Когда-то, 15 лет назад мне вдруг взбрело в голову стать актрисой. Вернее, в голове-то своей я ей уже была, но на пути стояло препятствие - театральный ВУЗ. В него надо было поступить, а для этого для начала надо было прочитать на отборочном туре стихотворение, басню и прозу. Выучить что-либо для меня никогда не составляло проблем, а вот рассказать вслух... Я вдруг поняла, что не могу выразительно рассказывать ничего на публику - сама с собой могу, а на публику - никак, только как на утреннике в детском саду - комкая платье и понижая голос, чтобы никто, не дай бог, не расслышал, что я там бормочу. Однако, я всегда была жутко деятельной и у меня на тот момент имелся в руках беспрецедентный козырь - я жила в общаге!
И вот вся общага, хотела она того или нет, вынуждена была несколько месяцев слушать мои литературные чтения. Это была самая лучшая публика на свете - невнимательная, очень критичная, ржущая и жующая, разговаривающая о своем и совершенно не интересуящаяся тем, что ей рассказывают. Вы не поверите, но я действительно считаю, что лучше такой публики для тренировки не найти! Сколько раз меня пытались "расколоть" во время читки, строя мне рожи, перебивая и поддакивая невпопад! Сколько раз люди в процессе чтения просто отворачивались или уходили, оставляя меня в недоумении, что это было! Да чего только не было, но это было просто КРУТО! Это было лучшее на свете обучение, потому что после тех тренировок мне теперь ничего не страшно))) И хотя я не поступила в театральный ВУЗ (и слава богу, надо сказать!), но зато с тех времен у меня осталась куча полезных навыков - я могу выступать когда-угодно, перед кем-угодно и с чем-угодно фактически без подготовки, я не боюсь публики, не реагирую на раздражители и еще, до кучи, и в качестве бонуса -до сих пор помню ту почти 1000 стихотворений и еще кучу прозаических отрывков и басен.
Честно говоря, я не представляю, как бы я готовилась в театральный, если бы жила дома. Наверное, так же, как и всегда до этого - максимум перед зеркалом выступала бы и пошла сдаваться. Сколько себя помню - никогда перед выступлением меня никто не гонял на публике, даже на самой минимальной - перед классом, перед родителями, перед педагогами. Наверное, предполагалось, что выйти на сцену - это тоже самое, что ответить у доски. Хотя, надо думать, у доски я не сильно свободно себя ощущала. Хотя я с 7 лет училась в музыкальной школе, почти все, что я разучивала, я играла перед кем-то, кроме учительницы максимум 1-2 раза, никогда не "тренируясь" на сцене перед людьми до концерта, да что там - меня даже лишний раз никто не просил повторить то, с чем я буду выступать, мне даже, к слову, толком никогда не рассказывали, чего от меня ждут вообще, и по умолчанию считалось, что у меня все супер, никаких нареканий.
Сане в этом плане, наверное, повезло, а может и нет - в процессе подготовки к выступлению я ему довольно настойчиво и жестко говорю о том, что мне не нравится, где бы я хотела что-то видеть иначе, чего я от него жду и почему меня не устраивает обычное монотонное чтение. Более того, имея меня в качестве мамы он имеет и кучу репетиций в самых разных условиях - с микрофоном, без него, со мной, и не только со мной. У него идет самый настоящий тренировочный процесс, как у меня когда-то в общаге - он учится читать стих так, как задумано, преодолевая стеснение и боязнь сцены. Недавно он мне говорил, что даже передо мной ему трудно себя преодолеть, чтобы не стесняться: "Знаешь, бывает стеснение, как НОЛЬ, а бывает, как СТО - если по шкале. Когда как СТО - очень трудно себя преодолеть! Вот когда я тебе рассказываю - у меня стеснение, как СТО!" Но я же настырная, я же не могу его выпустить на большую сцену, если у него "стеснение, как СТО", потому что там оно будет гораздо сильнее, и я его тренирую. Во-первых, он репетировал с камерой - она добавляет стеснения, в прошлом посте я показывала результат. Во-вторых, он репетирует в саду с микрофоном (да, у нас в саду есть микрофоны и они в моем полном распоряжении!), в-третьих, он репетирует на разных людях и разном количестве людей и это, на мой взгляд дает плоды! Сегодня, когда он начал читать стих перед группой - детям стало очень смешно, они громко хохотали и Саня в итоге смеялся вместе с ними, но потом очень быстро собрался и рассказал стих от начала до конца со всеми нужными интонациями! Надо сказать, он учится быстрее меня - я смогла так собираться только через пару месяцев после начала своих "тренировок".
Ну, а еще сейчас просто великолепное оснащение, которое помогает чаще глядеть на себя со стороны. Я очень мало видела себя на сцене, я могу только догадываться, как я там выглядела. А ведь это очень полезно - посмотреть на себя, чтобы заметить то, что нужно исправить, переделать, сделать иначе, ну или чем-то, может, даже восхититься. У Сани эта возможность просто зашкаливает - и надо сказать, он ею пользуется. Мало того, что ему нравится сниматься в роликах, так он их потом перессматривает и часто себя же передразнивает там, где видит недочеты, а потом старается следить за этим моментом. Например, в декабрьских роликах заметил, что плохо и не всегда выговаривает мягкую Р и теперь она у него гораздо стабильнее звучит, ну и разные ужимки свои убирает порой - со стороны-то они уже ему не такими веселыми кажутся. По-моему, это отличный способ научится самокритичности и разобраться в себе же самом.