Президент Грузии Михаил Саакашвили, находясь с визитом Вашингтоне, эмоционально прокомментировал решение главы правительства России Дмитрия Медведева о прекращении транзита через территорию России азербайджанской нефти.
«Россия закрыла транзит азербайджанской нефти, пытаясь надавить на Баку. Если Азербайджан рухнет, то это негативно скажется на всем регионе», - подчеркнул Саакашвили.
Формальным поводом для действий Москвы по прекращению транзита азербайджанской нефти по своей территории, как и в случае с прекращением договора о РЛС Габала, стал ценовой вопрос. До недавнего времени цена за транзит азербайджанской нефти по территории России оставалась неизменной с начала заключения контракта - 15,67 долларов за тонну. Это был необычный и еще не объяснимый экспертами подарок Москвы для Баку. Тогда как за это время цены на нефть взлетели более чем в пять раз. К тому же первоначальные планы ежегодной прокачки 5 млн. тонн азербайджанской нефти практически никогда не выполнялись, а в последние годы прокачка заметно снизилась. При этом никто толком не объяснил: почему такое происходит. Так директор Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабанов объясняет ситуацию тем, что после того, как заработали нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Супса, основные объемы азербайджанского экспорта пошли в западном направлении и нефтепровод Баку-Новороссийск «теряет для Азербайджана свое значение».
Но по данным Госкомстата Азербайджана, объём экспорта нефти стал падать и на западных направлениях: по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан - на 9,6%, Баку-Супса- на 6,2%.%.[Spoiler (click to open)]В этой связи, как сообщала бакинская газета «Зеркало», в конце прошлого года президент Ильхам Алиев в довольно жесткой форме обвинил ВР, которая является главным оператором международного консорциума по реализации проекта Баку-Тбилиси-Джейхан, в резком снижении добычи нефти на контрактных каспийских месторождениях «Азери» и «Чираг». Президент особо подчеркнул, что неожидаемый спад добычи произошел исключительно якобы «из-за грубых ошибок руководящей консорциумом BP». «Мы долгие годы сотрудничаем с этой компанией. Мы всегда поддерживали ее деятельность, поддерживали компанию в трудные для нее времена. Мы ждем адекватного отношения, - заявил Алиев. - В мировом бизнесе такие отношения невозможны. Вложив в разработку месторождений 28,7 млрд. долларов консорциум во главе с BP получил доходы в размере 73 млрд».
BP на словах обещала официальному Баку принять практические меры для сохранения добычи на стабильном уровне, но что делать, если в Азербайджане, похоже, нет заявленных в контрактах запасов нефти. При этом важно отметить факт принципиального свойства: некоторые политологи Азербайджана пишут о разногласиях между официальным Баку и BP в вопросе будущей пролонгации после 2024 года контракта по «Азери»-«Чираг»-«Гюнешли» .Причем, как пишет бакинская газета «Зеркало», «неспособность сторон договориться об условиях управления инфраструктурой по экспорту газа с «Шахдениз-2», и, в частности, перераспределения долей в проектах Южнокавказского газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум и Трансанатолийского газопровода (TANAP), может поставить под сомнение реализацию этих проектов".
Однако проблема не в этом.В Азербайджане, начиная с 2008 года, падают объемы экспорта нефти. И рост не предвидится. На такие мысли наводит не только данные официальной статистики, но предложение главы Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР / SOCAR) Ровнага Абдуллаева использовать нефтепровод Баку-Новороссийск в реверсном направлении, «чтобы закачивать эту нефть в строящийся в Баку нефтехимический комплекс».
[Spoiler (click to open)] Ранее азербайджанская сторона предлагала транспортировать казахскую нефть в Баку и пускать её по нефтепроводу Баку-Новороссийск. Но Баку ни от Москвы, ни от Астаны позитивных ответов не получил и начинает нервничать. Неслучайно в СМИ Азербайджана участились публикации о «готовящейся новой войне в регионе», утверждается даже, что «Россия готовится к новой войне в Карабахе», хотя даже элементарных поисков по информационным сайтам достаточно, чтобы насчитать, сколько раз официальный Баку грозил Армении войной. А сейчас сухопутные войска и ВВС Азербайджана проводят широкомасштабные военные учения в прифронтовой зоне.
В этом свете отказ России от аренды РЛС Габала, от транзита азербайджанской нефти, сообщения том, что база в Гюмри в Армении усиливается ракетами «Искандер-М» и системами «Торнадо», является, безусловно, определенным сигналом для Баку. Но не более того. И если «Азербайджан рухнет», как предупреждает Саакашвили, то причины необходимо усматривать в крахе «нефтяного блефа» Баку, который долго прикрывался Москвой, а не в ее «кознях». Даже известный азербайджанский военный эксперт генерал-майор Александр Васяк считает, что «Россия не хочет войны в Карабахе, ей не нужны внешние проблемы, своих, и так хватает». По его же словам, «подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации в Закавказье участвуют в обеспечении безопасности не только Армении, но, и косвенно, Азербайджана». У русских в таких случаях говорят: «По Сеньке и шапка».