Немного истории, чтобы освежить память. Материал 2004 года. ч.I

Dec 07, 2012 10:57

Оригинал взят у gundarevvp в Немного истории, чтобы освежить память. Материал 2004 года. ч.I
Источник -- http://blogs.mail.ru/mail/koinonos/38AE99EED1B1E7F8.html

Тихий переворот

Джастин Коуджилл

28 ИЮЛЯ 2000 Владимир Путин собрал 18 самых влиятельных бизнесменов в России для беспрецедентного обсуждения. Это было началом кампании Путина по подрыву и уменьшению власти группы людей, которые нажили баснословное состояние на реформах, разработанных для того, чтобы проложить путь к преобразованию советской плановой экономики в рыночную экономику. Российский президент Владимир Путин решил переписать правила заново! Путин выступил против создателей коррумпированного государства.



Горстка людей - известных теперь как олигархи - смогла прибрать к своим рукам значительную часть богатства российских народов, путем закулисных сделок и внутренних связей. Некоторые, читая это эссе, осудят меня, потому что я указываю на еврейскую принадлежность большинства этих олигархов. Дело не в том, чтобы быть несправедливым к евреям или увеличить враждебные чувства к ним. Дело в том простом факте, что еврейство олигархов является фактором, и это должно быть принято во внимание, когда речь идет о русской политике. В России все знают о еврейской национальности этих людей, и действия самих еврейских олигархов и привели к нарастанию антисемитских настроений в этой стране. Сами олигархи признают это, так же, как и много российских евреев, которые обвиняют олигархов в том, что они создают евреям дурную славу. По моему мнению, намного лучше быть честным об этом, не пытаться делать вид, что этот фактор не существует.

Все кончено!

Кремль начал серию рейдов и уголовных дел в отношении Владимира Гусинского и Медиа-Моста; финансово-промышленной группы Интеррос, возглавляемой Владимиром Потаниным, Лукойл, возглавляемой Вагитом Алекперовым, Сибнефть, нефтяной компании, контролируемой Романом Абрамовичем, а также группы предприятий, связанных с Борисом Березовским. 24 января 2001 года Владимир Путин встретился с 21 ведущими олигархами и сказал, что он надеется, что ситуация изменилась в лучшую сторону после их последней встречи, подразумевая, что он надеется, они усвоили урок. Он подчеркнул, что Русское государство не планирует повторно национализировать экономику, но добавил, что они должны иметь «чувство ответственности перед людьми и страной" и попросил их пожертвовать $ 2,6 млн. фонду, который он создал, чтобы помочь семьям солдат, раненных или убитых в боевых действиях. 1 Короче говоря, Путин предложил олигархам либо играть по его правилам - либо выйти из игры. В этом месте казалось, что Путин думал, что мог вынудить олигархов удовлетворить его требования, но понял, что еще недостаточно силен, чтобы одолеть всех их одним разом.

(сноска 1. Moscow Times, 25 января 2001)

Эти люди не привыкли к тому, чтобы российский президент вот так обращался с ними! В годы правления Ельцина, они могли рассчитывать на слабого президента, который нуждался в них для его собственного политического выживания. Путин должен был бы расширить эту старую систему. В конце концов, ведь это они помогли выбрать Путина. Именно их телевизионные каналы и газеты предоставили Путину одностороннее освещение во время кампании переизбрания Ельцина. Именно их деньги финансировали его кампанию. Они даже создали политическую партию, Единство, только для него. А выдвинули они Путина с тем, чтобы сохранить статус-кво, которым они наслаждались при президенте Ельцине.

ВЛАДИМИР ГУСИНСКИЙ: “Когда я создал газету, скажу прямо - это был только инструмент влияния. Стопроцентное влияние на должностных лиц и общество".

Олигархи думали, что у них было все решено загодя и что было 'взаимопонимание' с Путиным на том, как все будет работать. Однако, как они скоро узнали, Путин не был “одним из мальчиков,” и он представлял другие, более сильные интересы. Интересы, которые представлял Путин, презирали Ельцина и 'прозападных' реформаторов. Эти интересы ждали в течение своего времени, чтобы переместиться. Олигархи просто не были достаточно дальнозоркими. Возможно, они рассчитывали, что все будет так как было, пока они не обобрали Россию до нитки. Возможно, они были достаточно высокомерны, чтобы полагать, что российский народ не будет устраивать драку.

