала мать всенародно избранного в 1613 году Государем Всея Руси Михаила Романова - Ксения Ивановна Шестова (в иночестве - Марфа), предки которой происходили из этих мест. Благодаря её хлопотам и пожертвованиям монастырю удалось более менее встать на ноги.
В 1660-х годах, памятуя события полувековой давности, встал вопрос о возведении вокруг постепенно разраставшегося города новых фортификационных укреплений, взамен обветшавших - тут-то и выяснилось, что согласно плану, крепостная стена пройдет по территории монастыря, разделив его надвое, причем выяснилось это обстоятельство опытным путём, непосредственно в процессе вовсю начатого сноса монашеских келий и святых ворот.


Нет худа без добра - строительный казус разрешился росчерком царского пера под грамотой, дарующей монастырю место на территории угличского посада, у Ростовского тракта (он на предыдущем ч/б фото), в полукилометре от прежнего места расположения. Переселение осуществилось благополучно, в 1661 году, поначалу все до единой постройки были деревянными, а в 1700 году появилась первая каменная Смоленская церковь (она на след. фото).


В те годы монастырь не мог похвастаться излишне щедрым потоком пожертвований - за исключением одной Смоленской церкви, все постройки долгое время были по-прежнему деревянными. К тому же в 1764 году, после учреждения Екатерининским Манифестом духовных штатов, монастырь был отнесен к третьеклассным, с годовым содержанием в размере 338 руб. 11 коп. серебром (впоследствии, согласно указу Павла I, сумма была удвоена), а из вотчин были оставлены в пользование два участка земли площадью примерно в 37 га, мельница (приносившая около 150 рублей в год), проценты с государственных банковских билетов и вклада в 5000 рублей серебром. Списочный состав включал 15 насельниц, игуменью и казначею. Не разгуляешься.


Но, как говорится, по вере вашей да будет вам. Тщанием игуменьи и сестер, начиная с 1805 года, в монастыре постепенно осуществляется планомерное каменное строительство - причем в ряде случаев (внимание!) монахиням самим пришлось изготовлять кирпич, транспортировать его на место постройки, укладывать каменный фундамент, выполнять иную совсем не женскую работу, являя собой образец упорства, трудолюбия, смирения и целеустремленности.
21 мая 1805 года было положено начало строительству храма в честь Федоровской иконы Божией Матери. Скоро только сказка сказывается, да не скоро дело делается: на период строительства пришлось несколько важных событий, замедливших процесс. В 1807 году в монастыре сменилась игуменья (перемены в руководстве притормозили ход работ), а в 1812 году Россия была вынуждена отражать нашествие доблестной наполеоновской армии - тут уж не до строительства было. Завершились работы в 1818 году. (След. фото: территория Богоявленского монастыря, по центру - Смоленская церковь, слева - Федоровская церковь:)


Небольшая ремарка. До 1930-х годов монастырь был обнесен по периметру стеною 4-метровой высоты - вполне вероятно, при строительстве Угличской ГЭС пущенной на кирпичи. Останься стена на месте - части кадров с видами храма сделать бы не удалось. В частности, восточного фасада полностью мы бы точно не увидели. Нынче монастырь активно восстанавливает утраченное, и это замечательно - возможно, уже и до ограды руки дошли. Все представленные в публикации фото относятся к 2010-2011-2012 годам. На предыдущем фото - территория монастыря, на месте въезда стояли ворота, по обе стороны окруженные стенами - их след-остаток виден на правом двухэтажном здании. (След. фото - вид с северо-запада:)


Итак, согласно духу времени, Фёдоровскую церковь строили в традициях классицизма. Не удалось найти имя архитектора - вполне возможно, пригласили из губернского Ярославля. А может, кто-то из местных самоучек-зодчих, глядя в альбом “образцовых” строений, творчески переработал пару предложенных типовых проектов, по желанию заказчиц возведя храм строгих пропорций, но не лишённый изюминки. Без излишеств - но отличающийся своеобразием и остающийся в памяти каждого увидевшего его гостя Углича. (След. фото - восточный фасад:)


