Мама с активной жизненной позицией.

Jul 02, 2013 13:37

Интервью со мной опубликовано в свежем номере журнала "Работница":)

МАМА С АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИЕЙ
"Работница", ежемесячный журнал, №6, 2013 год
Тринадцать лет назад, заканчивая факультет журналистики Алтайского государственного университета, молодая и амбициозная Нина Добрынченко мечтала сделать блестящую профессиональную карьеру. Поначалу все складывалось, как она задумывала: переезд в Москву, интересные проекты в Школе культурной политики у Петра Щедровицкого, переход в аппарат полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко, опыт работы под руководством известного политика Ильи Клебанова в Санкт-Петербурге. Наконец Нина Добрынченко возглавила пресс-центр Федеральной службы по тарифам в Москве.
Казалось, дальше жизнь пойдет по вполне предсказуемому чиновничьему руслу, а карьерный рост так и останется главным приоритетом молодой женщины. Однако, семь лет назад в сознании Нины произошла серьезная трансформация. О том, почему она круто изменила направление своей работы, стала заниматься социальными проектами, вопросами материнства и детства, мы поговорили с Ниной Добрынченко-Матусевич за чашкой чая в перерыве между мероприятиями Фонда "Защита детства», который она возглавляет.
- Нина, как получилось, что профессионал, занимавшийся преимущественно работой со СМИ и связями с общественностью в различных государственных учреждениях, вдруг открыла для себя совершенно новую сферу деятельности?
- Многое изменилось после рождения моего сына семь лет назад. Я стала заниматься благотворительностью, собирать для детских домов игрушки, одежду, памперсы. Но таких инициатив много, через некоторое время я поняла, что у меня есть собственный отличный ресурс для развития: активная жизненная позиция, опыт работы, связи в деловом мире, сотрудничество с ведущими российскими СМИ. Я решила попробовать придумать и осуществить что-то свое, новое, особенное.
Мой первый самостоятельный проект в области образования назывался «Дети для детей». Он длился три года и реализовывался не только в Москве, но и сибирских городах - Томске, Красноярске, Новосибирске, Барнауле. Нас поддержала компания «Русгидро» и сильная команда местных педагогов под руководством Елены Ушаковой. Проект был осуществлен в области инклюзивного образования: ребята из детских домов учились вместе с детьми из лучших школ Сибири. Четыре раза в год мы вывозили их на специальные сессии, и на площадках каникулярных школ (таких, как «Нооген» - авторское учебное заведение философской направленности для старшеклассников) выстраивали особую программу учебы и общения. Порой существуют серьезные барьеры для коммуникации между детдомовцами, живущими в замкнутой среде, и обычными учениками и педагогами, которые со своей стороны оказались не очень готовы к общению с Другими.
Когда я родила второго сына и гуляла с ним по московским улицам, мне вдруг пришла в голову идея проекта «Люди с колясками». Сначала это были разовые акции в столице, потом инициатива расширилась, в разных городах возникло родительское движение. Мы клеили специальные информационные стикеры на стекла автомобилей, припаркованных на тротуарах и в неположенных местах, что делало затруднительным, а порой и невозможным проход мам и пап с колясками. Эта акция получила огромную поддержку и широкий резонанс по всей России. Мы подняли очень важную для общества тему: люди порой склонны обвинять всех вокруг - мэрию, что нет парковок, других автовладельцев за хамство, - но при этом не желают ничего делать сами. Привлекая внимание к проблеме, мы выводили людей в зону личной ответственности за те действия, которые они совершают. У нашего движения появилось множество последователей, которые не всегда адекватно развивали нашу инициативу, поэтому для меня проект через некоторое время завершился.
К этому моменту я окончательно поняла, что мне интересно заниматься прежде всего общественными проектами, связанными с родительством и детством. Более того, я выделила сферу, которая меня особенно привлекла в силу того, что о ней говорили тогда совсем мало: обычные семьи, обычные папы и мамы, обычные дети. Так сложилось, что порой о брошенных, больных или особенных детях, семейных трудностях и проблемах говорят гораздо чаще, чем о будничной жизни тех, чья реальность находится в рамках признанной нормы. А между тем, именно такие дети и родители порой не знают, к кому обратиться за помощью, где найти единомышленников, как открыть и реализовать свои способности. Я решительно сделала выбор в пользу деятельности в социальной сфере.