Путин был избран 27 марта 2000 года, и только несколько месяцев спустя он отрекся от своих бывших "друзей". Однако, некоторые олигархи думали, что еще можно договориться. Путин позволил бы им сохранить часть награбленного, то что они украли через свои схемы приватизации, и они согласились бы "играть по правилам" с того момента. Возможно, они не обратили внимания на реплику Путина, или возможно они думали, что такая речь была просто предназначена для российского электората.

Однажды, когда его спросили во время интервью, что в будущем, предназначенно для олигархов, Путин ответил, что, если Вы имели в виду “тех людей, которые соединяются или помогают объединению власти и капитала - олигархов как класса не будет".

(сноска 2. Радио-Mayak, 18 марта 2000)

Возрастающий страх

“Вы евреи захватили ТВ и радио и газеты. Вы всюду. Вы раздражаете всех.” - звонок российского абонента на государственную радиостанцию - в программу 3

(сноска 3. Слушатель еврейской программы российской государственной радиостанции представился как Елена К., цитируется канадскими еврейскими Новостями, “русские евреи бояться негативной реакции против еврейских Магнатов” 25 мая 2000, Iyar 20, 5760. На основе своего опыта жизни в России, скажу, это отношение отнюдь не редкость среди граждан России, которые правильно рассматривают олигархов как бандитов, которые помогли сделать их жизнь несчастной. Березовский является, пожалуй, одним из самых ненавистных людей в России, рядом с Ельциным и Горбачевым.)

Олигархи беспокоились о негативной реакции в течение многих лет. Во время президентства Ельцина это было особенно заметно, даже на грани щеголянья своей властью.

Осенью 1996 группа влиятельных олигархов встретилась на вилле на Воробьёвых горах в Москве, чтобы обсудить проблему, которая была довольно неприятна им: антисемитизм. Бесспорный факт был в том, что подавляющее большинство этих олигархов были евреями, и они имели оказывали огромное влияние на российские СМИ. Березовский и Гусинский контролировали две крупнейшие телевизионные станции России и несколько из самых крупных газет и журналов 4

(сноска 4. “Евреи во власти или еврейская власть? Приглашенные капитаны посткоммунистической экономики России Неудобные вопросы,” вперед, 13 сентября 2002)

В то время, еврейские публикации и даже сами олигархи были довольно честны об их общем фоне.

The London Times сообщила:

“Знаменитые еврейские фигуры сегодня наслаждаются беспрецедентной политической властью в СМИ и частном секторе, и появились в качестве некоторых самых творческих и талантливых умов России. Борис Березовский, самый влиятельный российский еврей, который занимает пост заместителя руководителя Совета Безопасности так же как управления империей малого бизнеса, даже недавно хвастался, что страной управляли семь ключевых банкиров, большинство из них евреи.”5

(сноска 5. The London Times, 27 января 1997)

Небольшая группа олигархов, которые встретились в тот день, была обеспокоена негативной реакцией российского населения. Борис Березовский, Михаил Фридман, Владимир Гусинский, Михаил Ходорковский и Александр Смоленский коллективно решили назначить одного из нескольких нееврейских олигархов, Владимира Потанина, играть роль их связующего с общественностью.

Страх перед антисемитизмом заставил Фридмана и Гузинкси сформировать российский еврейский Конгресс, организацию, чтобы лоббировать еврейские интересы в России. Так было не всегда. Ранее, многие олигархи, Березовский в частности, казалось, любили щеголять своей властью и фактом, что они были евреями. Березовский, которого US News & World Report (13 января 1997) назвала “самым влиятельным новым капиталистическим магнатом в России,” даже хвастался своими полномочиями назначать чиновников в правительстве Ельцина: “Мы наняли Чубайса. Мы инвестировали огромные денежные суммы. Мы гарантировали выборы Ельцина. Теперь мы имеем право занять правительственные должности и наслаждаться плодами нашей победы. ” 6 Он также утверждал, что у Ельцина было “моральное обязательство” перед еврейским бизнесом в России 7

(сноска 6. Вперед, 4 апреля 1997),

(сноска 7. Комсомольская Правда, 5 ноября 1996)

