Аренс против Рубасиньского: нестыковка показаний 3/3

Aug 17, 2023 21:06


Так тут все становится на свои места. Вполне могло быть, что у сотрудников Гнездовского ГФП во второй половине 1942 г. не было вообще никаких связей с зондеркомандой, осуществившей расстрел, да и вообще сотрудники ГФП совсем ничего ни о чем не знали. Имели лишь факт: могилы, в них захороненные поляки, тодтовцы, которые раскапывали, невразумительные ( Read more... )

Катынские заметки

Leave a comment

libelli_nestor August 19 2023, 05:58:56 UTC

В основной части текста я допускал то, что Аренс и Рубасинький открывали какую-то часть правды. Представлю теперь другой взгляд. Названные свидетели показывали, когда и как они впервые открыли захоронения польских пленных. В своей книге воспоминаний Свяневич рассказывает, что долгое время в лагерях Андерса не знали, куда были отправлены пленные из Козельска, кроме как в Грязовец. Сам Свяневич доложил о том, что пленных отправили в "районы Смоленска", командованию армии не ранее конца мая 1942 г., возможно, в июне. Но по его свидетельству, офицеров, находившихся в Козельске и не объявившихся в лагерях Андерса, безуспешно начали разыскивать еще раньше, до представления доклада Свяневичем, но только в других местах.

Из материала "Отмороженный мухинец Свяневич":

"От меня посольство узнало, что, вопреки общему мнению, этапы, или, во всяком случае, часть их, покидавшая Козельск в апреле 1940 года, шли не на восток или на север, а на запад в направлении Смоленска, и разгружались они в нескольких километрах от города. Сразу же после этого Армии Краевой было поручено опросить местных жителей и железнодорожников и постараться отыскать следы пленных. Однако из документов следовало, что мои сообщения внесли мало ясности в дело. Первыми, кто узнал о катынских могилах, были поляки, мобилизованные на работы в армии Тодта; они даже установили на месте захоронений крест. Немецкая разведка заинтересовалась этим делом: ведь ей было известно, что польское командование недосчитается примерно пятнадцати тысяч офицеров."

Мемуарист сообщает также о том, что ранее него из заключения, в январе 1942 г., был освобожден представитель руководства Союза борьбы с большевизмом (СББ), соратник лидера польских коллаборационистов Студницкого Адам Тельман. На поиски пропавших пленных были отправлены, с достаточной вероятностью, агенты СББ. Столь же вероятно, что после представления донесения Свяневича те же люди отправились в "районы Смоленска". Выяснить местонахождение лагерей в тех районах не представляло большой трудности. То были 3 лагпункта Вяземлага, находившиеся к западу от Смоленска, на которые указывало заключение комиссии Бурденко. Поиск места облегчало упоминание Гнёздова в записке Свяневича.

Любопытно, что историю с обнаружением могил тодтовцами Рубасиньский в его свидетельстве относит тоже явно к концу весны 1942 г.

Тогда получается, что весь рассказ Рубасиньского о почтальонше просто выдумка. Как и его сообщение о том, что в Козьих горах он со своими товарищами тодтовцами обнаружил могилы с трупами в польской военной форме. Как я уже писал в материале "Отмороженный мухинец Свяневич", идея устроить провокацию с личными документами польских офицеров, умерших в лагерях Андерса, могла появиться у абвера и у группы коллаборационистски настроенных польских военных в ноябре 1941 г., когда Козловский интенсивно общался с представителями немецкого главнокомандования. Дело оставалось лишь за определением наиболее подходящего места для захоронения трупов, одетых в польскую военную форму, в карманах которой помещались личные идентификационные документы как привезенные из лагерей Андерса, так собранные в Польше и просто сфальсифицированные. Собрать достаточно крупный корпус документов не представляло слишком сложной задачи.

Таким образом, практическое исполнение операции могло начаться (и закончиться) в июне 1942 г. Далее оставалось выждать более менее продолжительное время, после чего разыграть спектакль с "неожиданным обнаружением" захоронений. Раскопки на месте нахождения могил начались, по свидетельству Кривозерцева, 17 февраля 1943 г., т. е. спустя 8 месяцев с предположительного времени закрытия могил. Но первое время раскопки велись вяло. По всей видимости, дожидались спада грунтовых вод, а также занимались зондированием территории. И только 16 апреля было официально объявлено об обнаружении захоронения с 11 тысячами трупов, хотя на тот день эксгумировано было всего лишь 100.

Reply


Leave a comment

Up