Фашисты открыли личико

Sep 08, 2015 21:22



8 сентября 1941 года - день начала блокады Ленинграда. В составе гитлеровских войск, составлявших кольцо военной блокады, воевала 250 дивизия вермахта, более известная как испанская «Голубая дивизия». В ходе наступательных боёв «Голубая дивизия»* была разгромлена Красной армией, которая понесла значительные потери. То есть, добровольцы «Голубой дивизии» - это те, кто напрямую виновен как в гибели от голода, болезней и лишений гражданского населения г. Ленинграда, так и гибели воинов Красной армии, освобождавших свою землю от фашистских захватчиков.

Кратко напомнив читателям эти известные факты, мне бы хотелось познакомить читателей со статьей «Историческая память: визит вице-президента фонда «Голубой дивизии» в коммунистические лагеря заключенных в Республике Казахстан - апрель 2015 года», опубликованной на сайте организации «Национальное братство «Голубой дивизии» и прокомментировать ее прямо по ходу текста:

«31 мая в г. Караганда (Казахстан) состоялось открытие монумента в честь испанцев, которые в сталинскую эпоху были сосланы коммунистической Россией в ГУЛАГи Караганды - комплекс лагерей для заключенных, расположенных в центре нынешней Республики Казахстан».

О каких испанцах, сосланных в «сталинскую эпоху» идет речь?
Дадим слово казахскому источнику: «В Карагандинской области Спасский мемориальный комплекс пополнился двумя памятными знаками - испанцам и эстонцам, погибшим в лагерях. (…) В период с 1941 по 1954 годы 152 испанца находились в заключении в карагандинском исправительно-трудовом лагере. Из них 138 выживших вернулись в Испанию в 1954 году на борту судна «Семирамис», а 14 умерли здесь. Сегодня мы приехали, чтобы почтить память погибших, а также тех, кто вернулся на родину, претерпев ужасный плен в этом концлагере», - сказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Испании в РК Мануэль Парротча (Правильная фамилия посла- Ларротча - Lib.-1). Он сообщил, что возведение памятного знака финансировали испанские компании, работающие в Карагандинской области, и поблагодарил бизнесменов за благое дело».

Значит, из 152 испанцев, находившихся в исправительно-трудовых лагерях Карагандинской области, 14 человек умерло, а 138 благополучно вернулись на родину в 1954 году на корабле «Семирамис». Но кто же они и почему попали в этот лагерь? Запомним, что посол Испании употребил слово «плен» и продолжим чтение:

«Мероприятие было приурочено ко «Дню жертв (политических репрессий - Lib._1)», который казахи ежегодно отмечают с момента своей независимости от Советского Союза в 1991 году».

Здесь лишь замечу, что «День жертв политических репрессий» Указом Президента Казахстана отмечается в этой стране не с 1991, а с 1997 года.

«Торжество состоялось в бескрайней степи, где погребены 7 700 заключённых 40 национальностей, жертв коммунистического тоталитаризма, которым не суждено было вернуться к своим очагам».

Чем еще заняться сторонникам франкистского режима, жертвы которого до сих пор лежат безымянными в засыпанных канавах по обочинам испанских дорог, ставших для них общими могилами, кроме поиска жертв тоталитаризма в других странах?

«Из 152 испанцев, заключенных в различные лагеря ГУЛАГа, 14 человек потеряли жизнь в лагерях Спасск и Кук-Узек. Хосе Мария Баньюэлос (José María Bañuelos), один из «детей войны», посланный в СССР во время Гражданской войны Правительством народного фронта Испанской Республики, а затем заключенный этого лагеря, который ему удалось покинуть уже после войны, благодаря хлопотам Правительства Испании и Красного креста, был единственным выжившим, который присутствовал на мероприятии».

Слог автора специфичен, поэтому хотелось бы внести ясность: Хосе Мария Баньюэлос - не единственный «выживший» испанский заключенный этого лагеря, а единственный из доживших до сегодняшнего дня бывших заключенных этого лагеря, кому состояние здоровья позволило совершить поездку в Казахстан.