Фактически, из-за его поддержки Ельцина во время его кампании переизбрания 1996 года, Березовский был назначен заместителем начальника Совета национальной безопасности России. Однако, в националистической прессе было выявлено, что Березовский принял израильское гражданство тремя годами ранее. Очевидно, он волновался по поводу уголовных обвинений, направляемых против него, и подготовил место, куда сбежать при необходимости. Российская Государственная дума возразила против назначения Ельцина, потому что двойное гражданство Березовского не позволяло ему занять ответственный пост в Совете Безопасности. Березовский был вынужден бросить свое израильское гражданство, но он тогда сказал, что “Каждый еврей, независимо от того, где он рождается или живет, является де-факто гражданином Израиля. Факт, что я аннулировал свое израильское гражданство сегодня никоим образом, не изменяет факт, что я - еврей и могу снова стать гражданином Израиля, когда только захочу. Не питайте никаких иллюзий об этом, каждый еврей в России - двойной гражданин. ”8

(сноска 8. Сегодня, 14 ноября 1996)

Само собой разумеется, такие комментарии не сделали ничего, чтобы уменьшить негодование среди российского населения. Однако, нужно отдать должное Березовскому за его честность. Американские еврейские олигархи никогда не говорили такого на людях.

Готовы воспользоваться - и насиловать

Как все это могло случиться? Как малочисленная клика получила такую власть и контроль над российским правительством за такой короткий период времени? Конечно, еврейское общественное положение - то, что при советском режиме, к евреям 'предвзято относились' и они должны были сформировать сети, чтобы выжить.

Евгений Сатановский, меньший еврейский олигарх, объяснил это следующим образом: “ Такого рода вещи случаются в любое время - у вас начинаются репрессии, а затем революция. Когда у Вас есть группа людей, которые подавляются, и затем те ограничения были внезапно удалены, все дополнительные усилия, которые они традиционно приложили, чтобы преуспеть, продвигают их вперед намного быстрее, чем население в целом. Это - естественное явление. ”9

(сноска 9. Вперед, 4 апреля 1997),

Одна теория, данная советскими евреями, состоит в том, что из-за спонсируемого коммунистическим государством антисемитизма многие евреи были задействованы на черном рынке в советское время. Эти неофициальные брокеры загнали бы дефицитные продукты в угол, договорились бы найти одаренных хирургов для клиентов способными платить гонорары, и настроить закулисные связи с менеджерами фабрики. Когда началась перестройка в 1987, эти бизнесмены использовали свои контакты, чтобы сформировать кооперативы, которые позже развились в корпорации. Гусинский купил медный провод на черном рынке, чтобы сделать браслеты, в то время как Березовский торговал немецкими автомобилями и итальянскими компьютерами. Будущий банкир Ходорковский использовал свои связи в Коммунистическом Союзе Молодежи, чтобы обеспечить контракты 10 программного обеспечения. Когда началась приватизация после падения Советского Союза, у этих людей было подавляющее преимущество перед обычными русскими, потому что у них уже была налажена сеть. Кроме того, потому что они думали о себе как отличная этническая группа - каста, русские, считали себя просто людьми, не могли конкурировать на том же самом уровне.

(сноска 10. Там же.)

С 1992 началась печально известная схема ваучерной приватизации. Анатолий Чубайс, премьер-министр Ельцина, приватизировал одну треть экономики России. Его идея была подтолкнуть приватизацию любой ценой, так как последствия будут необратимыми, якобы, прокладывая путь к капиталистической экономике.

Он утверждал, что ваучерный план "означает смерть командной экономики и политической системы, которая была построена на основе общей собственности государственного имущества" 11

Каждый гражданин России получил ваучер за одну акцию. В теории ваучерный план сделал каждого российского гражданина акционером, и миллионы русских стали владельцами собственности, на бумаге, в одну ночь.

Всего, 148 миллионов ваучеров должны были быть проданы на аукционах за акции компаний 12, продвигая свою оправдательную схему, Чубайс утверждал, что один ваучер будет достаточно стоить, чтобы купить два автомобиля Волга 13, Имеющие необходимый капитал заранее, были в состоянии купить до тысячи ваучеров и обменять их на целые отрасли промышленности, которые потом будут разграблены и проданы.

