Сколько уже сказано и показано, сколько эмоций и событий на вас вывалено, а все это был только один-единственный неполный соловецкий день. Остался еще один. Всего лишь день и целый день одновременно. Говорила себе, что огорчаться просто физически некогда, что сегодня ждет еще много открытий, надо просто сбегать сказать морю «доброе утро», по пути на экскурсию забежать полюбоваться еще раз на монастырь через Святое озеро, сбегать, добежать, забежать… Вышло иначе: вся беготня закончилась на Монастырском причале, где нас ждало синющее Белое море и за ним не терпящий суеты Большой Заяцкий остров.
2.
Кто-то был рад, что дорога по морю оказалась вдвое короче объявленной, а я вот предпочла бы волны и ветер, только бы продлить эту волю, этот воздух и этот свет! Вы же не допускаете мысли, что меня могло занести в трюм, где потеплее? Что я удовлетворюсь этим…
3.
…вместо этого?!
4.
5.
6.
«Зайчики»… Перед всеми они открываются именно так - Свято-Андреевской пустынью Соловецкого монастыря.
7.
И хотя этим местом экскурсия наша заканчивалась, я начну именно с него и с этого удивительного человека - Вячеслава Павловича Столярова. Историк, социолог, литератор, начальник Соловецкого отряда Морской комплексной арктической экспедиции, зав. сектором исследований Соловецкого архипелага и Беломорья Российского научно-исследовательского института природного и культурного наследия им. Д.С.Лихачева - впечатляет? Человек из Подмосковья, живущий теперь даже без электричества здесь, на острове размером всего 1,38 кв. км, а прошлую зиму здесь же и зимовавший. Смотритель церкви во имя апостола Андрея Первозванного, неизменно встречающий всех многочисленных туристов.
Вот уж кого невозможно было ослушаться насчет того, что и как можно снимать в «его» церкви, а что и как нельзя. Его самого, насколько слышала, тоже нельзя, но ведь видел он мой фотоаппарат, я не пряталась, и ни слова не сказал. Еще одна неразгаданная загадка…
8.
Столько убедительного спокойствия и достоинства в голосе и обращении с толпами разноголосых туристов, что ни одного ноющего «а почему?» у меня даже не родилось, а не только не произнеслось. Было ясно: так надо, и все тут. Вот так, например, было надо внутри церкви. Сам предложил, сам подвинул мешающих, сам закрыл дверь и подождал, пока сфотографирую. Один из самых ценных кадров для меня.
9.
«Деревянная церковь во имя апостола Андрея Первозванного была перестроена из часовни 1672 года, перевезенной с Большого Соловецкого острова в 1691 году, и освящена в дни второго приезда на Соловки царя Петра I в августе 1702 года. По преданию в ней был освящен один из первых Андреевских флагов».
10.
11.
Сама же Свято-Андреевская пустынь Соловецкого монастыря, одна из древнейших на Соловках, была основана в середине 16 века игуменом Филиппом Колычевым «с братией» как «пристанище» для судов, идущих на Соловки или терпящих бедствие. В течение трех веков на территории пустыни было возведено не менее десятка культовых, жилых и хозяйственных построек, вырыты колодцы, выполнено мощение, разбит огород. В 900 метрах к востоку от пустыни согласно предания ее основатель игумен Филипп нашел и «ископал» источник питьевой ключевой воды, которую посетители острова пьют уже более четырех с половиной веков.
Жилой дом, поварня, погреб-ледник - вот и все, что сохранилось еще с тех пор.
12.
13.
Уникальное сооружение пустыни «филипповского времени» - древнейшая в России закрытая каменная гавань.
14.
15.
Но Большой Заяцкий - это не только пустынь, это фантастической красоты природа, которая ничем не похожа на природу Большого Соловецкого, где мы были меньше часа назад. Совсем рядом, а вот… Причем есть шанс, что природа эта может сохраниться нетронутой, раз ходить по острову можно только не сходя с деревянного настила - экологической тропы.
16.
Пугали нас или на самом деле такое правило, но отставшему от группы туристу заночевать на острове не удастся, за ним одним все равно пришлют катер с соответствующим размером оплаты за рассеянность.
17.
Лабиринты. Те самые, настоящие. Здесь - впечатляют красотой и непостижимой древностью. Об их назначении есть только предположения, но на всякий случай соваться в них Вячеслав Павлович не советует, и не только из-за того, что вытоптать могут. Так, мало ли чего…
18.
19.
20.
21.
Где-то еще на острове есть каменные выкладки, дольмены, «солнечная розетка», сейды - скопления мелких камней на крупных валунах - не видела сама и вам не покажу. Ушла я от юной девушки-экскурсовода, уверенно обозвавшей гренландского тюленя лахтаком, и отправилась просто «есть глазами» здешнюю красоту.
22.
Вот уж где точно время мелькнуло одним мигом! Не хватило катастрофически, но тут уж выбора нет. Так что лису-сестричку не встретила, живущую здесь в одиночестве и имеющую привычку попрошайничать у туристов. Да и у берега посидеть не смогла, а уж с той стороны, где приливом приносит что ни попадя, наверняка ходить не возбраняется, не вытопчешь же там ничего, нет на том берегу роскошного покрова из мхов, лишайников, зарослей вороники, шведского дерна и еще десятков растений.
23.
Зато пролетала над головой «гага - северная птица, что мороза не боится» (простите)) ), да играл со мной в гляделки уже знакомый вам тюлень))
25.
Все, снова на ветреную палубу, идем назад, в бухту Благополучия, а по дороге… Не это ли иллюстрация к названию Заяцких островов? Что там делать виднеющимся суденышкам и почему такой тучей носятся над необитаемым островком чайки? Заяцкие - это ведь не про зайцев (хотя есть и такая версия, ведь какое-то количество ушастых на островах есть). Заяцкие - это наверняка изначально «заяицкие» острова, куда ездили монахи собирать птичьи яйца на раствор для монастырских стен.
26.
Грущу… слишком быстро вдруг полетело время…
27.
Эх,
«Мостурфлот», что же ты со мной наделал! Влюбил в эти края, привязал, превратил в одну из тех, что навсегда остаются «осоловелыми». За болезни не благодарят, но за эту, такую ноющую теперь и тревожащую душу, я так тебе благодарна...