В основу плана постройки был положен квадрат с примыкающими ко всем четырём его сторонам полукруглыми выступами разных размеров: южный и северный чуть поменьше, восточный и западный чуть больше - в итоге здание получилось несколько вытянутым по оси “восток-запад”. Каждый из четырех полукруглых фасадов оформлен классическим портиком, с попарно сгруппированными колоннами, поддерживающими непропорционально широкий архитрав (на плоскости которого, возможно, предполагалось разместить декор или живопись - не дошедшие до нашего времени). (След. фото - северный фасад:)


Углы здания подчеркнуты пилястрами, фасады завершены зубчатым карнизом, рисунок которого повторяется на фронтонах портиков.


Благодаря двум ярусам окон  здание очень хорошо освещено - в нижнем ярусе я насчитала 15 окон, в верхнем - 13.


Плюс четыре световых барабана и центральная ротонда - интерьер должен быть буквально залит солнечными лучами.


Проверим?
Поднимаемся по ступеням с северной стороны здания (изначально входных проёмов было три, остальные два заколочены досками). Приготовьте глаза, фотокамеру и эмоции - все они вам сейчас пригодятся.
Входим.


Проект церкви не предусматривал какого-либо внутреннего архитектурного убранства - за исключением последующей росписи оставшихся совершенно гладкими стен сюжетами из Библии и изображениями чудес от Фёдоровской иконы Богоматери.


Живописные работы осуществлялись в два этапа - о чём сообщает ”грамота”, написанная на стене в юго-западном угле церкви (зеленый прямоугольник в серой рамке возле окна), текст которой содержит точные датировки и имена художников. (След. фото - роспись западной стены)


В 1824 году работы выполнял Епифан Медведев (весьма опытный провинциальный мастер, в своё время расписавший немало храмов в округе, Библейские сюжеты и росписи центрального купола принадлежат его кисти), а в 1862 году - Егор Дьяконов (добавил несколько росписей, посвященных чудесам храмовой Федоровской иконы, а также “подкорректировал” живопись предшественника, освежив колорит - яркий, насыщенный синий цвет, до сих пор сохранившийся на сводах  - его рук дело). 
Поскольку мы вошли с северной стороны - подняв глаза, в центральном клейме южного свода видим над собой Рождество Христово (художник - Е. Медведев):


Ниже - живописно запечатленные случаи исцеления от храмового образа Фёдоровской иконы (художник - Е. Дьяконов):


По левую руку от нас - алтарь:


Под его куполом изображено Воскресение Христово (художник - Е. Медведев):


Ниже - Снятие с креста (художник - Е. Медведев):


Западная часть: Пресвятая Ветхозаветная Троица (художник - Е. Медведев):


Ниже, над входным проёмом - Христос Благословляющий (художник - Е. Медведев):


Северный купол, над нынешним входом, не забудьте рассмотреть, если попадете когда-либо в эту угличскую церковь:


Богоявление Господне (Крещение) (художник - Е. Медведев):


Центральный купол: Господь Саваоф и Христос, ниже в барабане - апостолы в междуоконных пространствах (художник - Е. Медведев).




Евангельские сюжеты и персонажи окружены живописными фигурными рамками, колоннами и узорными композициями, имитирующими каменный декор и лепной орнамент - благодаря чему создаётся впечатление пышно, по-барочному, украшенного интерьера. Фрагмент алтарной росписи:


Сейчас Федоровская церковь отремонтирована и уже не представляет собой живописную руину. В 2010 году, когда я оказалась здесь впервые, храм пребывал в жутком состоянии и вызывал (как и все монастырские здания) весьма тягостные ощущения - вы это видите на фото. Северо-восточная часть церкви:


С момента запрета богослужений в 1920-х годах и до начала 1980-х, храм использовался в качестве подсобного помещения (на территории монастыря располагалось общежитие педагогического училища и школа, вот всякое учебное и коммунальное оборудование здесь и хранилось - что, бесспорно, лучше, чем колбасный цех или склад химпрепаратов). (Юго-восточная часть церкви:)


В 1980-х, после Олимпиады, склады куда-то перевели, церковь подремонтировали, чтоб иностранцев не пугать (Углич, наряду с Калязиным и его легендарной колокольней, к тому же расположенные по пути в Ярославль,  были одними из самых популярных волжских городов, посещаемых интуристами на речных многопалубных круизных лайнерах). И затем оставили опустевший храм на произвол судьбы на ближайшие 20 лет. В 2010 году вместо кровли зияли дыры, вместо стекол, в лучшем случае, была фанера, штукатурка отслаивалась кусками, а сквозь кирпичную кладку пробивалась травка.