Нерегулируемые инвестиционными фондами средства ушли с ваучерами своих клиентов и затем перепродали их внутренним преступникам, Западным инвестиционным банкам и на международное отмывание денег. Некоторые из этих 'фондов' были просто компаниями, скупающими их собственные акции 14, Почти шестьсот ваучерных фондов получили 45 миллионов ваучеров. Самый большой, Первый Ваучер, собрал 4 миллиона ваучеров 15, Это заставило много российских граждан чувствовать себя обманутыми, и их первый опыт с приватизацией, был печальным.

(сноска 11. Селестайн Бохлен, “Граждане России, которой Дадут Долю Государственного Богатства,” Нью-Йорк Таймс, 1 октября 1992)

(сноска 12. Дэвид Хоффман, Олигархи: Богатство и Власть в Новой России, p. 193. Я ссылаюсь на эту книгу в большой степени, потому что она содержит много ценной биографической информации о различных олигархах. Хотя Хоффман получает несколько благоприятное представление различных лиц, что покрывает, он достаточно честен, чтобы включать правдивую информацию, которая оказалась очень ценной мне. )

(сноска 13. Пресс-конференция Чубайса, 21 августа 1992)

(сноска 14. Энн Уллиамсон, “Насилие России,” свидетельство перед Комитетом по Банковским услугам и Финансовым услугам палаты представителей, 21 сентября 1999)

(сноска 15. Хоффман, Белоручка Op. ст. 197)

Из-за широкой оппозиции приватизации и давления со стороны парламента, был проведен референдум 25 апреля 1993 по вопросу длительной приватизации. Избирателей спросили серию вопросов: (1) Вы поддерживаете Ельцина, (2) Вы поддерживаете экономическую политику Ельцина, (3) Вы хотите досрочные выборы для президента, и (4) Вы хотите досрочные выборы для парламента? Чубайс встретился тайно с еврейским финансистом и манипулятором валюты Джорджем Соросом, который согласился финансировать кампанию референдума. Сорос передал $1 миллион оффшорным счетам 16, у Джордж Сорос давно был известен своими вмешательствами в дела других государств. Оппозиция Ельцина ощутила победу, и члены Думы открыто говорили о тюремных камерах, подготавливаемых для 'реформаторов'. Благодаря обширной кампании СМИ, Ельцину и его реформаторам просто едва удалось выжить с 52 процентами, одобряющими экономическую реформу. Приватизация продолжалась, и богатство сосредотачивалось у все меньшего числа людей, изымалось у российского населения.

(сноска 16. Там же. ст. 202)

Факт, что у будущих олигархов уже были капитал и связи, дал им возможность скупать промышленность по очень низким ценам. Ходорковский, который позже стал самым богатым человеком в России, скупил большое количество ваучеров. Используя свои связи, он смог купить несколько фабрик в инвестиционных тендерах. Он купил большие пакеты акций в древесине, титане, трубе и медной плавке. Всего, он получил контроль над более чем 100 компаниями. На аукционах была очень недооценена российская промышленность. Основанные на числе полных ваучеров, которые были распространены, у всей российской индустриальной системы были общая стоимость менее чем $12 миллиардов, меньше, чем у многих единичных американских компаний. ЗИЛ, советский производитель грузовиков и лимузинов с 100 000 рабочих, был оценен всего за $16 миллионов. Авто гигант ГАЗ был оценен только в $27 миллионов 17

(сноска 17. Там же. ст. 205)

Борис Березовский, самый позорный и ненавистный из олигархов, начал свою карьеру в автомобильном бизнесе. Он стал богатым, когда разработал схему, использующую в своих интересах гиперинфляцию России, которая была частично вызвана приватизациями.

Его компания, ЛогоВАЗ, была в это время ведущим автодилером России. Его компания взяла тысячи машин с завода АвтоВАЗа в Тольятти и заплатила за них намного позже в надутых рублях, что позволило Березовскому получить огромную прибыль, и оставило АвтоВАЗ фактически ни с чем.

В 1993 Березовский натолкнулся на идею построить новый завод по производству автомобилей, чтобы создать “народный” автомобиль, как Фольксваген.