Также стоит заметить, что Хосе Мария Баньюэлос - один из главных героев документального фильма «Забытые в Караганде» (о фильме чуть ниже), в котором он довольно подробно рассказывает о своей биографии: как в 8 лет приехал в Советский союз, как был в Артеке, как во время войны он с другими детьми делал снаряды под Сталинградом, в то время как линия фронта проходила в нескольких сотнях метрах от их завода. Рассказывает Хосе Мария и о том, что попал он в лагерь за групповую кражу, что в лагере кормили хорошо (не в современном, конечно, понимании, а в том смысле, что обычные люди питались не многим лучше), что в лагерях, которые все называют «концентрационными», когда на самом деле они были трудовыми, он научился всему, что он умеет, что в Испанию он возвратился не из-за «режима», а только из-за своей семьи, и что по прибытии на родину за ним следили, его допрашивали, выпытывая где и что производится в Советском Союзе и что он уверен, что эти сведения передавались в США, что он и по сей день остается коммунистом, а на книжной полке фотокарточка его отца стоит рядом с бюстом Ленина…



Итак, один из испанцев был «сослан коммунистической Россией» за кражу. А остальные 151 человек за что?

«Среди заключенных, которые прошли через эти лагеря, в основном были члены «Голубой дивизии», военные летчики и моряки, посланные II Испанской Республикой, а также «дети войны».

Вот почему Испанский посол говорил о «плене» - подавляющее большинство этих «жертв коммунистических репрессий» - это те, кто сжимал кольцо Ленинградской блокады, а потом попал в плен, причем нужно помнить, что после расформирования «Голубой дивизии» часть добровольцев осталась и продолжила «борьбу с коммунизмом» в частях СС. Чтобы понять, каково было соотношение «голубых дивизионеров» и «республиканцев», посмотрим, что писала тогдашняя испанская пресса о прибытии корабля «Семирамис», на котором, как мы помним, вернулись на родину 138 бывших заключенных лагеря в Карагандинской области:



«Возвращаются 248 добровольцев «Голубой дивизии», 34-ре человека гражданского населения и 4-ро молодых людей, высланных в течение Освободительной войны (так франкисты называли Гражданскую войну в Испании - Lib._1). «Семирамис» уже идет в направлении к нашему порту»

То есть, монумент в Карагандинской области фактически поставлен военнопленным - добровольцам 250-ой дивизии вермахта, которых, не моргнув глазом, записали в «жертвы коммунистических репрессий», причем ни Посол Испании в Казахстане, ни испанская делегация из «потомков жертв» не только не извинились, но и не дали никакой моральной оценки тому пути, который привел бывших солдат и командиров «Голубой дивизии» в исправительно-трудовые лагеря Советского Союза. Все вели себя так, как будто речь действительно идет о безвинно пострадавших людях.

«В то же самое время на мероприятии присутствовал официальный представитель Эстонии, одной из прибалтийских стран, которые особенно страдали от коммунистических репрессий до начала, в течение Второй мировой войны и после ее конца вплоть до повторного обретения своей независимости. Нужно сказать, что как в Эстонии, так и в Республики Казахстан коммунизм запрещен и преследуется. Те, кто десятилетиями страдал от режима этого типа как никто может рассказать о том, что он собой представляет».

Как страдала Эстония в составе Советского союза - это отдельная тема, однако, но нужно сказать, что в Казахстане зарегистрировано две коммунистических партии: Коммунистическая народная партия Казахстана и Коммунистическая партия Казахстана, деятельность которой в настоящее время приостановлена (не в первый раз). То есть, коммунизм не запрещен и не преследуется.

Продолжим чтение:

«Посол Испании в Казахстане Маруэль де Ларротча, стоя рядом с открытым памятником подчеркнул: «Произвол эпохи, которая изуродовала жизни многих, заставляет вспоминать всех испанцев, без исключения, которые прошли через лагеря”. Посол также заверил, что «сегодня - самый важный день» его жизни в качестве посла в Казахстане: «воскрешение памяти об этих людях меня волнует и придает новых сил». В своем обращении наш посол процитировал документальный фильм «Забытые в Караганде», снятый ассоциацией «Nexos Alianza» под эгидой МИД Казахстана. Фильм, который познакомил мир с событиями, произошедшими в этой советской республике, которая не была исключением, так как лагеря усеивали все территории, оккупированные коммунистическим ярмом». (Выделение - мое Lib._1)
А это, случайно, не из фашистских листовок времен Великой Отечественной войны взято? Стиль подачи дезинформации уж больно знаком…

Немного об истории создания этого фильма: в 2013 году Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев передал Президенту Испании Мариано Рахою, во время визита последнего в Казахстан, архивные данные о 152 испанцах, которые отбывали наказание в лагерях в Карагандинской области. Затем испанскими документалистами, при финансовой поддержки МИД Казахстана (!), был снят документальный фильм «Забытые в Караганде». Фильм- среднестатистическая пропагандистская поделка, призванная поддерживать антирусские настроения в мире. Но поскольку фильм все-таки сделан на испанскую аудиторию, то основной его посыл - примирение: добровольцы «Голубой дивизии» встретившись в советских лагерях с республиканцами, забыли все свои идеологические разногласия, держались вместе, ибо для них было важным лишь выжить и вернуться на родину.

