Не пугайтесь этого слова - Погост. Впрочем, до прошедшего лета я и сама знала только одно его значение - кладбище в селе при церкви. Но в июне у меня случились Кижи, где я обнаружила, что погост - всего лишь административно-территориальная единица еще в Киевской Руси, место погостья князя от слова «гостить», а в сентябре во время круиза на
«Сергее Образцове» и экскурсии по касимовским землям я попала в деревню, которая так незамысловато и называется - Погост.
Из писцовых книг 17 века: «Погост на реке на Гуси, а на Погосте церковь преображения Господа бога и Спаса нашего Иисуса Христа да другая церковь Николы Чудотворца древяны, а в церквах и образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское - приходных людей».
А народец тут жил своеобразный, упертый и самовольный: земли церковые самозахватом себе прирезали, торговлишку учиняли беспошлинную.
«Касимовский царевич Сеит-Бурхан Арасланович в челобитной царю от 16 апреля 1643 года жалуется, что от Касимова в девяти верстах «завели тутошние уездные люди Касимовскаго и Володимерскаго торг самовольством и торгуют по воскресеньям беспошлинно». Далее говорится, что раньше с окрестных городов, прежде всего, приезжали торговать в Касимов и платили пошлину, а теперь ездят мимо, отчего за год Касимовский торг опустел, и «учинилось ему таможенного недобору пять сот рублёв». К спаду в экономике добавилась проблема незаконной продажи алкоголя. «Винокурят беспрестанно и продают по дворам в вёдра и в чарки и меж татарских деревень ездят с вином, со флягами и бочками», а «на Гусевском погосте винная продажа беспрестанно», отчего в касимовских кабаках торговля запустела и «чинитца недобор великой». И чтоб у царевича оттого в Касимове таможня не запустела в Гусевском погосте, заведённый самовольством торг велел свести, а торговали бы по-прежнему в Касимове, и чтобы «в том новом торгу касимовским таможенным пошлинам недобору не было, а корчемное продажное вино у всяких уездных людей велел бы выимать». Михаил Фёдорович вмешался, и торговать в Гусевском погосте перестали».
Деревня и сейчас не выглядит ни заброшенной, ни бедной, но почему-то все рассказы в интернете о ней описывают только храмовый комплекс, который, да, безусловно, красив, и не говорить о нем невозможно, но как же упускать вот это?!
2.
А ведь экскурсия тоже не предусматривает брожение по деревенским улочкам и заглядывание в красивые окна, поэтому, не в силах просто проехать мимо такой красоты, выпросила я у гида разрешение пройтись самой пешком по дороге к выезду из деревни, пока группа собирается у автобуса. Мол, догоните в любом месте и подберете. Закончилась затея эпически) В какой-то момент дорога вильнула, я этого не заметила в азарте, потом оглянулась - автобуса нигде сзади нет. Меня не поняли и уехали по другой дороге, бросили во глубине Рязанщины?! Ааа, на теплоход мне теперь не успеть, у меня топографический кретинизм, я останусь здесь навсегда в этих мистических баташевских краях, всепропало, мывсеумрем, ох, ах - паника!)) Слова, которыми я напоминала себе клятву, что в этом круизе никаких авантюр затевать не буду, как на Соловках, я здесь писать не буду, дабы читателей не распугать.
3.
А дальше лихорадочный вопрос встречному человеку, где тут у вас «большая дорога», стометровка до канадской границы за 15 секунд со щелкающим на бегу затвором фотоаппарата (а как же ж, не пропадать же теперь затее, даже если и отстала от своих!). Ура, дорога есть, не пропаду, кто-то же ездит до Касимова, мир не без добрых людей, ой, а хватит ли налички, а… Мой экскурсионный автобус вразвалочку подъезжает сзади и любезно открывает передо мной двери. То-то они там удивлялись, зачем я перед ними так быстро бегу)))
4.
Но не жалею, нисколько не жалею, подумаешь, мгновения суматошного паникерства, зато на память такой улов остался!
5.
6.
7.
И снова я о своем больном. Заметили, что и здесь никаких многометровых заборов между людьми? Не прячут здесь ни дворы, ни глаза друг от друга, в отличие от…
8.
9.
Теперь про секретный чай. Этим чаем встречают все группы экскурсантов, благодаря им, собственно, он и был «изобретен». Приехали как-то храмы осматривать добрые люди, попросили напиться, а им вместо воды соорудили травяного чаю из того, что под рукой в саду-огороде оказалось. Теперь это традиция - встречать гостей, приехавших к храмам, необыкновенно вкусным чаем по рецепту, секрет которого здесь не выдают.
10.
Сначала чаем напоят, печеньками накормят, а потом сам настоятель отец Николай проведет вас по обоим храмам, Никольскому, что поскромнее…
11.
12.
13.
14.
15.
16.
…и Преображенскому, что ближе к нарышкинскому барокко. Колокольня же, одна на два храма, так хороша, что проект ее приписывается самому Растрелли.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Правда, рассказывать очередные легенды о владельце здешних земель Андрее Родионовиче Баташеве о.Николай не станет, хотя тот, считается, и венчался здесь с бывшей своей дворовой девкой Матреной Егоровой.
Впрочем, что нам до тех времен, теперь мы лишь любуемся еще одним красивым уголком касимовской земли и радуемся, что хоть и медленно, но восстанавливается эта красота из руин, и что помогаем этому восстановлению и мы своей малой копеечкой за свечи или записочки. Кстати, здесь ждут любую помощь, в том числе и работящими руками, а не только деньгами.
23.
24.
Уже дома узнала, что можно было при желании и на колокольню подняться, дали бы ключи и разрешили, но и хорошо, что не знала, иначе бы меня просто порвало от невозможности выбрать между колокольней, пряничными домиками с наличниками и самими храмами.
25.
Но вот если вернусь туда еще раз, ждите красивых видов сверху на красавицу Оку…