Цели на год.

Feb 14, 2016 19:58

Многие пишут для ребенка цели на год, и я туда же.
Правда, я как и прежде против целей из оперы: "научиться ездить на двухколесном велосипеде". По нескольким причинам, завязанным друг на друга: Саня обладает характером, о который разобьются любые родительские намерения, а у меня при постановке целей возникает "туннельное" мышление, и я начинаю сильно нервничать, что ничего не получается, а сроки проходят. Поэтому всем будет спокойнее, если он научится ездить на велосипеде тогда, когда захочет сам, и остальное научится делать тоже по своему собственному почину - и нервы сберегутся у всех,и толку больше будет, потому что, если честно, то, чему научился Саня к данному моменту, не могло мне привидеться и  в самых смелых мечтах. Так что пусть уж сам)))

Но цели я все таки поставлю, как раз с учетом своего "туннельного" мышления, на которое в данном случае основной расчет.


И цели эти будут касаться развития эмоционального интеллекта.

Думаю, что на данный момент это самая актуальная сфера для развития у нас. Не берусь судить, насколько хорошо эта сфера развита у Сани в соответствии с возрастом, но мне явно не нравится то, что происходит, поэтому буду действовать в данном направлении. Не откажусь от подсказок читателей, особенно по литературе в этой области.

Итак, цели:

ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА:

1. Развивать способность к самоанализу. Учить понимать собственные чувства и эмоции и понимание, какое влияние оказывает его поведение на окружающих, какие эмоции вызывает у них.

2. Воспитывать ассертивность - способность ясно выражать свои чувства и мысли и проявлять твёрдость убеждений, принимая во внимание предпочтения и реакции других людей. В общем-то, выражать свои чувства и мысли Саня умеет очень хорошо, проблема в том, что он не принимает во внимание предпочтения и реакции других людей - вот этим-то и займемся.

3. Самооценка - вести к тому, чтобы ребенок начал воспринимать себя адекватно, положительно, но и не отрицая собственных минусов. На данный момент, я думаю, у Сани самооценка несколько завышенная.

СФЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

1. Обучать эмпатии -  учить понимать чувства других людей и способности дать понять людям, что их чувства известны.

2. Социальная ответственность  - обучать способности к взаимовыгодному сотрудничеству, воспитывать совесть, нравственность и заботу о ближнем.

3. Обратить особое внимание на межличностные отношения. Обучать навыкам конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способности устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умению чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах.

СФЕРА АДАПТИВНОСТИ:

Надо сказать, что здесь у Сани наблюдается парадоксальная вещь - он крайне резко реагирует на смену обстановки, но при этом, как только проходит первая реакция - моментально адаптируется и подстраивается под текущие обстоятельства. Проблема в том, что первое впечатление часто имеет решающую роль, и вот эту резкую реакцию я бы хотела подправить.

Определение "сферы адаптивности" из Википедии, и ее аспекты:

Способность быть гибким, реалистичным, адекватно вести себя в любой ситуации и решать проблемы по мере их возникновения.

  • Решение проблем - способность выявлять и формулировать проблемы, а также вырабатывать и превращать в жизнь потенциально эффективные пути их решения.

  • Оценка действительности - способность верно определять соотношение между своим опытом и тем, что объективно существует (видеть мир таким, какой он есть). Акцент ставится на прагматизм, объективность, адекватность восприятия. Включает способность концентрироваться и сосредотачиваться.

  • Гибкость - способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с меняющимися обстоятельствами; умение адаптироваться к незнакомым, непредсказуемым и быстро меняющимся обстоятельствам.


Вот на эти аспекты и буду обращать внимание.

СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ:

Пока остановимся на одном аспекте - контроле импульсивности. Это "наследственное", и тут, думаю, работы очень много даже по одному направлению.

СФЕРА ОБЩЕГО НАСТОЕНИЯ:

Воспитывать оптимизм. Справедливости ради надо отметить, что Саня далеко не пессимист, но для своего возраста он слишком уж реалист, думаю, надо ему попытаться надеть небольшие розовые очечки, успеет еще реальностью накушаться.

Определения взяты из статьи в Википедии. Конкретно - Модель эмоционального интеллекта Бар-Она.Именно эти определения мне понравились своей конкретностью, по крайней мере, понятно, на что именно стоит нацелиться. Для начала я взяла не все аспекты из этой модели, потому что и возраст у Сани еще не такой, чтобы можно было применять все, что там указано, и, честно говоря, справиться бы с тем, что я наметила.
Главный вопрос в том, КАК это сделать. С литературой для мамы - вопрос понятный, но вопрос с методами для Сани - довольно сложный. Пока у меня в данном разделе несколько мыслей:

1. Ролевые и сюжетные игры на определенные темы.
2. Сказкотерапия. Проблема в том, что готовых сказок с нужными именно нам сюжетами я не нашла, придется сочинять самой. Не исключено, что в скором времени журнал превратиться в сборник сказок))) Буду рада советам по этому вопросу!
3. Разговоры и обсуждения поведения героев книг и фильмов. Кое-какие книги уже куплены, но всегда буду благодарна, если кто-то подскажет, что еще можно почитать такого, где характеры героев были достаточно выпуклы, а действия - достаточно мотивированы, чтобы можно было это обсуждать без разных "скидок". Саня очень придирчивый, и подмечает детали, когда ему надо, поэтому хотелось бы, чтобы злодей - был злодеем, а положительны герой - показывал, как действовать правильно, а не бросался ботинками в сверчков.
4. Театральная деятельность. Совместное сочинение и разыгрывание сказок на актуальную тему.
5. Музыка. Сделать упор на прослушивание произведений с особо сильно выраженным эмоциональным фоном. Пока не знаю, каких именно, буду искать. Возможно, совместить частично с театральной деятельностью.
6. Расширение словаря именно в эмоциональной сфере. В посте о неожиданном восприятии детей мне неоднократно озвучили тот момент, что дети просто не знаю нужных слов, отсюда не могут и озвучить чувства. Это да. И хотя Саня знает довольно много слов из сферы эмоций, и даже может их довольно точно применить в жизни, пока этого не достаточно, чтобы его эмоциональная сфера развивалась в нужной степени.

Что еще? Подскажите!

Хотя я и написала, что это цели на год, думаю это цели на всю жизнь. Просто год - это такой контрольный этап, когда будет видно, что получается, и на что обращать внимание в дальнейшем.

Ну, что - удачи нам! Поехали!

Эмоциональный интеллект, Санечка, Прошу совета, 4 -4.5 года, Мысли, Цели и итоги

Previous post Next post
Up