Станция Гвардейск (Калининградская область)

Mar 24, 2022 21:30

Приветствую любителей железных дорог!
Сегодня я предлагаю вспомнить бесснежную зиму 19-20 и прогуляться по станции Гвардейск Калининградской области. Вылазку я совершил за день до нового года 30 декабря, это был небольшой подарок самому себе на праздник. Погода в тот день была по-весеннему теплой и комфортной, поэтому я с большим удовольствием прогулялся по этой уютной и небольшой станции.

1. Прогулку я начну в восточной горловине, вид в сторону станции. Видны входные светофоры. Холм слева это вытяжной тупик от подъездных путей, даже видны остатки деревянных конструкций.





2. Вид в сторону станции Знаменск. По этой линии следуют поезда в Россию. Справа все тот же тупик, но уже с другого ракурса.



3. Входные светофоры горят красным. Впереди виден еще один тупик. Странное решение... Это чтобы наверняка?



4. Оказывается нет, после этого тупика рельсы уже начали разбирать и один из подъездных путей полностью отсекли от доступа к станции. Старый вытяжной тупик можно считать полностью заброшенным.



5. Обернувшись в очередной раз, я заметил шерстяного друга. В Калининградской области очень много диких животных, практически каждую прогулку я кого-нибудь встречаю. Один раз это была не очень веселая встреча, но об этом я расскажу в другой раз...



6. Высоко сижу, далеко гляжу. Эта часть подъездного пути используется. Сначала попробую пройтись по заброшенной части.



7. Железка не используется очень давно, березки вымахали высокие. Пройти дальше у меня не получилось, кусты, деревья и очень влажная почва... Решил не рисковать промокнуть в самом начале прогулки.



8. Водопропускная труба под заброшенными путями.



9. Вид в сторону Москвы. Как же уютно смотрятся деревянные шпалы на малоиспользуемых путях.



10. Первая ручная рабочая стрелка отходит в сторону. Накат еле заметен. Прогуляемся - изучим.



11. Этот путь уже уложен на бетонные шпалы. Трава по сторонам подстрижена, все выглядит очень ухожено.



12. Железка упирается в закрытые ворота огромного ангара. Мне почему-то этот кадр и место напоминает въезд в какой-нибудь концлагерь. Можно тут фильмы снимать. Ближе я не стал подходить, понял, что ничего нового не разгляжу и решил вернуться обратно.



13. Еще одна ручная стрелка и внешне вполне живое полотно. Но знак на путях нам говорит, что это ответвление уже тоже заброшено.



14. Здесь можно пройтись  и не бояться промокнуть. Этот путь видно, что забросили не так давно, еще не успел зарасти.



15. Рельсы убегают за ворота, а перед ними в траве расположилась стрелка. Все три пути ведут на огромную промышленную территорию. Как видно на фото, там лежат штабеля древесины, с другой стороны я разглядел бетонные плиты и другие бетонные изделия для строительства. В глубине виднелись множество различных ангаров и строений. Думаю , что сейчас территория сдается различным компаниям, а вот ,что тут было в советское время, узнать не получилось. В самом центре площадки находится подстанция, возможно, эта территория относилась к ней.  Тот путь, что вел в закрытый ангар, внутри него и заканчивается. Не очень это строение похоже было на депо, думаю внутри установлен кран для разгрузки вагонов.



16. Возвращаемся на станцию и идем гулять дальше. Справа вдоль путей тянутся какие-то строения, мне показалось, что они сельхоз назначения.



17. Вид в обратную сторону. Хорошо видны два подъездных пути, что мы уже посмотрели и первая стрелка на основных путях станции.



18. Старенький ресивер.



19. Дальше пути делают левый поворот, тем самым скрывая от нас панораму станции.



20. Возле подъездного пути стоит скелет складского здания. Внутри полная пустота. А перед ним совершенно бестолковая табличка для той зимы.



21. Когда-то тут разгружали вагоны, а теперь трава и мох...



22. Дальше сохранился фундамент еще одного склада, но само строение уже снесли. Впереди уже виден переезд и вагоны на станционных путях. Тут у меня возникло желание перейти через железку на другую сторону и посмотреть, что там...



23. ...и меня моя чуйка железнодорожная не подвела. Здесь когда-то был еще один подъездной путь, и вел он к тем самым промышленным зданиям, что я показывал ранее. Предприятие функционирует, но железка ему уже не нужна.