- Чем сегодня занимается Фонд "Защита детства», который Вы возглавляете?
- У нас несколько направлений работы и проектов, которые мы реализуем с разными партнерами. Специфика Фонда такова, что мы открываем двери для всех людей с идеями, помогаем им и поддерживаем имеющимися у нас ресурсами. Одна из наших успешных инициатив - «Родительское собрание». Это совместный проект с Антониной Цицулиной, руководителем Ассоциации индустрии детских товаров. Сейчас такое время, когда активные мамочки объединяются, и совместными усилиями пытаются что-то придумать для себя и своих детей. Мы стараемся помогать им в реализации идей, обучаем, даем необходимую информацию, то есть создаем среду, в которой нам будет интересно и полезно общаться и сотрудничать.
Проект Ольги Рябинкиной «Мамалыш» в Парке Горького - это пространство для мам и малышей, где можно весело и с пользой провести время. Там каждый находит занятие по душе: пока дети спят или играют, их родительницы слушают лекции, читают, общаются, занимаются рукоделием или просто отдыхают. Будущие мамы могут получить всю информацию о том, как готовиться к появлению младенца. Таким образом, женщины не сидят дома, «выходят в люди», обмениваются опытом, получают новые идеи, участвуют в семинарах и мастер-классах. Малышам тоже комфортно и удобно, мама их не оставляет. Особенно по душе пришелся этот проект одиноким женщинам, которым не с кем оставить ребенка. Проект получился настолько востребованным и актуальным, что в настоящее время планируется развивать его в нескольких других московских парках.
Очень любопытен проект «Mama’s lab» - лаборатория креативных мам. Под его эгидой собираются активные женщины, которые умеют и хотят что-то делать. Они готовят и проводят праздники, дни рождения, елки... Также существует «Мамина школа» Лены Ивановой - онлайн-проект, в рамках которого родителей учат, как обращаться с младенцами, развивать более старших детей, закаливать, привлекать к труду, спорту. Он предусматривает разнообразные программы для мам и детей разных возрастов. Также женщинам предлагается освоить новые профессиональные навыки во время отпуска по уходу за ребенком. Это не только обогащает и развивает личностно, но и позволяет улучшить семейный бюджет. В рамках любопытных онлайн проектов есть еще программы Светы Павловой «Интернет-репетитор» и «Дети учат детей».
Многим дошкольникам, в том числе моим сыновьям, очень нравится Интернет-клуб «Айкьюша» Ольги Дыняк, в котором практикуется методика разностороннего развития детей от двух до семи лет. А «Булки не растут на деревьях» Маши Ивановой - проект профессионального ориентирования, в рамках которого ребята узнают больше о жизни, разных специальностях, особенностях работы. Можно пройти курс с фотографом, кондитером, дизайнером, раскрыть свои предрасположенности, понять, к чему душа лежит.
Мне хочется, чтобы Фонд становился действительно широкой площадкой для генерации и развития новых социальных идей, инициатив, местом
встреч, обучения, клубом по интересам.
- А с государственными структурами Вы сотрудничаете?
- Да, я регулярно принимаю участие в заседании рабочих групп, комиссий, участвую в слушаниях. Более того, с декабря прошлого года я начала работать в Открытом правительстве. Планирую заниматься общественными и социальными инициативами, гражданскими проектами, постараюсь состыковать носителей полезных идей и государственные структуры.
Порой на совещаниях мне становится грустно: многие врачи, актеры, чиновники во всем видят только негативные тенденции. Я себя чувствую жизнерадостным идиотом, ибо вижу совсем иные стороны жизни. Вокруг меня - активные женщины, здоровые счастливые дети, увлеченные родители, креативные профессионалы. Они работают, занимаются спортом, вместе проводят свободное время, учатся, читают, всем интересуются… Это при том, что я не сижу все время в Москве, наоборот, часто езжу по регионам, много общаюсь с людьми. Мне хочется, чтобы в государственных структурах поняли, что в России существует множество позитивных примеров, полезных инициатив, которые можно и нужно поддерживать.
- Я знаю, что Вы еще занимаетесь помощью Фонду развития паллиативной помощи детям…
- Это очень сложная тяжелая тема, о которой в СМИ пока пишут мало. Паллиативные диагнозы очень серьезны, но надо сделать все возможное, чтобы поддержать больных детей и родителей во всех смыслах - медицински, психологически, материально. Понятие паллиативной медицины только недавно, благодаря усилиям различных организаций, вошло в законодательство. В ближайшее время даже появится определенное количество койко-мест в обычных бесплатных больницах, создается специальная инфраструктура. Но в лечебных учреждениях сегодня практически нет персонала, готового к работе с такими больными, особенно - с детьми, взаимодействию с их родителями.
