РУССКИЙ ЕВРОПЕЕЦ ИВАН ТУРГЕНЕВ

Nov 08, 2018 12:24



В 2018 году отмечается 200-летний юбилей И.С. Тургенева (9 ноября 1818 - 3 сентября 1863). Это событие  внесено в список памятных дат ЮНЕСКО, что неизбежно возродит интерес к его жизни и творческому наследию.

Иван Сергеевич Тургенев - классик русской литературы, первый русский писатель, при жизни удостоившийся мировой известности, прежде всего, как автор «Записок охотника». Поэт, публицист, переводчик, философ, драматург, Тургенев заложил основы русского классического романа. Художественное мастерство Тургенева-романиста высоко ценили великие современники в России, Западной Европе, Америке. Литературный преемник Пушкина, хранитель «великого и могучего» русского языка, Тургенев явился создателем классических образов, ставших воплощением русского характера, русского человека. Произведения И.С. Тургенева известны на всех континентах и переведены на все европейские языки. Его имя входит в плеяду великих классиков XIX века и стоит в одном ряду с Л.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским. Он стал известен в мире раньше, чем они, но затем оказался в тени этих необузданных гениев. В нём самом не было ничего необузданного. Прекрасно воспитанный русский барин, с детства владевший тремя иностранными языками, Тургенев джентльмен и в литературе: сдержанный, деликатный, уважающий правила, умеющий выразить своё отношение к людям и явлениям в немногих словах, наброском, штрихом, едва заметным движением бровей. Знающий жизнь в далеко не радужных её подробностях, прекрасно осведомлённый о разных её сторонах, но понимающий, что говорить надо не обо всём, что знаешь и чего не знаешь.
         «Записки охотника» считаются одной из тех книг, которые окончательно убедили власть в необходимости отмены крепостного права. Но даже здесь Тургенев умеет обойтись без пафоса и деклараций, без картин кромешного ужаса. То щемящее чувство сострадания, гнева, нежности, чувство, о котором пишет горячий поклонник Тургенева, американский прозаик Генри Джеймс, возникает незаметно и как бы совершенно помимо усилий автора. Неудивительно, что эта книга, первый большой успех писателя, была и остаётся учебником мастерства для многих его коллег, в том числе для Эрнеста Хемингуэя.
   Тургенев удивительно разнообразен. Он дебютировал как поэт в двадцатилетнем возрасте, и его поэтическое наследие невелико, но также изящно, как всё, что он делал. Он и в прозе всю жизнь оставался поэтом, который тщательно подбирает каждое слово и отделывает каждую фразу, для которого необыкновенно важно звучание и благозвучие языка. Именно Тургенев привёл в русскую литературу такой жанр, как «стихотворение в прозе» - и этого, конечно, не мог сделать никто другой. Он написал несколько пьес, а его «Месяц в деревне» прочно вошёл в русский театральный репертуар. Он умел рассказывать увлекательные и неожиданные истории, которые далеко не все по-настоящему нами прочитаны: многие ли помнят «Собаку» или «Часы»?
   Каждый из его шести романов, от «Рудина» до «Нови», становился общественно-политическим событием и аргументом в идеологических спорах эпохи. Но на самом деле его интересовали не столько идеи, сколько люди. И какие же разные люди населяют его книги - сложные в своей простоте, бесконечно притягательные в своей сложности. Хорь и Калиныч, Касьян с Красивой Мечи и несчастная Лукерья, Лиза Калитина и княжна Зинаида, Евгений Базаров и Мартын Харлов, практик Соломин и трагическая актриса Клара Милич. Помещики и крестьяне, революционеры и чудаки, отцы и дети, болтуны и светские львицы. Лишние люди - это его определение. Тургеневские девушки, которых, как утверждал Лев Толстой, никогда не было в природе, а после тургеневских романов они появились. Новые люди, странные люди. Он наблюдал и фиксировал современные «типы» и давал им удачные наименования. Но его герои - не схемы, не иллюстрации идей, а живые мужчины и женщины, со своими особенностями и слабостями, желающие любви и бегущие от любви, любящие поговорить и поспорить об отвлечённых вещах, мечтающие о счастье, каждый о своём.
   Немалую часть жизни Иван Сергеевич прожил за границей и чувствовал там себя вполне комфортно, но писал только о русских людях, о России, о русской природе, которую любил и понимал, как никто из предшественников и последователей. Может быть, ещё и потому, что был страстным охотником, знал природу изнутри, со всеми её повадками, был с ней на равных и всегда настороже. Знал, что она живёт своей жизнью, независимо от того, что мы о ней думаем. Тургеневский пейзаж и в деревенском, и в дачном его варианте не является только декорацией или комментарием к чувствам героев, он обладает самостоятельной ценностью. И в «Бежином луге», и в «Дворянском гнезде», и в дивной «Первой любви» пейзаж самодостаточен, напоминая, что жизнь возможна и продолжается без нас. Это чувство конечности и вечной красоты жизни пронизывает всё творчество Тургенева. Наверное, оно и придаёт ему то неотразимое, элегическое обаяние, которое невозможно объяснить только совершенством стиля или старомодной прелестью слога. Или нашими воспоминаниями о том, как мы читали его книги в детстве и юности.
   Он тяжело умирал и немного не дожил до шестидесяти пяти. Но у него была действительно счастливая судьба, что тоже редкость для российской словесности. Один из самых богатых русских писателей, хозяин родового имения, Иван Сергеевич никогда не был вынужден писать ради денег. У него была слава на родине и прочная известность за рубежом, он входил в лучшее общество, мог позволить себе вести ту жизнь, которая соответствовала его вкусам и интеллектуальным потребностям. Он помогал людям, находил в этом радость, умел прощать и просить прощения. Был ли он по-человечески счастлив? Конечно, мы слышим горечь в его словах о том, что он «прожил жизнь на краю чужого гнезда». Но ведь это всё-таки была жизнь (и смерть) рядом с любимой женщиной. У него была дочь, которую он вырастил и обеспечил, была красивая поздняя любовь, наверняка были и сердечные тайны, которые он унёс с собой. Была жизнь, в которой всё случилось - пусть даже не всегда так, как мечталось. И в которой случилось главное: он исполнил своё предназначение, реализовал сполна данный ему талант. А это то единственное, что важнее счастья - для любого человека, а тем более для великого русского писателя.