И вот когда на этом мрачном фоне заходишь в церковь и видишь потускневшие старинные святые лики на стенах в окружении ангелов, пророков, и апостолов - пусть даже это не Дионисий и не Гурий Никитин, а простой, никому не известный ремесленник-живописец - впечатление всегда сильное.


Главный парадокс в том, что по архитектуре своей церковь неказиста - изнутри так вовсе аскетична. Но понимаешь это глубоко после - пока стоишь в храме, запрокинув голову, рассматривая уцелевшие изображения, думаешь лишь о том, какая красота вокруг. И еще о том, что просто чудо, что это всё вообще уцелело.


В 1839 году к западному фасаду церкви была пристроена колоссальная по меркам Углича колокольня - 64 метра, ставшая высотной доминантой города. (Неоштукатуренный след на западной стене, словно шрам, оставлен в память об утерянной постройке) Трехъярусное сооружение, высота нижнего яруса которого приходилась вровень с высотой основного объема церкви, а стиль архитектуры гармонично повторял классические черты церкви.


На колокольне было 8 колоколов, самый крупный весом в 220 пудов. (Реквизированы большевиками)


Первый ярус занимала монастырская библиотека - хранилище архивных грамот, рукописей и книг, многие из которых относились к XVII веку (самые ранние  грамоты за 1629 год, книги - за 1670 год), историко-культурная (да и материальная) ценность этого собрания понятна даже не специалисту. Коллекция библиотеки растворилась в 1920-х годах, в ходе хаотичных изъятий церковных ценностей, драматические подробности которых описывает Ольга Федоровна Берггольц в своей автобиографической повести ”Углич”.


Восьмилетней девочкой О. Берггольц с семьей в 1818 году перебралась в Углич из непригодного для жизни Петрограда и три года провела в этом маленьком городке, поселившись в предоставленной её семье келье Богоявленского монастыря, рядом с нашей Фёдоровской церковью.


В 1930-х годах, когда в Угличе развернулась масштабная стройка ГЭС, возникла острая нехватка стройматериалов, в частности, кирпича, для нужд строителей плотины и коммунизма. (След. фото - Ростовская улица:)


Как всегда, встал вопрос о необходимости изыскания скрытых внутренних резервов.


По приказу властей были разрушены один местный, очень древний, монастырь с храмами потрясающей архитектуры, несколько церквей и колоколен (часть из них действительно попадала в зону будущего затопления, но часть оставалась вдалеке от берега водохранилища).


Плиты некрополей, фундаментов, качественный дореволюционный кирпич пошли на постройку бараков для рабочих, административных зданий для руководства и перекрывшей Волгу плотины для блага Страны Советов.


Вот где-то там нужно искать следы нашей 64-метровой колокольни, что сто лет простояла рядом с Федоровской церковью, оглашая перезвоном колоколов окрестности тихого православного Углича, после постройки ГЭС сменившимся на рёв гидротурбин под шум падающей воды.


В сей неразрешимой дилемме выбора между духовным и материальным - весь Углич. На первый взгляд, милейший городок, каких еще поискать - а потом как начнешь присматриваться, да разбираться в подробностях, и уходишь с головой в нашу родную историю, ярких иллюстраций к которой в Угличе превеликое множество J .


P.S. Кстати, в прошлом, 2017 году, в монастыре на том же месте, по прежнему проекту, на средства благотворителей отстроена-таки новая колокольня. Теперь увидеть её (точнее, её копию) можно не только на дореволюционных фото.

Углич, Ярославская область, Русские монастыри, фрески

Previous post Next post
Up