М. Ротбард "Экономическая мысль до А. Смита" Глава вторая, часть третья

Jul 21, 2015 18:56




Каролинги и каноническое право

«Каноническое право» - закон, регулировавший деятельность церкви в эпоху раннего христианства. В Средние века взаимопроникновение церкви и государства часто означало, что каноническое право и государственное право были суть одно. Раннее каноническое право составляли папские декреталии, указы церковных соборов и труды отцов церкви. Мы уже знаем, что позднее каноническое право многое позаимствовало из римского права. Однако в каноническое право также было включено и нечто принципиально порочное: указы и нормативные акты («капитулярии») империи Каролингов конца VIII и IX вв.

С V по X века во всей Европе воцарился средневековый экономический и политический хаос и, следовательно, для развития политической, правовой или экономической мысли возможностей осталось мало или их не было вовсе. Единственным исключением стала процветавшая в Западной Европе Каролингская империя.


Самым значительным императором Каролингов был Карл Великий (742-814), наследники которого оставались у власти вплоть до конца IX века. В капитулярии за капитулярией Карл и его преемники обстоятельно формулировали нормы для каждого аспекта экономической, политической и религиозной жизни всей империи. Многие из этих норм затем были включены в каноническое право последующих веков, продолжая, тем самым, оказывать ощутимое влияние и после крушения самой империи Каролингов.
Однако основа, на которой Карл Великий выстроил систему своих деспотических законов, была шаткой. Так, первый Вселенский Никейский собор (325) запрещал священнослужителям всякое участие в любой хозяйственной деятельности, ведущее к «позорной прибыли» (turpe lucrum). Созванный Карл собор в Неймегене (806) возродил, значительно расширил и вновь навязал старую доктрину turpe lucrum. Однако теперь запрет распространялся уже на всех, а не только на клириков, и границы определения были расширены - от мошенничества до всех видов жадности и алчности, сюда же относилось и любое неповиновение многочисленным нормам ценового регулирования Карла Великого. Любые рыночные отклонения от этих фиксированных цен со стороны покупателей или продавцов подпадали под обвинение в стремлении к наживе и, следовательно, turpe lucrum. Как следствие, все спекулятивные покупки и продажи продовольственных товаров были запрещены. Кроме того, предвосхищая английское общее право, запретившее «forestalling» (скупка товаров заранее с целью контроля цен - пер.), были запрещены любые продажи товаров вне рынков или по ценам, более высоким, чем обычные рыночные цены.
Поскольку мотивом для английского общего права было вовсе не ложное стремление помочь бедным, но намерение даровать монопольные привилегии местным владельцам

37

рынков, поэтому весьма вероятно, что Карл Великий тоже пытался картелировать рынки, предоставляя привилегии их владельцам.

Всякая произвольная цена, установленная указом каролингских чиновников, считалась «справедливой ценой». Вероятно, эта навязанная цена часто была близка к обычной или текущей цене, сложившейся в округе; в противном случае было бы трудно представить себе, как чиновники Каролингов могли выяснить, какой должна быть справедливая цена. То есть предпринимались бесплодные попытки неэкономического характера заморозить все цены на основе некоего недавнего рыночного status quo.

Проблема в том, что позднее каноническое право позаимствовало идею о том, что установленная государством цена - это справедливая цена. Запрет любых цен, превышающих текущую рыночную цену, был снова введен погибшим в 884 году последним императором Каролингов Карломаном. А в 900 г. Регино Прюмский включил этот запрет в свой свод канонического права, и более чем столетие спустя в свой свод его включил Бурхард Вормсский.

Примечательно, что обеим противоположно направленным тенденциям права: теме невмешательства кодекса Феодосия и государственническому мотиву Каролингов, как заметил на рубеже XII века епископ Иво Шартрский, нашлось место в обширном собрании, ставшим основой средневекового канонического права.



Там же, в том же собрании мы встречаем и точку зрения о том, что справедливая цена есть любая цена, к которой покупатель и продавец пришли добровольно, и также находим противоположный взгляд, что справедливая цена устанавливается государственным декретом, особенно если это общая цена на обычных рынках.

Полный текст второй главы вы найдете на сайте

http://www.zelenovbooks.com/
Previous post Next post
Up