Рассел Баркли придает большое внимание "вниманию" :) Несмотря на то, что
его книга посвящена детям с проблемами внимания, именно родительское внимание, по его мнению, играет важную роль в развитии ребенка, а также его поведении, даже если речь идет о "нормальном" ребенке.
Мне его книга особо ценна именно практическими примерами. Вот, например, в книге Гиппенрейтер, которую, кажется, прочитали все, тоже много примеров. Но именно тех, в которых нуждалась я, там и не было. Например, похвалы. Прямо беда с ними, с похвалами. Много - плохо, ребенок будет зависеть от чужого мнения; мало - тоже не хорошо, ребенок может почувствовать себя недооцененным. Да и дело-то не только в количестве. Как хвалить? Вот ведь вопрос.
Примеры, которые приводит Баркли, просты до невозможности. Прям так и хочется стукнуть себя в лоб чем-нибудь тяжелым и восклинуть что-то типа "А где ж я раньше-то была?" или "И как же это я сама не додумалась?" Причем, в его примерах я заметила как раз тот принцип, по которому Гиппенрейтер призывает выражать родительские отрицательные эмоции по отношению к ребенку - не начинать предложения со слова "ты". Интересно также, что на израильских курсах для менеджеров (не буду называть имена источников :) говорят очень похожую вещь - предложение, начинающееся с "ты", звучит как обвинение!
Итак, похвала, или проявление внимания, может быть как вербальная, так и не вербальная.
Не вербальные: объятие, похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуй, улыбка и т.п. и т.д.
Вербальные:
"Мне нравится/приятно, когда ты..."
"Совершенно очевидно, что ты уже большой/большая для..."
"Это потрясающе, как ты догадался сделать..."
"Отличная работа!"
"Я вишу, хорошо идет!"
"Знаешь, еще полгода назад ты не мог делать это так хорошо, как сейчас. Ты действительно очень вырос."
"Подожди, вот я расскажу маме/папе как здорово ты..."
"О, ты сделал все это сам! Так держать!"
"За такое хорошое поведение мы с тобой..."
"Я очень горжусь тем, что ты..."
"Я всегда получаю удовольствие, когда мы...как сейчас"
По мнению Баркли, внимание должно быть проявлено немедленно после действия, его заслужившего. Ни в коем служае не ждать, считает он. Мне все же кажется, что для детей постарше это не так уж критично, конечно, если речь не идет о ADHD. Также внимание, или похвала, должны выражаться понятно и недвусмысленно. Но, самое главное - по-моему, похвала не должна сопровождаться словом "но". Действительно, какая же это похвала - "Ты очень хорошо убрал в комнате, но почему же ты каждый день так не убираешь?!".
Итак, не стесняться, хвалить! Но за дело.