У нас с Саней не очень получается заниматься по плану, точнее - совсем не получается. Зато неплохо получается что-то делать по озарению - захотелось и сделали. Конечно, систематичности никакой, и последовательного изучения тоже, но с другой стороны - укладывается лучше, ведь интересно же.
Вот, к примеру, сегодня мы складывали нечетные числа, которые были в таком вот виде:
Про четные и нечетные числа Саня знает давно, и мне кажется, вполне понимает смысл. А столб Зайцева ему помогает это закрепить. В этот раз я сделала вот такие уголки из квадратов, в каждом уголке - нечетное количество, и мы их вкладывали один в другой, складывая таким образом числа.
Во всех случая в результате получался ровный квадрат:
Вообще, это наглядное изображение квадрата чисел, то есть, в итоге сложения нечетных чисел всегда получается какое-то число в квадрате - 2 в квадрате ,3 в квадрате,4,5,6 и т.д. Но для Сани я в эти подробности не вдавалась особо, просто получился интересный математический эксперимент.
Для уточнения я потом отрезала по одному квадратику у уголков и вышли числа четные, которые мы тоже попытались вложить друг в друга:
Квадрата не получилось, только прямоугольник вот вышел...
Пользуясь случаем наглядно сравнили еще раз четные и нечетные числа - я разрезала уголки на равные, где возможно, части, сразу стало видно, что такое "делятся на два" и "не делятся на два". Саня нашел решение - везде, где не поделилось поровну, предложил отрезать лишний квадратик))) (Робот ему, как всегда, помогает думать).
Потом мы познакомились с простой и одновременно сложной штукой - лентой Мёбиуса. Вот уж лучшая демонстрация утверждения, что все гениальное - просто. Куда уж проще, казалось бы, но сколько поводов для размышления!
Для начала я сделала обычное кольцо из ленты бумаги и предложила Сане нарисовать внутри линию.
Нарисовали, убедились, что линия получилась только с одной стороны, и что она пришла туда же, откуда началась. А потом я склеила еще одну ленту, перекрутив один конец, и снова нарисовала внутри нее линию (рисовала сама, у Сани не получилось, кольцо-то слегка перекручено, на стол ложится не ровно). Велела внимательно наблюдать за тем, отнимаю я ручку от бумаги или нет. Когда закончила, мы выяснили, что линия получилась с обеих сторон, хотя я рисовала по сути только на одной:
По-моему, его этот эффект слегка загрузил - он так и не понял, как это вышло))) Ну и ладно, зато сколько поводов подумать теперь))). А потом пришел папа, разрезал эту широкую ленту вдоль пополам и лента стала в два раза длинне, при этом осталась в кольце, я такого эффекта не знала:
Кстати, нашлась гифка с лентой Мёбиуса - не оторваться)))
А еще мы неожиданно начали проходить вот эту книжку:
Лабиринт:
Май-шоп:
Собственно, я бы такую не купила, мне ее подарили. Я пока не смотрю на книги, на которых стоит обозначение 1-4 класс, хотя, может, и зря. Эту книгу нам подарили, сказали, что можем передарить если что, или на будущее. Я ее смотрела, собственно, чтобы прояснить для себя, кому я могу ее подарить. Тут пришел Саня и спросил, что я делаю, и что он тоже хочет. Ну, я и предложила ему посмотреть на задание, которое было у меня открыто на тот момент.
Честно говоря, я не думала, что он сможет хотя бы понять, что надо найти. Вот следующая страница, где еще три кубика, и вырезанные фигуры:
Он нашел 5 фигур мгновенно, не сомневаясь и не раздумывая. Затруднение возникло только с выпиленным паралеллепипедом (задание 4).
Потом точно так же быстро он решил задачу с развертками:
В развертках подумал немного только над тетраэдром и октаэдром (фигурами из треугольников), но в целом справился очень быстро, просто мгновенно опять же. Под это задание мы вспомнили о нашем
геометрическом конструкторе , который давно используется не для фигур, а для постройки домов и гаражей, и пошли делать развертки, вышло очень наглядно, а заодно проверили и правильно ли нарисованы они в книжке)))
Я предложила Сане еще пару заданий из книги, к примеру про распилы (не чиновьичьи)))):
Тут он мгновенно не понял, но с небольшим моим объяснением сообразил и обрадовался. Вот она - наша зона ближайшего развития! Наконец-то нашлось что-то достаточно сложное, чтобы он не понял сразу, и достаточно простое, чтобы можно было немного направить и он сообразит, а не что-то за пределами его понимания.
Похожее про цепочки, первые два задания понял сам:
Полистала я эту книгу еще, и решила, что не буду я ее никому отдавать, и откладывать тоже, в общем-то, она как раз для Сани оказалась. Мы еще попробовали вот это задание:
Это Саня тоже вполне сообразил, получилось неплохо.
Как-то так вышло, что я до сих пор не купила математику Кац - то ее нет в продаже, то я начинаю сомневаться, а не слишком ли она простая для Сани. У этой книги Кац - одна из авторов, так что случайно я перескочила ее дошкольные пособия, и пришла сразу к школьным, может, и к лучшему? Тратить деньги на пособия, которые Сане на 15 минут прохождения от корки до корки мне что-то надоело, а тут - вполне есть чем заняться. Кстати, и лента Мёбиуса в этой книге тоже есть, но мы ее посмотрели еще до книги)))
Вот такие вечера у нас периодически получаются. Еще раз повторюсь - никакой системности, и желания нет, если честно. Правда, в связи с тем, что ему неожиданно подошел учебник с обозначением 1-4 класс, я опять задумалась о том, что же будет к школе... Домашнее образование выглядит все реальнее и реальнее....