Березовский подумывал выпустить свои собственные ваучеры людям, которые вложили капитал в его компанию, подобную тому, что Фольксваген сделал перед Второй мировой войной. Березовский рассуждал, что будет нуждаться приблизительно в $2 миллиардах, чтобы начать, и он утверждал, что будет использовать деньги, которые он получил от продажи его ваучеров как деньги на запуск. Новую призрачную компанию Березовского назвали всероссийским Автомобильным Союзом (AVVA). Ему напечатали сертификаты компании в Швейцарии на дорогой бумаге, напоминающей деньги. Каждый ваучер был выгравирован с портретом известного дореволюционного российского промышленника. На передней стороне свидетельства подписано “Одна Акция. ” Их номинальная стоимость составляла десять тысяч рублей. Березовский обещал, что первые дивиденды будут выплачены "акционерам" в 1995.18, сертификаты назывались “ сертификаты на предъявителя,”что означало, держатель, в теории, имел право обменять свидетельство на одну реальную долю AVVA. В действительности Березовский не продавал акции вообще, а просто листки бумаги, разработанные, чтобы быть похожим на акции. Контроль компании проводился компаниями и банками близкими к Березовскому. Кроме того, у сертификатов не было имени держателя напечатанным на них, вопреки законодательству Российской Федерации.

(сноска 18. Там же. ст. 216)

Хотя сомнительно, что Березовский когда-либо намеревался фактически создать законный “российский Фольксваген,” президент Ельцин подписал декрет в декабре 1993, предоставляя налоговые льготы AVVA более чем на три года, далее обманывая российский народ.

Реальный план Березовского состоял в том, чтобы купить завод АвтоВАЗ, который приватизировался. Его схема состояла в том, чтобы собрать деньги, в которых он нуждался, продавая его ничего не стоящие свидетельства российскому народу, и затем использовать эти деньги на покупку реальных акций АвтоВАЗа по специальным ценам посвященного лица. В целом схема Березовского ввела $50 миллионов между декабрем 1993 и серединой 1994, и 2.6 миллиона русских обменяли свои деньги и правительственные ваучеры на свидетельства AVVA. Березовский использовал эти деньги, чтобы получить частичный контроль над фабрикой АвтоВАЗа. Компания Березовского, AVVA, потратила только $3.1 миллиона, чтобы купить одну треть крупнейшего завода по производству автомобилей России, который был настоящей сделкой по любым стандартам. Чтобы сделать это, он использовал правительственные ваучеры, которые он собрал у населения, для приобретения реальных акций реальной компании! AVVA был победителем инвестиционного тендера 8 августа 1994 на АвтоВАЗ. По некоторым причинам известным только "посвященным лицам", AVVA был единственным претендентом в том, что должно было быть открытой конкуренцией, которая привела к AVVA держащиеся 34 процента самого большого в стране автомобильного завода. Факт прост - российский народ обманули и он был бессилен что-либо предпринять. Схема Березовского была организована таким образом, что нне было никакого списка покупателей, и ваучеры были проданы без имени, напечатанного на них. Покупатели не могли доказать, что купили именно фальшивые ваучеры Березовского!

Такие махинации были очень распространены в 1990-ых, и это был один из многих способов, которыми олигархи вроде Березовского обворовывали население, неопытное в рыночной экономике. Люди повелись на похожие на официальные листки ничего не стоящей бумаги!

Многие олигархи по мере накопления богатства начали проникать в бизнес СМИ. Березовский и Гусинский, два самых печально известных и ненавистных олигарха России, были особенно активны в СМИ. Олигархи быстро поняли, что, владение газетами, телеканалами и радиостанциями не только приносит источник дохода, но и дает политическую власть.

Владимир Гусинский, будучи театральным директором, начал свою деловую карьеру, распродавая искусственные скульптуры и декорации. Во время перестройки, в 1988, он открыл кооператив под названием Infeks в качестве консалтинговой компании для зарубежных инвесторов, заинтересованных ведением бизнеса в Советском Союзе. Гусинский тогда сформировал большую часть Банка, который начался как бухгалтерия. Используя свои контакты с мэром Москвы Юрием Лужковым, он сумел посадить многие счета Москвы в начале 1990-х годов. К 1992 банкир Гусинский уже решил попробовать свои силы в управлении газетой. Для него это было средством расширить свое влияние и не давало прибыли. Он позже вспоминал, “Когда я начал газету, скажу прямо, это было ничто иное, как инструмент влияния. Сто процентов - влияние на должностных лиц и общество. Я создавал газету именно для этой цели. Если чиновник оказывается плохим, в газете можно устроить нападки на него и рассказать о том, что он требовал деньги, вымогал их или принял условия непорядочно. ”19

(сноска 19. Там же. ст. 168)

Мы часто слышим избитый термин “корпоративные средства массовой информации”, но реальная власть средств массовой информации - политическая.

