Сегодня Крещение. Поздравляю всех, для кого этот день - праздник.
У нас снегопад - густой, обильный. Порывы ветра, всё время с разных сторон, но больше с юго-западной. Вьюго-западный ветер.
Хочется вспоминать хорошее, тёплое. Думаю о маме. Через несколько дней её день рождения, второй её день рождения без неё.
Мама была врачом. Интересно, вспоминают ли теперь маму те, кто когда-то у неё лечились. В костно-туберкулёзном санатории лежали дошкольники, дети 3-6 лет, иногда и те, кому и трёх ещё не было. Лежали в гипсовых кроватках, прикованные к ним на два-три года. Привозили родители ребёнка неполных трёх лет, а забирали пяти-шестилетним. Целая эпоха в жизни малыша. Дети были со всех концов страны: Казахстан, Приморье, Москва, Ленинград, Белоруссия, Белгород... Ну и,конечно, Украина.
К одним детям родители приезжали, навещали, другим только писали, слали посылки, а приехать не получалось. Некоторым детям и посылок не присылали, и писали редко. За этих детей все особенно переживали. В праздники мы с мамой собирали открытки, книжки, что-то из моих игрушек, складывали в коробку, насыпали ещё немного конфет, и мама несла это ребёнку, который ничего не получил к празднику из дома, и выдавала эту коробку за посылку.
Помню новогодний утренник в санатории. Точнее, в каждом корпусе был свой утренник, лежачих детей ведь не соберёшь всех в одно место. В мамином корпусе на втором этаже в большой палате стояла в углу ёлка. Медсёстры и воспитатель изображали Деда Мороза, Снегурочку и других персонажей зимней сказки. Дети с восторгом смотрели представление, потом им раздали шарики на ниточках, они размахивали шариками и пели песни, потом перебрасывались "снежками" - ватными комочками, потом были какие-то конкурсы. Я, помню, удивлялась, как много, оказывается, игр можно придумать и провести с лежащими в кроватках детьми. Было действительно весело, дети шалили, смеялись...
В летнее время дети круглые сутки спали на открытых верандах под навесами. Однажды ночью начался шторм (мама как раз дежурила в эту ночь), веранды были рядом с пляжем, и их начало заливать водой. Вызвали всех сотрудников, у кого был телефон (а телефон мало у кого был в те годы), сбегали к живущим неподалёку от санатория и подняли их по тревоге. И полночи переносили кроватки с детьми в корпуса. К счастью, всё обошлось.
Дети привязывались к врачам, самые маленькие считали их мамами. После выписки из санатория родители малышей ещё долго писали маме, рассказывали об их успехах, потом писали и сами дети (когда уже ходили в школу), присылали свои фотографии. Помнили своего врача много лет, присылали выпускные школьные фотографии, даже свадебные, став совсем взрослыми. Не все так подолгу помнили и писали, конечно, но многие. Сейчас этим детям уже давно за сорок, у них свои дети, внуки. Но, может, вспоминают они иногда санаторий и своего врача - мою маму. Мне хочется так думать.