Сане скоро исполнится 4 года, и вот уже год, как у меня с души упал "камень" под названием "после трех уже поздно!"))) Отдельное спасибо Ибуке за три веселых года жизни, но именно за последний год я как-то яснее осознала многие вещи. Я знаю, меня можно обвинить в категоричности, и еще много в чем, но я не претендую на истину в последней инстанции, это просто мои соображения насчет РР и того, как к этому относится и что это дает.
Собственно, буквально на днях я поняла, что три Саниных года действительно стали рубежом - в первую очередь в моем собственном мышлении. Ослепленная этой блестящей идеей, и часто вспоминая по этому поводу слова Цветаевой (не поручусь за точность цитаты "все, что познала - познала до 5 лет, всю оставшуюсю жизнь - осознавала"), я так хотела, чтобы ребенок до 3 лет увидел, и узнал как можно больше, чтобы потом - было что "осознавать", и когда я видела, что он что-то не разделяет моих чаяний - здравый смысл мне приказывал не навязывать ( насильно мил не будешь ведь!), но чувство вины при этом присутсвовало нешуточное, и все хотелось что-то делать, как-то привлечь, как -то заинтересовать... А как исполнилось три года - чувство вины умерло, три года же - поздно, что теперь уж)))
Самое смешное, что все факты из моей собственной жизни, из жизни людей, которых я встречала, и даже факты биографии великих людей говорили о том, что все эти шевеления - по сути ничего особенного не дают. В прошлый раз в
размышлениях на эту тему я затронула мысль о том, что почти все начинают РР с мыслью о том, чтобы вырастить некоего "сверхчеловека", который в этой жизни сумеет не просто больше и лучше, чем многие, а станет, возможно, кем-то таким, кто откроет нечто новое и сумеет перевернуть этот мир. И хотя мысль эта встретила ряд возражений - я все равно осталась при ней))) Начинают все примерно одинаково, а потом - пути расходятся, и кто-то оставляет мысль о "сверхчеловеке" (называя это по-своему, как угодно, но по-сути - точно так же), а кто-то понимает, что "не Доманом единым" развивается человек. И вот что я подумала - РР существует уже десятки лет, и никаких сверхлюдей за это время не развилось - это ли не лучшее доказательство того, что все это - бесполезно? Бесполезно не в плане того, что теперь надо все бросить, и пусть дети растут, как трава, а в плане того, что никаких "сверхлюдей" таким образом не вырастить, но почему-то на начальном этапе это никого не останавливает (ну, из тех, кто этим загорается). Останавливает потом что угодно - лень, нежелание ребенка, осознание тщетности усилий, но изначально - нет, и часто оставляет чувство вины - "я не сделала того, что могла, чтобы у ребенка было великое будущее".
Собственно, чего я опять о том же - наткнулась я тут на передачу "Пусть говорят", где показывали Елену Фокину, гуру "детской йоги"(сразу говорю, я тв не смотрю, это меня по этой теме занесло туда течением интернета). Я не буду обсуждать личность этой женщины (у которой умер рожденный в море внук), полезность или вред этих упражнений и образа жизни, меня зацепило иное. Поклонники этого метода утверждают, что прямо без этой самой гимнастики их дети выросли бы "лежащими на диване", ленивыми и неподвижными( причем, выросли в их случае - это часто 7-10 лет), и что, мол, прямо их дети из-за того, что их там крутили по всякому и проныривали в море - прямо ну так отличаются от всех других детей, что не передать! И лучшее доказательство этому - дети в студии - "Ах, посмотрите, какие они подвижные, какие они веселые!" А ничего, что абсолютное большинство здоровых детей - такие и есть -подвижные и веселые. И ленивые дети есть, да, и сейчас их очень много, но вовсе не из-за того, что с ними не занимаются динамической гимнастикой, а из-за того, что на детской площадке их толкают под попу, когда они лезут по лесенке, а на второй этаж заносят на руках, и вообще - стремятся детей посадить, чтобы они сидели и смотрели мультики, еще бы не стать тут малоподвижным... Как всегда обращусь к самому очевидному для меня примеру - к Сане. Я не занималась с ним никакой динамической гимнастикой, потому что таких вещей я боюсь в принципе, но я никогда его не ограничивала в движении, и никогда не помогала осваивать то, что он в состоянии освоить - если он куда-то лезет, то только сам, если хочет прыгать-бегать - так и делает. Да, он не олимпийский чемпион, однозначно, но он вполне развит физически, а когда мы были на море, нас даже спросили, на акробатику он ходит или просто на гимнастику, когда он выделывал кульбиты на снарядах, и очень удивились, узнав, что он никуда не ходит вообще)). Это я к тому, что нормальный ребенок будет вполне нормально развиваться и без всяких подбрасываний. Насколько я могу судить - детей ограничения затормаживают намного больше, чем развивают специальные "развивательные" методики.
Тоже самое, видимо, можно сказать и о методиках развития интеллекта. Раньше, когда Сане было около года и он явно обгонял сверстников (еще бы, алфавит в 14 месяцев - конечно же, моя заслуга, чья же еще))) - я думала, что это все благодаря исключительно РР и моим усилиям. Но даже спустя год я стала догадываться, что если и есть моя заслуга в том, что Саня такой скороспелый, так исключительно только в генах, но никак не из-за того, что я ему пыталась показывать карточки со словами. Теперь же я уверена в одном - все его достижения - исключительно его, а моя роль только в том, что я дала ему хороший мозг ))) , и в том, что я его не ограничиваю и не мешаю делать то, что он хочет сам. Мне кажется, было бы у нас меньше пособий - ничего бы не изменилось, уровень развития был бы такой же.
Общаясь в ЖЖ, в жизни, пытаясь сопоставить то, что я вижу, я понимаю окончательно - ребенка развивает среда, а не занятия по расписанию и образцу. Да, есть дети, которые хорошо относятся к занятиям, но и они берут из них только то, что нужно им самим, и с той скоростью, которую выбирают сами. Ну, да, есть некая разница в самостоятельности - кого-то вообще лучше не трогать, он хочет все решать только сам, а за кого-то надо выбрать, чем заняться, и он будет за это благодарен, но по сути - все равно ребенок развивается только благодаря себе. И нельзя сказать однозначно, что он такой умный или там, физически развитый, благодаря именно тем методам, которые выбрали для него родители. Вполне возможно, почти однозначно, он был бы не менее развитым, если бы его просто оставили в покое. Более того, иногда он развивается не благодаря, а вопреки - и как пример, опять же Саня - до трех лет я его "кормила" почти исключительно музыкой и картинами (ну, логикой еще, да)), а в три года вдруг обнаружилось, что он технарь до мозга костей, и очень хорошо на интуитивном уровне разбирается в механике. Ну, и благодаря чему это случилось - благодаря музыке, или благодаря живописи на стенах?)))