Поэтому в рамках Фонда большое значение придается образовательному направлению: проводятся обучающие курсы в разных больницах. Но пока это только капля в море… Планируется создание детского хосписа - это абсолютная необходимость. Для решения этой проблемы очень много усилий приложила руководитель Фонда «Вера» Нюта Федермессер, которая годами «пробивала» этот вопрос на разных уровнях. Сама организация хосписа иная, чем обычной больницы: там другая среда, другие специалисты, возможности для дополнительной социализации. Но реальность такова, что далеко не все родители хотят отдавать детей в лечебные заведения и хосписы. Они желают, чтобы последние недели, месяцы больные провели дома, в кругу семьи. Ребенку так легче, но тогда нужно помогать обеспечивать на дому соответствующий уход больному и помощь его близким.
Фонд развития паллиативной помощи детям уже год реализует пилотный проект «Мобильная паллиативная служба»: идет оценка того, сколько больных детей и их семей нуждаются во врачебной и материальной помощи, сколько нужно работников - врачей, медсестер, психологов, оборудования. Сейчас у Фонда сорок восемь подопечных, которые живут в Москве и ближайшем Подмосковье. В ближайшее время мы в отчете сформулируем и отразим понятный срез ситуации, обозначим основные потребности, задачи и болевые точки. До сих пор никакого глубокого анализа этой проблемы в России не проводилось. Европейский опыт показывает, что в койко-местах и хосписах потребность не настолько высока, как в обеспечении необходимых условий для больных на дому. Есть и другие важные вопросы, связанные с этикой данной темы, религиозными аспектами, лекарственными препаратами, содержащими наркотические средства, освещением темы в прессе, отношением общества - над всем этим еще предстоит работать.
- У Вас трое сыновей. Как Вы их воспитываете?
- Мы с мужем прививаем детям идеи осознанного потребления и поведения. Главный семейный упор - на толерантность. Мы стараемся показать сыновьям мир таким, каков он есть, путешествуем, встречаемся с разными людьми. Например, навещаем в Израиле мою подругу, которая воспитывает ребенка с синдромом Дауна. Важно, чтобы дети адекватно понимали и уважали себя и других.
Они живут обычной жизнью: общаются со сверстниками в детском саду, старший сын ходит три раза в неделю на тренировки в спортивную школу, младший обожает бывать на площадке «Мамалыш» в Парке Горького. Мой муж Даниил очень семейно ориентированный человек, много времени проводит с детьми, не пропадает на работе днями и ночами. Он прививает сыновьям идеи экологии жизни. В нашем доме все устроено по принципу ответственного потребления: не горят лишние лампочки, не течет из крана бесконтрольно вода, мы используем минимум пластика и упаковочных материалов. Даниил поддерживает мою жизненную активность, детей мы воспитываем совместно, он уважает мои занятия и интересы. Мы стараемся, чтобы ребята видели не только экзотических слонов и жирафов в зоопарке, но имели опыт общения с лошадьми, коровами, овцами, свиньями - так что опыт деревенской жизни оказывается полезным. Многие московские дети таких животных видят только на картинках.
В нашей семье все - за здоровый образ жизни. Так что старший сын может на улице запросто подойти к курильщику и объяснить ему, почему вреден табак. Конечно, мы все вместе регулярно собираем вещи и игрушки для детских домов. Стараемся, чтобы в доме не было излишеств. С лопатами выходим на субботники во двор. Для нас важно, чтобы дети не росли снобами, поэтому мы своим примером стараемся им привить любовь и уважение к труду, здоровое понимание материального достатка. Хотим, чтобы они стали образованными и воспитанными людьми с широким кругозором, не равнодушными к миру вокруг них.
Хотя, надо сказать, что все не так безоблачно и прекрасно в моей жизни, как может показаться. Я часто сталкиваюсь с равнодушием людей, с завистью, с бессердечием. Иногда хочется махнуть на все рукой и жить, как все… Но я смотрю на моих малышей и понимаю - нельзя. Нельзя останавливаться, отказываться от своих принципов, идей и проектов. Даже если сегодня в них верят только мои близкие, а остальные считают это блажью… Надо идти дальше. И - спасибо всем, кто со мной на этом жизненном пути. Всем, кто верит и не сдается.
Наталья Лайдинен

фонд, статьи, интервью, я, паллиатив

Previous post Next post
Up