Оригинал взят у
getnewpost в
От года до двух на примере рисованияЯ недавно познакомилась с тем, как развивается детский рисунок, и там прямо все стадии - наглядное изображение процессов психики в этом возрасте.
Вначале, где-то от года до полутора - хаотические каракули. Но! То, что ребенок начал рисовать каракули, а не облизывать фломастеры и рыться пальцами в баночке с краской, а потом размазывать её по окружающей среде - это наглядное изображение способности выделить последовательность действий. Пока она неосознаная совсем - чувствую что-то, делаю что-то. Наблюдаю, что получается. Но уже внимание направлено на линии и цвета, на результат произвольных движений руки. Пусть немножко направлено - но все таки.
Подражание опять таки - годовасик увидал , как кто-то рисует, подошел, тоже порисовал каля-маля, увидел что получилось, намотал на ус.
От полутора до двух - циркулярные каракули(одна и та же загогулина повторяющаяся несколько раз) . Т.е. ребенок уже сознательно воспроизводит последовательность, одно и то же движение, уловил как надо двигать рукой, запомнил, воспроизводит.
Два года - развитые каракули, т.е. не просто так каракули, а чё хочу, то и накалякаю. Захочу - весь листок закалякаю, захочу - здесь такое каля-маля нарисую, а здесь это. Маленький всемогущий властелин. Свободная воля - предтеча творчества. :)
Два с половиной-три года - изобразительное рисование. Все, заработал мир фантазии, я не просто властвую, я творю мир. У меня там уже что-то происходит, события разворачиваются, а не просто каля-маля. :) В мир фантазии ребенка привел кризис 3х лет, как способ сохранить фантазию двухлетки о всемогуществе в условиях реального мира, где как ребенок уже знает, он маленький и зависимый.
Головоноги, как отражение появившейся личной и социальной самоидентификации - "я - человек, ребенок, сын, брат, внук..."
Потрясающе, правда?