В России, как и в Соединенных Штатах, зарабатывать деньги часто ставится лишь вторичной целью, в то время как влияние на политиков и электорат первостепенные задачи. Первая газета Гусинского, "Сегодня" появилась в феврале 1993. Однако, влияния газеты было недостаточно. Используя свои контакты в правительстве Ельцина, он смог лоббировать российского президента, чтобы подписать декрет, дающий его компании время в эфире, транслируемое одним из советских каналов, 4-м каналом. 10 октября 1993 частный канал Гусинского, НТВ, вышел в эфир и к январю, имел продолжительность эфира по шесть часов в день.20 Со своей новой империей СМИ, Гусинский стал настоящим олигархом и играл значительную роль в политической жизни России!

(сноска 20. В России частоты часто разделяются между каналами.)

Гусинский был не единственным олигархом, стремящимся стать магнатом СМИ в западном стиле. У Бориса Березовского, того же самого, который разбогател на своем "ваучерном" мошенничестве, тоже были свои планы. Первоначально исследователь в Институте проблем управления РАН, он мечтал о карьере в политике. По словам Березовского, единственным препятствием того, что он не достиг высокого положения в обществе, было то, что он был евреем: “У меня не было никакого политического будущего. Я не был членом политической элиты. Я - еврей. Были огромные ограничения. Я понимал это отлично.”21 Позже, он будет утверждать, что антисемитизм был причиной, почему Путин расправился с ним. Как всегда, критика евреев приравнивается к "антисемитизму". Это - очень старая история.

(сноска 21. Хоффман, Ор. соч. ст. 130)

К 1992 Березовский уже думал о приобретении своего собственного канала. Его больше всего интересовал 1-й канал, у которого, из-за дорогих спутников, купленных советским правительством, был достаточно сильный сигнал, покрывавший почти весь бывший Советский Союз, приблизительно 200 миллионов человек. Березовский сначала создал «ЛогоВАЗ пресс», рекламное агентство.

Это агентство было одним из основателей Reklama Holding, который был создан для монополизации рекламного времени на 1-м канале. Между 1993-1994, Logovaz Press заработала $1 миллион прибыли, выступая в качестве посредника между станцией и компаний, заинтересованными рекламой на канале. Однако, просто откачки денег телевидения было недостаточно Березовскому. Он, как и Гусинский, хотел использовать телевидение для завоевания политической власти. В это время Березовский прокладывал себе путь в окружение Ельцина.

Предполагается, что после того, как Ельцин завершил свой второй том мемуаров, «Записки президента», он искал издателя. Березовский принял меры, чтобы миллион копий книги был издан в Финляндии фирмой под названием «Огонёк». Он тогда представил лицензионные платежи российской президентской семье. После этого Березовский стал фаворитом и был приглашен вступить в члены президентского личного спортивного клуба, Президентского Клуба. Березовский лоббировал свой телевизионный канал. Он утверждал, что этот новый канал в действительности будет президентским каналом и будет использоваться, чтобы поддержать его политику. 29 ноября 1994 президент Ельцин подписал декрет о приватизации 1-го Канала без аукциона, вопреки законодательству России. Новый канал был назван российским Общественным телевидением (ОРТ). Российское государство сохранило 51 процент акций, а остальная часть была разделена между богатыми сторонниками Ельцина. Главными акционерами был Березовский, Ходорковский, Фридман и Смоленский. Был сформирован Комитет по надзору, и Ельцин был официальным председателем нового канала. Все было удобно для всех, и все были довольны этим новым положением!