Представляем вам произведения И. С. Тургенева в переводах на иностранные языки из коллекции отдела «Литературы мира».





«Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец. Ему одинаково интересны как их страсти, так и черты их лица... С большим искусством живописует он физическую и моральную сторону явлений, создавая реальные картины действительности, а не фантастические эскизы».
                                                                                                                                             (П. Мериме)





«..гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном.»
                                                                                                                 (Ги де Мопассан. Иван Тургенев.)






«Это очаровательный колосс, нежный беловолосый великан, он похож на доброго старого духа гор и лесов, на друида и на самого монаха из "Ромео и Джульетты". Он красив какой-то почтенной красотой.»
                                                                                                 (Э. и Ж. де Гонкур. Дневник. 1863 г.)





«…Тургенев, которым Франция столь справедливо восхищается и которого она так любит. Он столь поэтичен…»
                                                                         (Из французской газеты «Телеграф» от 6 апреля 1880 года)





«Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу.»
                                                                                               (Д. Голсуорси. Собр. соч., т. XVI, с. 399.)


 

«...в настоящее время Россия опередила Америку - ибо у нас нет Тургенева.»
                                                                                                (X. Бойссен. Визит к Тургеневу. 1874)


  

«Учение - только свет, по народной пословице, - оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание...»
                                                                                                                              (И. С. Тургенев)
                            

Biblioteca Națională Republicii Moldova, jubilee, cărţi din colecţie, victoria ratkovskaia, literaturile lumii, literatura rusă, ivan turgheniev, aniversări

Previous post Next post
Up