24. Первый раз вижу такую сложную стрелку, тем более удивляет, что она смонтирована на такой небольшой станции. По переезду проходит дорога, которая соединяет Гвардейск, он находится справа и город Правдинск. Именно со стороны Правдинска я приехал сюда и путь мой проходил через действующий военный полигон, который пересекает дальше эта дорога. Место очень атмосферное.



25. Вот мы и на самой станции. Железнодорожная линия Кёнигсберг - Эйдткунен (Чернышевское) была построена в 1860 году, тогда же на картах и появилась станция Tapiau (Тапиау), так этот город назывался при немцах. Изначально линия была однопутной и доходила только до Эйдткунена, через год линия уже доходила до Каунаса, второй путь проложили в двадцатых годах 20 века.



26. Между путями сохранилась старая немецкая грузовая платформа, на которой еще в прошлом веке или может быть даже позапрошлом была уложена брусчатка. И какой поход без вагонов для перевозки автомобилей? Вот они, неотъемлемая часть любой станции. Слева виден ангар и горы деревянной стружки, здесь находится завод по производству топливных брикетов.



27. Немцы в конце 19 и в начале 20 века начали очень масштабно развивать железнодорожное сообщение на своих землях, тогда добавился второй путь на нашей ветке, и тогда же на всей территории Восточной Пруссии начали прокладывать сеть узкоколейных железных дорог. Ширина колеи составляла 750 мм, но это были не те узкоколейные ветки, которые мы привыкли видеть на бывших просторах СССР, с кривыми рельсами, деревянными мостами и бревнами вместо шпал, это была полноценная железнодорожная сеть, со своими станциями, вокзалами, капитальными мостами и т.д., а подвижной состав уже в начале 20 века представлял из себя электровозы и дизельные тепловозы. Если широкая колея шла через большие города, то узкая колея прокладывалась вглубь районов, и соединяла небольшие сёла, поселки и городишки, куда тоже надо было доставлять людей и конечно же товары и грузы, т.к. у немцев в любом небольшом поселке были какие-нибудь производства. Наша станция в начале 20 века стала своеобразным транспортным узлом, когда вдобавок к широкой колее здесь проложили ветку узкоколейки. Пути узкоколейной станции находились на месте двух крайних левых путей, где стоят платформы.



28. Наша станция узкоколейной дороги находилась на линии Полеcск (Labiau) - Правдинск (Friedland). В сторону Полесска железная дорога дальше пересекала большую колею в том месте, где мы ранее прошли переезд, и проходила через самый центр города, а в сторону Правдинска железка сразу убегала на юг через поля. Практически всю сеть узкоколейных железных дорог разобрали после войны, т.к. часть разветвленной сети оказалась разделена границей, но основная причина -это отсутствие нужного подвижного состава в СССР, практически полное уничтожение производства в регионе и нежелание обслуживать такую большую сеть путей. Такая же участь ждала и нашу линию, после 45 года на месте узкой колеи проложили дополнительные пути широкой колеи. Но не все ушло в историю, за вагонами можно наблюдать две сохранившиеся постройки от станции узкоколейной железки, слева это хозяйственная постройка, с еще немецкой черепицей на крыше, которая уже покрылась мхом, и белое здание вокзала.



29. Ретро вагон.



30. Через проём в вагонах открывается хороший вид на здание вокзала широкой колеи. Построено оно было в конце 20 века, но во время второй мировой сильно пострадало и было по сути отстроено заново на старом фундаменте.



31. Для сравнения ниже фотография вокзала в 30-е годы прошлого века, найти сходство очень сложно. У немцев здание было намного больше, были еще дополнительные пристройки. На что еще хочется обратить внимание, так это на пешеходный мост над путями! Построен он был еще в конце 19 века! Основательный подход к удобству и безопасности.



32. Так как появилась возможность перейти на другую сторону станции, я решил исследовать её, а потом уже вернуться к УЖД вокзалу и пойти дальше в сторону западной горловины. Вид в сторону переезда.



33. Довоенный жилой дом у станции.



34. Немецкая хозпостройка во дворе. Сохранились еще довоенные деревянные ставни на окнах и обратите внимание на волнистую линию на фасаде, она сделана кирпичом и служит просто украшением. Хочу напомнить, что это сарай! У каждой семьи в соседнем доме был свой хозблок для хранения вещей, впрочем и сейчас есть, но это заслуга немцев.



35. Вот мы и на платформе, она тут низкая, рядом есть еще островная вторая платформа. Здесь делают остановку пригородные поезда, которые следуют до станции Черняховск и некоторые поезда дальнего следования.