(сноска 22. Там же. ст. 281)

Имея общие интересы и сотрудничая, чтобы извлечь для себя пользу за счет российского народа, олигархи иногда боролись между собой. Одним из примеров был публичный спор между Березовским и Гусинским. К концу 1994 Гусинский оценивался как самый богатый банкир в России и второй из самых влиятельных. Березовский был тогда семнадцатым из самых богатых банкиров мира и тринадцатым из самых влиятельных. У Березовского был политический союз с президентом Ельциным, в то время как Гусинский поддерживал мэра Москвы Лужкова. Лужков - очень популярный Московский мэр из-за своей способности выжать деньги из бизнесменов для его любимых проектов и его искреннего желания сделать Московскую жизнь лучше. Он создал много рабочих мест для москвичей, и он проследил, чтобы его людям платили вовремя. Ельцин начинал беспокоиться о растущей популярности Лужкова, опасаясь возможного соперничества на приближающихся Президентских выборах. Березовский и Гусинский боролись тогда за право на зарубежные продажи билетов «Аэрофлота». Однако, когда действительно дошло до дела, эти двое оказались на одной стороне, потому что оба богатели с помощью одной и той же коррумпированной системы и нуждались в ней, чтобы выжить.

(сноска 23. Джули Токэчева, “капиталистическая элита Москвы: Богатый и осторожный,” Moscow Times, 22 июля 1994)

В течение предвыборной компании 1996 года шло к тому, что лидер коммунистической партии Геннадий Зюганов победит Бориса Ельцина. Население, которое чувствовало себя обманутым и оскорбленным, стало очень восприимчивым к коммунистическим лозунгам. В начале кампании Ельцина поддерживали лишь единицы. 'Реформаторы' и правящие круги Ельцина запаниковали. Они боялись, что их напряженная работа по обдиранию русского народа ради своей личной выгоды и переделки России на подобие ‘Запада’ будет сведена к нулю. Принимая вызов, Чубайс созвал пресс-конференцию и осудил Зюганова. Он обвинил Зюганова в двуличности (одно лицо для иностранной и другое для внутренней аудитории) и утверждал, что, если коммунисты вернутся к власти, они запретят "свободную" прессу и будут бросать своих политических противников в тюрьму. Затем он добавил: «На мой взгляд, такая политика неизбежно приведет к большому кровопролитию в России» 24

(сноска 24. Пресс-конференция Чубайса, 5 февраля 1996)

Это был тот момент, когда Березовский и Гусинский поняли, что они были на одной стороне и должны были сделать все, что потребуется, чтобы удержать Ельцина у власти. Гусинский сказал, “Я присутствовал на встрече между Зюгановым и швейцарскими банкирами. Мне было очень важно посмотреть, как он будет себя вести. И когда я увидел, что он смотрит им в глаза и врёт им, что он говорит именно то, что они хотят услышать - типичная советская коммунистическая уловка КГБ, я понял, когда он победит, он посадит нас. Я был напуган.”25 Березовский также понял опасность. Он призвал Гусинского, и двух конкурентов договориться о встрече. “Мы не напрасно теряли время, находя общий язык. Мы поняли, что угроза возвращения к Коммунизму требовала объединенной контратаки,” Гусинский позже вспоминал 26, что многие друзья олигарха, такие как Джордж Сорос, были также обеспокоены. Сорос предупредил своего друга Березовского что, если Зюганов будет избран, он точно “ будет висеть на фонарном столбе.” Как всегда было и будет в истории, при первой угрозе евреи собираются в группу и признают интересы своей группы превыше всего остального. Это - ключ к стратегии их выживания, которая работала вполне эффективно в течение многих тысячелетий.

(сноска 25. Хоффман, Op. Соч. ст. 327)

(сноска 26. Наталья Геворкаян, “Молодая российская столица Помогла президенту Вину Выборы,” Kommersant Daily, 17 июня 1997, ст. 4)

(сноска 27. Джордж Сорос, Открытое общество: Преобразование Глобального Капитализма (Нью-Йорк: Связи с общественностью 2000), ст. 242)

В России было много обычных россиян, которые очень хотели увидеть Березовского и Гусинского, висящими на фонарных столбах. Однако, владея двумя из трех крупнейших российских телевизионных станций, у этих двух в арсенале было мощное оружие против врагов Ельцина: нападки в СМИ. Но в дополнение к контролю СМИ требовалось и финансирование предвыборной кампании Ельцина. Ситуация складывалась отчаянной для олигархов. Скоро, они сформировали то, что назвали “группой семи”, которая включала Березовского, Гусинского, Ходорковского, Потанина, Виноградова, Смоленского и Фридмана. Ельцин был их человеком, человеком, от которого зависело их собственное выживание. Без Ельцина им бы пришлось уйти с арены и испытать на себе весь гнев российского народа. Они планировали первую в российской истории политическую кампанию в "Западном стиле". Коммунисты были в явно невыгодном положении с самого начала. Кампания переизбрания Ельцина 1996 года действительно показала миру, насколько всемогущ контроль СМИ - и как легко можно изменить исход выборов.

