Инанна, Кибела, Изида, Иштар, Астарта... Или когда мир еще не знал мужских божеств

Oct 31, 2014 16:26

Оригинал взят у cat_gekata в Инанна, Кибела, Изида, Иштар, Астарта... Или когда мир еще не знал мужских божеств
Мир Богини-Матери

После эры неолита получили свое развитие и еще более высокий культурный уровень две-три религии: речь идет о развитии Шумера и Месопотамии, об Анатолии, хеттах и Египте. Культ богини здесь по-прежнему занимает центральное место в религиозной жизни. Инанна (Inanna) в Шумере, Кибела (Cybele) в Анатолии, Изида (Isis) в Египте являются тремя ипостасями великой и единственной Богини Матери, мифы и описание которых лягут в основу идеи о Софии "Ветхого Завета", Великой Богини гностиков и более позднего культа Девы Марии. (…)




Иштар - богиня плодородия, плотской любви, войны и распри

Инанна представлялась как та, от которой произошла вселенная. (…) Инанна прославлялась как Дева и Мать, давшая рождение всем богам. Она была одновременно Царицей Земли и Царицей Небес.В поэме "Сошествие Инанны в нижний мир" богиня спускается в мир глубин, чтобы спасти своего сына Таммуза (Tammuz) и вновь ввести его в жизненный цикл. (…) Богине Матери цивилизация Шумера отводила главное место. Она выступала под именами Инанна и Иштар. Инанна - так называли богиню на юге Шумера в городах Ур, Урук и Лагаш. Иштар была богиней северных городов Вавилон, Киш, Ншшур и Аккад. Она принимала форму богини с различными аспектами: одновременно и с материнскими чертами, и с чертами непорочной чистоты. (…)




Инанна (дочь бога Ану) в небесной ладье

Свержение женского принципа и утверждение мужского

… Шумер был постепенно захвачен семитскими племенами, жившими на севере, там, где позже установится власть Вавилонии. (...) Цивилизация Шумера не единственная, куда просочились и где осели "патриархальные народы". Все оседлые общины неолита подвергались потрясениям, исходящим от этих миграционных потоков. И если миграции семитов ограничились Месопотамией, то нашествия ариев, напротив, имели огромный размах: они захватили всю Европу, Иран и север Индии. Арийские народы оставили глубокий след в неолитическом укладе как в обычаях, так и в религиозной жизни. (...)

С приходом железного века, который начинается с 1250 года до н.э., Вавилон поднимается до ранга великих столиц, и Мардук (Marduk), его бог, возводится в ранг самых величайших из богов. Богиня Мать подменяется Мардуком, который присваивает себе все атрибуты, данные ей мудрецами былых времен. В повествовании вавилонян "Энума элиш..." ("Enuma Elish") говорится, как Мардук, внук Тиамат (Tia-mat), Великой Богини, ведет беспощадную борьбу против нее и в конечном счете убивает ее.(…)
Женский элемент Божественности исчезает в пользу единственного Отца Создателя. Бог становится создателем Небес и Земли, в то время как Богиня, источник жизни, сама была Небесами и Землей. Концепция сотворения совершенно отличается от концепции существования и подразумевает разницу между Создателем и тем, что создано. Единство между человеком и Божественным, таким образом, нарушено. Эта концепция в своем экстремальном выражении привела к утрате тремя монотеистическими религиями связи между Божественным и человеком.




Мардук бьется с Тиамат

Чтобы рассмотреть, каким образом "мужские" племенные боги заменили постепенно Богиню Мать, вернемся к шумерам. На севере Шумера жили аккадцы, народ, отличающийся от шумеров. Аккадцы принадлежали к племенам семитов, которые постепенно покинули пустыню, уводя с собой стада овец и коз, чтобы мигрировать в Месопотамию. (…)
Аккадцы сохранили элементы мифологии и литературы Шумера, которые они распространяли по всему Ближнему Востоку, в Анатолии, Ханаане и в Ассирии на протяжении двух последующих тысячелетий. Однако они привнесли новые концепции, одна из которых - "мужской" бог, доминирующий над культом Богини Матери. (…)

До того как аккадцы захватили власть, цивилизация шумеров уже подвергалась влиянию этнических групп, которые не признавали Богиню Мать как единую и универсальную Божественность. Иштар, Вселенская Богиня, которая дала рождение богам, потеряла свой высший статус, чтобы стать супругой, затем сестрой и наконец дочерью бога Неба Энлиля (Enlil), занявшего первое место в шумерском пантеоне. Он же из сына превратился в Бога Отца и стал доминирующим в мифологии. Уважение, которое многочисленные поколения оказывали богине, начало исчезать, и стали говорить даже о насилии по отношению к ней. (…)
Богиня Мать, которая раньше была единственной предержательницей всех сил, в силу того, что из нее самой истекает любая форма энергии, становится теперь той, кто получает все силы от бога Энлиля. Шумерская мифологическая поэзия хорошо отражает борьбу, которая шла между сторонниками племенных богов и поклонниками богини, так как те, кто почитали ее, не хотели допустить, чтобы Вселенская Мать потеряла свой статус. (…)




Ашшур - «владыка стран», «отец богов», отец Aнy; его символ - крылатый солнечный диск, его жена -Иштар Ашшурская.

В результате борьбы, которую вели поклоняющиеся богине, и почитатели Бога Отца как в Шумере, так и по всей Европе, чаша весов склонилась в пользу последних. Но богиня не исчезла навсегда из различных религиозных пантеонов. Чаще всего она занимала второе место после Бога Отца. Этот порядок сохранился у большинства народов эпохи античности, имея тенденцию к некоторому равновесию, где Богиня Мать мало-помалу вновь занимала свои утраченные позиции.

Но у вавилонян и ассирийцев было все по-другому. Они просто изъяли богиню из своей мифологии. Это было фатально для Запада, ибо, к несчастью, именно из этой традиции иудейско-христианская культура черпает концепцию мира. В результате статус богини в религиозной жизни и ее символика преданы забвению.

больше подробностей
еще по теме

История

Previous post Next post
Up