«Монумент был освящен папским послом Мигелем Маури и мэром Караганды Нурмухамбетом Абдибековым, который в своей заверил, что его страна - одна из первых начала чтить память жертв исправительно-трудовых лагерей».

Нурмахамет Абдибеков - не мэр Караганды, а глава Карагандинской области, которому, тем не менее, не мешало бы перечесть стихотворение народного казахского поэта Жамбыла Жабаева «Ленинградцы, дети мои!» , а также вспомнить сколько тысяч казахов отдали свои жизни при освобождении Ленинграда, Москвы, Курска, Волоколамска, Украины, Молдавии, Прибалтики и т.д., в том числе и в боях с будущими «жертвами исправительно-трудовых лагерей».

[Spoiler (click to open)]Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи.
Если вдоль снеговых хребтов
Взором старческим я скользну, -
Вижу своды ваших мостов,
Зорь балтийских голубизну,
Фонарей вечерних рои,
Золоченых крыш острия...
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!

Не затем я на свете жил,
Чтоб разбойничий чуять смрад;
Не затем вам, братья, служил,
Чтоб забрался ползучий гад
В город сказочный, в город-сад;
Не затем к себе Ленинград
Взор Джамбула приворожил!
А затем я на свете жил,
Чтобы сброд фашистских громил,
Не успев отпрянуть назад,
Волчьи кости свои сложил
У священных ваших оград.
Вот зачем на север бегут
Казахстанских рельс колеи,
Вот зачем Неву берегут
Ваших набережных края,
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя,
Ваших дедов помнит Джамбул,
Ваших прадедов помнит он:
Их ссылали в его аул,
И кандальный он слышал звон.
Пережив четырех царей,
Испытал я свирепость их;
Я хотел, чтоб пала скорей
Петербургская крепость их;
Я под рокот моей струны
Воспевал, уже поседев,
Грозный ход балтийской волны,
Где бурлил всенародный гнев.
Это в ваших стройных домах
Проблеск ленинских слов-лучей
Заиграл впервые впотьмах!
Это ваш, и больше ничей,
Первый натиск его речей
И руки его первый взмах!
Ваших лучших станков дары
Киров к нам привез неспроста:
Мы родные вам с давней поры,
Ближе брата, ближе сестры
Ленинграду - Алма-Ата.
Не случайно Балтийский флот,
Славный мужеством двух веков,
Делегации моряков
В Казахстан ежегодно шлет,
И недаром своих сынов
С юных лет на выучку мы
Шлем к Неве, к основе основ,
Где, мужая, зреют умы.
Что же слышит Джамбул теперь?
К вам в стальную ломится дверь,
Словно вечность проголодав, -
Обезумевший от потерь
Многоглавый жадный удав...
Сдохнет он у ваших застав!
Без зубов и без чешуи
Будет в корчах шипеть змея!
Будут снова петь соловьи,
Будет вольной наша семья!
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
• • • •
Ленинград сильней и грозней,
Чем в любой из прежних годов:
Он напор отразить готов!
Не расколют его камней,
Не растопчут его садов.

К Ленинграду со всех концов
Направляются поезда,
Провожают своих бойцов
Наши села и города.
Взор страны грозово-свинцов,
И готова уже узда
На зарвавшихся подлецов.
Из глубин казахской земли
Реки нефти к вам потекли,
Черный уголь, красная медь
И свинец, что в срок и впопад
Песню смерти готов пропеть
Бандам, рвущимся в Ленинград.
Хлеб в тяжелом, как дробь, зерне
Со свинцом идет наравне.
Наших лучших коней приплод,
Груды яблок, сладких, как мед, -
Это все должно вам помочь
Душегубов откинуть прочь.
Не бывать им в нашем жилье!
Не жиреть на нашем сырье!
• • • •
Предстоят большие бои,
Но не будет врагам житья!
Спать не в силах сегодня я...
Пусть подмогой будут, друзья,
Песни вам на рассвете мои,
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя!

