За употребление некоторых продуктов, ещё некоторое время назад, можно было расстаться с жизнью, а что-то из привычной сегодня еды долгое время считалось ядовитым и "бесовским".
Телятина
Телятина с хреном, запечённые ребрышки, телятина с грибами в горшочке. На протяжении долгого времени подобные кушанья были недоступны для наших предков. И дело не в том, что телята были неприкосновенными, а в бережливости русских крестьян.
Много веков подряд на Руси существовал запрет на употребление в пищу телятины. Первоначально он был вызван заботой крестьянина о сохранении молодняка. В убое телёнка, с целью полакомиться его нежным мясом, он видел непростительное расточительство. Затем этот обычай стал традицией и принял характер мистического запрета.
Об этом писали и иностранные гости нашей страны, например, Жак Маржерет(профессиональный французский солдат-наёмник, автор литературных записок о Русском государстве начала XVII века): "Что касается быков и коров, то они размножаются так же поразительно, поскольку во всей России совсем не едят телятины…". Только в конце XVIII века телятина стала блюдом пиршественных столов знати, а позже появилась и на столах более простых людей.
Чай
Русский стол и сельская жизнь сегодня неотделимо ассоциируются с чаепитием, самоваром. Но чай, столь любимый сегодня во всем мире, в России приняли не сразу. В народе даже бытовали пословицы о "греховных" напитках: "Кто пьёт чай, отчаивается от Бога, кто пьёт кофе - налагает ков на Христа".
В 1638 году царский стольник Василий Старков, будучи послом в Монголии, впервые попробовал на пиру питьё, которое ему понравилось. Увидев это, Алтын-хан послал русскому царю Михаилу Фёдоровичу несколько пудов чая. Сначала, для крестьян, заморская заварка была недоступна, она использовалась лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение "чайком побаловаться". Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай.
По этому поводу Василием Жуковским были написаны шуточные стихи: "Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить. А я отроду не знаю, как же этот чай варить Взял тогда, налил водички, всыпал чай я весь в горшок. И приправил луку, перцу, да петрушки корешок. Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал, Остудил его немножко. На господский стол подал. Гости с барином плевались. Сам он ажно озверел И, отправив на конюшню, меня выпороть велел. Долго думал, удивлялся: “Чем же мог не угодить?” А потом-то догадался, что забыл я посолить."
Конина
Конину человек начал употреблять в пищу много тысячелетий назад. Дикая лошадь была добычей для первобытных охотников. Да и приручили её как источник съедобного мяса. В I веке нашей эры Церковь Христова сохраняла ветхозаветный запрет есть конское мясо. Долгое время во всем мире коней не пускали на мясо из-за их хозяйственной ценности. С появлением в XIX веке машин, запрет на потребление в пищу конины был снят, на Руси это произошло в 1867 году. После того, как по Европе прокатились эпидемии заболеваний крупного рогатого скота, продажи конины стремительно возросли.
Но к конине до сих пор относятся с предубеждением: для многих россиян кушать мясо лошади, которая воспринимается как друг человека, неприемлемо. В некоторых странах существует запрет на употребление этого мяса. Это мясо также запретно для ортодоксальных евреев. Кстати, среди европейцев распространён миф о плохом вкусе конины. Связано это с тем, что во время отступления из Москвы солдаты Наполеона ели павших лошадей, используя вместо соли и приправ порох, что вызывало многочисленные пищевые отравления.
Помидоры
Сегодня красные плоды известны и любимы людьми всех возрастов. Но когда-то этот овощ не мог занять место на столе наших предков. Официально помидоры никогда не были запрещены, но съедобными их признали не сразу. Долгое время их считали ядовитыми, у томатов даже закрепились народные прозвища: их называли "бешеными ягодами", "греховными плодами" и "псинками".
В Россию помидоры попали предположительно во второй половине XVIII века из Европы. Изначально томаты на Руси использовали, как украшение для изгородей, садовых беседок. Сочетание тёмно-зеленой ботвы и красных плодов нравилось хозяйкам: горшочки с ростками помидоров использовали как домашние растения, на подоконниках.
Среди дворян при российском императорском дворе было принято дарить возлюбленным небольшие кустики помидоров в знак вечной любви и верности. Чуть позже были открыты целебные свойства томатов: кашица из протертых плодов считалась лучшим лекарством от ран. И только на рубеже XVIII-XIX веков томаты были причислены к числу съедобных культур. Широкое же распространение томатов началось только после Второй мировой войны.
Табак
Впервые табак на Руси появился в XVI-XVII веках. При Иване Грозном и его преемниках табак привозили английские купцы. Попадал он в Московию в багаже офицеров-наёмников, с отрядами интервентов и казаков во времена Смуты. Смута закончилась - стали пресекаться и все атрибуты свободомыслия: при царе Михаиле Фёдоровиче Романове табак попал в жесточайшую опалу. После сильного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого признали курение, запрет на него был введён под страхом смертной казни. На деле, ослушавшихся казнили редко.
Чаще всего курильщику грозило "всего лишь - урезание" носа. Правительство Алексея Михайловича в 1646 году монополизировало продажу табака, резонно усмотрев в этом государственную выгоду. Однако могущественный патриарх Никон, оказывавший огромное влияние на молодого царя, добился восстановления драконовских мер против "богомерзкого зелья". В Соборном Уложении 1649 года предписывалось курильщиков наказывать битьём батогами, вырыванием ноздрей и ссылкой, причём это касалось и женщин.
Кофе
Кофе был под запретом во многих странах, в разные годы: от Арабских стран до Европы он считался "дьявольским зельем". Английские леди находили, что напиток этот "иссушает" в их мужьях влечение к супругам. Россия недаром снискала славу государства парадоксального, нестандартной была и ситуация с появлением кофе на Руси. По сути, у нас его не запрещали, а даже…заставляли пить. В эпоху правления Петра I кофе получил свое распространение по всей России. Сам Пётр пристрастился к "тонизирующему зелью" во время поездки в Голландию. По приезду он издал указ, предписывающий подавать кофе на своих ассамблеях. И даже больше - кофе стали предлагать при входе в Кунсткамеру.
Но пития на Руси хватало с избытком: квасы, сбитни, травяные настойки и отвары, а безумно дорогие кофейные бобы особо не прельщали люд. В народе же считалось, что кофе дан самим дьяволом. Даже бытовали поговорки: "Чай проклят на трёх соборах, а кофе на семи". Самым страстным любителем кофе оказалась императрица Екатерина II. Чтобы сварить для императрицы пять чашек, повара использовали 400 г молотых зёрен - менее крепкий напиток она не признавала