Олигархи наняли Чубайса, человека, которому они в значительной степени обязаны нажитым состоянием, организатором предвыборной кампании Ельцина. Он создал частный фонд, названный Центром Защиты Частной собственности, и получил $5 миллионов на старт. На тот момент переизбрание Ельцина представлялось почти невозможным! За шесть месяцев до выборов рейтинг Ельцина составлял от 3 до 4 процентов, в то время как Зюганов опережал других приблизительно на 20 процентов...

Некоторые члены внутреннего круга Ельцина даже подумывали перенос выборов на два года. Фактически, Ельцин был близок к роспуску Государственной Думы, запрету коммунистической партии и отсрочке выборов на два года. У него даже был был почти разослан указ. Ельцин был убежден, что, если он пойдет на это, армия, возможно, не поддержит его, и, вполне возможно, что вспыхнет гражданская война. Ельцин послушался совета своего окружения и продолжил свою избирательную кампанию.

Тем временем коммунисты предвкушали победу. 15 марта 1996 Государственная Дума голосовала 250 к 98 за необязательную резолюцию аннулировать соглашение 1991 года между Ельциным и лидерами Украины и Белоруссии в Беловежской Пуще, чтобы сформировать их собственный союз, который вызвал развал Советского Союза три недели спустя. Голосование, в действительности, не имело никакого эффекта, но это было сильное политическое заявление, которое оскорбило Ельцина.

Ельцин отправился «в народ», чтобы созадть впечатление своего слияния с населением для телевидения. За четыре месяца он посетил две дюжины городов. Самой известной сценой от этой кампании был Ельцин, танцующий на сцене во время рок-концерта, проведенного в Ростове-на-Дону. Ельцин представил себя как единственную истинную альтернативу коммунистам, разрушая рейтинги опроса конкурирующего демократа Явлинского. К марту рейтинги Ельцина стали расти, и, к апрелю, он почти догнал Зюганова. 27 апреля олигархи опубликовали открытое письмо в российских газетах, выразив тревогу по поводу раскола в российском обществе и обратившись к вооруженным силам, бизнесменам, политикам и законодателям мнений, чтобы объединить усилия в поиске политического компромисса. В письме подвергли резкой критике коммунистов, и было оно подписано «группой семи», а также шестью другими бизнесменами и промышленниками. Это письмо было попыткой подорвать положение Зюганова.

Вскоре, рекламные ролики кампании "Западного стиля" стали призывать избирателей “Выбирать Своим Сердцем.” Другой ролик показывал семейные фотографии Ельцина, в то время как Ельцин вспоминал события из своего детства: как спортсмен, мятежник, отец и дедушка. Все время на заднем плане звучала сентиментальная музыка. В конце ролика Ельцин появился одетый в белую рубашку с выражением симпатии к своим соотечественникам. Идея состояла в том, чтобы обратиться к избирателям, которые, скорее всего, будут голосовать за Зюганова, который пострадал в последние годы и который игарет на эмоциональности. Несомненно, что, если бы освещение в СМИ было справедливо и без предубеждения, Зюганов легко победил бы на выборах.

Окружение решило, что было недостаточно выставить Ельцина в более мягком свете. Они должны были сделать Ельцина ‘меньшим из двух зол’, чтобы победить. Это то, в чем олигархи были наиболее эффективны. Одним из их трюков было создать поддельную газету только для продвижения их кандидата. Каждый выпуск газеты был тиражом в десять миллионов. Газета содержала статьи и комментарии, критикующие Зюганова. Один из вопросов, содержащихся в поддельном протоколе заседания Коммунистической партии, в котором было сказано: “Мы не сможем дать людям все, что обещали.”29 Кампания Ельцина также заплатила сотни тысяч долларов журналистам в обмен на благоприятное освещение. Если бы это произошло в другой стране в другое время, то Запад жаловался бы на злостные нарушения на выборах.

Путин, Олигархи

Previous post Next post
Up