Однако продолжим чтение, благо осталось немного:

«Для современного казахского общества эти мероприятия и чествования являются предметом гордости, поэтому они восхваляют тысячи добровольцев, казахской и других национальностей, таких как добровольцы «Голубой дивизии», которые записывались с ряды немецкой армии Гитлера, чтобы тоже бороться против коммунизма. В Испании эти действия не получили большого резонанса, несмотря на то, что у нас есть сильные экономические интересы в этой быстро развивающейся экономике, которые были укреплены этими историческими действиями борьбы против общего врага. За границей подвиги* «Голубой дивизии» служат для установления международных связей, однако, в самой Испании она преследуется, в том числе включая ее в репрессивный «Закон об исторической памяти», который помещает ее в один ряд с тем, что произошло в течение Гражданской войны в Испании и эпоху Франко».

Вот так, ни много ни мало. А что, кто-то действительно думал, что идейных наследников «Голубой дивизии» волнуют какие-то жертвы политических репрессий? Ведь жертвами политических репрессий, по определению, могли быть только республиканцы, испанские коммунисты в силу разных причин оказавшиеся в Советском Союзе, а такого рода жертвы их и в родной стране не волнуют. Им нужно открыть памятник хоть в каком-то уголке той территории, куда они пришли с оружием и выдать его открытие за чествование своих фашистов и получить с этого политические дивиденды в Испании. Поэтому сначала берется комплекс исправительно-трудовых лагерей (не забывая называть их «концентрационными»), в котором - наряду с военнопленными - наверняка находилось какое-то количество «жертв политических репрессий». Пользуясь тем, что коммунизм, советский строй, сталинская эпоха уже в достаточной степени оболгана и демонизирована, все находящихся в лагере заключенные скопом зачисляются в «жертвы сталинской эпохи», забыв упомянуть о том, что в «сталинскую эпоху» входят годы Великой отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства. (Почему военнопленные не должны были в этом участвовать? Потому что их ждали дома? Так ведь и каждого солдата Красной армии тоже кто-то ждал дома…). Затем трагическим тоном и сгущая краски, не гнушаясь и ложью, описывается жизнь, быт и страдания заключенных лагерей, совершенно вырвав его из контекста совершенных ими преступлений против человечности, из контекста эпохи, а также из контекста жизни, и быта советских людей военного и послевоенного времени. На следующем этапе под лицемерные рассуждения о политических репрессиях, исторической памяти и примирении, открывается памятник «всем погибшим здесь испанцам» (напомню, их 14 человек, и никто не дает себе труда доказать, что они там именно погибли, а не умерли), причем в СМИ этот памятник проходит под названием «памятник репрессированным испанцам». А вот затем «примирители» снимают свою криво надетую маску радетелей за жертв политических репрессий и хранителей «исторической памяти», и четко и ясно произносят: мы считаем участие в блокаде Ленинграда - подвигом «Голубой дивизии», а тех, кто пошел на службу к Гитлеру, физически уничтожать народы, населяющие территорию СССР - героями, и современный Казахстан с нами в этом солидарен.

Интересно, как себя теперь чувствуют те официальные представители Казахстана, давшие «зеленый свет» этим неофашистам, которые обделали свое дельце с памятником очень ловко, под прикрытием «детей войны», с участием посла Испании?

Теперь уже по-другому видится недавнее возложение венка в честь добровольцев «Голубой дивизии» в годовщину битвы при Красном Бору, в котором оказался замешан Генеральный консул Испании** в Санкт-Петербурге. Может быть, его единомышленники надеются открыть памятник «павшим героям» и в Ленинградской области, записав их попутно в «жертвы коммунистических репрессий»?

Рассказанная здесь история - это не просто конкретный случай «фашизма-реваншизма» *** в Казахстане, Испании, Эстонии, а наглядный пример того, куда в конечном итоге приводит антикоммунизм и огульное очернение советской эпохи.

____________________________________________________
* «Подвиги» Голубой дивизии, в свое время описаны самими добровольцами: «Капитан Гильермо Надар из 1-й роты и лейтенант Муро крали государственные и частные рояли и, продержав их несколько дней у себя, топили ими затем печи... (…) Испанские солдаты и офицеры забирали из домов иконы, зеркала и другие предметы, крали иконы и т.п. вещи большой ценности…2-я артгруппа увезла с собой царские парадные кареты... Капитан Паласиос, в настоящее время военнопленный, забирал мебель из домов в Красном бору, обставил ею публичный дом...».
«Об испанских военнопленных и интернированных в СССР (1) //Вестник архивиста от 9 сентября 2009 года, публикуется по ссылке: http://www.vestarchive.ru/issledovaniia/717---n.pdf

** Подробнее об этом: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

*** Цитата названия вышедшего недавно документального фильма «Фашизм-реваншизм XXI века» часть первая, часть вторая.

военнопленные, блокада Ленинграда, Голубая дивизия, Казахстан

Previous post Next post
Up