итальяно веро!

Dec 31, 2008 16:52

Что можно нового рассказать об Италии российскому человеку? Мы и наши предшественники объелозили эту чудесную страну вдоль и поперек. Поэтому десять предновогодних дней во Флоренции стали удивительными только для нас самих.

Например, случайным нахождением дома с памятной доской, где жил и дописывал «Идиота» Достоевский. Замечательно, что хотя сам дом выходит на роскошное Палаццо-Питти, окна квартиры Федор Михайловича смотрят в узкий и мрачный боковой колодец, вид из которого даже самого большого жизнелюба в два дня сделает тяжелым неврастеником. (См. фото).

Флоренция - это око тайфуна под названием Возрождение. Благодать кватроченто пролилась именно здесь настолько обильно, что концентрация шедевров на кубический сантиметр пространства избыточна для простого смертного. На рядовой антиквариат вообще никто не смотрит. В Палаццо-дель-Подеста в Сиене даже в туалетах расставлены антикварные стулья 19 века, которые нет сил реставрировать. (см. фото).

Из Уффици тебя могут выводить, как пьяного, под руки. Как бы ни были привычны для глаза известные с детства по репродукциям полотна, встреча с реальным автором, личностью которого дышит подлинник, это всегда культурный шок. Я думаю, английские прерафаэлиты стали таковыми потому, что отправившись изучать живопись во Флоренцию, они так и не смогли осилить всю картинную галерею Уффици, а сломались перед залом с Рафаэлем.

Восприятию нет ни малейшей передышки, только глотнешь свежего воздуха, вырвавшись из Уффици, сразу упираешься в дивную площадь, на которой яростный фра (брат) Савонарола сжигал эти самые шедевры и где позже сожгли его самого. Возможно, чтобы навсегда погасить пожар этого религиозного фанатизма флорентийцы установили на этом жарком месте фонтан Нептуна. Для остужения горячих голов.

Нам любопытен и другой, греческий фра из монатыря Сан-Марко. В конце 15 века там обретался, изучая богословие, фра Михаил Триволис. Потом он произвел ребрендинг и оказался в Московском княжестве под именем Максима Грека. И хотя многие православные считают католиков вовсе не христианами, а свинячим хвостиком, те бережно сохранили все предметы, связанные с жизнью в монастыре прославленного в будущем православного богослова.

А вот еще один привет, теперь уже от армянского фра! Оказывается, действующий бенедиктинский монастырь Сан-Миньято на левом берегу Флоренции построен в честь армянского святого Минаса. Римский воин, лицо армянской национальности, Минас или Миньяс, принял христианство, за что злодеи отрубили ему голову и выбросили её в реку Арно. Но мертвец проявил исключительную живучесть, сумел выловить голову из реки и снова водрузить себе на плечи. Такой вот триллер первых веков нашей эры. Мумии отдыхают.
Зачем-то ему было очень важно умереть с головой на плечах. Умные люди объяснили мне, что по христианскому поверью того времени при отсечении головы или при четвертовании, человек терял после смерти возможность воскресения, так как оживить Господь должен всех в своем теле.

А в Риме нас осчастливил грузинский фра из дипмиссии, хотя имел полное право послать куда подальше. От грузинского фра нам перепали два дефицитных приглашения на ночную рождественскую мессу в Ватикан, в величественный и помпезный собор святого Петра. Правда, дипломатический сектор не проявлял особого религиозного рвения. Дипломаты и их гости чаще всего вскакивали со своих мест не тогда, когда надо было вставать по канонам службы, а когда у алтаря появлялся Папа Римский, чтобы «щелкнуть» его. А еще лучше исхитриться и заснять себя на фоне Папы. Не удивительно, что и причастие некоторые восприняли как благотворительную раздачу чипсов. (См. фото).

Эта публика живо напомнила мне, как несколько лет назад я плыла на пароходе для избранных вместе с покойным Патриархом на Валаам. Народ был такой же разношерстный. Среди смиренных монахов и прочих добрых христиан, мелькали какие-то пацаны в дорогих спортивных костюмах и голдовых цепурах в два пальца на плотных шеях. Мимо них сквозили лощеные бизнесмены с незапоминающей внешностью профессиональных мошенников и капризные дамы с заносчивыми собачонками на руках. Одна из таких фрау уже на литургии, стоя передо мной в очереди в надежде причаститься из патриарших рук, флегматично жевала резинку.

Люди везде одинаковые, хоть пастыри у них и разные. И всем нам придется дождаться Второго Пришествия, чтобы узнать, кто же из нас был к нему ближе.
И когда я вспоминаю веселого повара итальянца из маленькой харчевни, где готовят на виду у посетителей, который раскатывая тесто для пиццы, распевал от полноты радости жизни рождественские гимны, (в детстве он пел в церковном хоре), то соглашаюсь со стихами Николая Гумилева, посвященными Флоренции:

«Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

Дорогие фра и фрау всех мастей! Поздравляю с Новым годом, прошедшим и будущим Рождеством! До новых виртуальных встреч!










лытдыбр, путешествия дилетантов

Previous post Next post
Up