36. Я еще не рассказал вам про сам город, исправляюсь! Первое упоминание о крепости викингов под названием Тапиов датируется 1255 годом, когда тевтонское войско её захватило. Крепость была деревянная и в течении следующих ста лет неоднократно перестраивалась, пока в 1351 году не построили каменный замок. Замок этот был одним из самых влиятельных на этих землях, в его стенах бывали многие правители как прусских земель, так и других государств. С 15 по 18 века в замке находился главный архив Тевтонского ордена. В 1541 году в замке жил астроном Николай Коперник. В 1697 и 1711 году в городе проездом был Петр 1, точнее проплытием, в 1711 году он вел эскадру кораблей по реке Преголя. К тому времени это уже был не просто замок, а полноценный город, хотя официально он таким стал в 1722 году. Последующие столетия город развивался и разрастался, большой толчок в развитии он получил после строительства железной дороги. Уже к концу 19 века Тапиау представлял из себя крупный промышленный и административный центр, в городе функционировали тюрьма (в здании замка), несколько больниц, мельница, хлебозавод, суд, банк, типография, почта, различные мастерские, речной порт, здесь проводятся крупные ярмарки, на которые съезжаются люди со всей области. В период первой мировой войны город практически не пострадал и продолжил развитие, в городе открываются макаронная фабрика, газовый завод, лесопилка, верфь, различные фермы и административные учреждения. Население города перед войной составляло более 9 тысяч человек.



37.  Советскими военными город был взят 25 января 1945 года. Бои за город шли несколько дней, но он не сильно при этом пострадал. 7 сентября 1946 года городу дали имя Гвардейск. После войны некоторые немецкие предприятия сразу продолжили работу, это были лесопилка, мясокомбинат, пекарня, мастерские. Другие производства постепенно восстанавливали и уже к началу 70-х годов здесь функционировали текстильная фабрика, макаронная, кондитерская, железобетонный завод, сыроваренный завод, порядка 20 колхозов и тд. Социальная сторона жизни города тоже была укомплектована, жители ни в чем не нуждались. Новый век и новые реалии внесли конечно свои корректировки и часть заводов закрылась, но и открылись новые, например бильярдная мануфактура и завод по производству топливных брикетов, который мы уже видели. Замок 14 века существует и сейчас, до 21 года в нем располагалась тюрьма, но теперь хотят сделать туристическую мекку. История у города очень занимательная, поэтому кому интересно, могут поискать её в сети, а я может вернусь сюда как-нибудь и прогуляюсь уже по самому городу и более подробно затрону его историю.



38. Красивое здание УЖД вокзала. Сейчас в нем обычный жилой дом.



39. А ниже фотография вокзала в начале 20 века.



40. А этот странный разрыв в конце платформы -место, где ранее начинался подъездной путь к предприятию, что я показал в самом начале прогулки, на 23 фотографии. Разобрали его примерно в за год или два до моей прогулки.



41. До переезда от него ничего не осталось.



42. Но зато остались следы ответвления от него в сторону Гвардейского автомобильного хозяйства и котельной на его территории. Хотя это ответвление забросили намного раньше.



43. Бывший переезд, здесь даже сохранились рельсы.



44. Автомобильное предприятие расположилось в бывших немецких мастерских, котельная тоже была построена еще до войны. К сожалению, трубу уже начали разбирать, она была раньше намного выше.



45. Но пора вернуться к узкоколейному вокзалу и продолжить путь на запад. Маневровые светофоры горят красным, а в обратную сторону отходит какая-то железка.



46. Ответвление это ведет на заброшенную площадку для разгрузки сыпучих материалов.



47. На крайних путях накат отсутствует, значит состав из платформ тут стоит уже давно.



48. Небольшой железнодорожный переезд, который используют для подъезда к грузовой платформе.



49. Залез на невысокий холмик. Да, конечно по фотографиям и не скажешь, что завтра новый год... Вот такая европейская зима, но честно, мне она нравится больше, чем наши двух метровые сугробы во дворе, особенно в этом году.



50. В какой-то момент я начал понимать, что вокруг меня нарастает гул... И я увидел 2М62 с составом хопперов, который пролетел в сторону Калининграда.



51. Стрелка, здесь сливаются пути, на которых стояли грузовые составы. Дальше видно еще одну стрелку, какое-то ответвление в обратную сторону.



52. Рельсы ведут к заводу БАЛТРЫБТЕХ, который выпускает различные консервы, паштеты и другую мясную продукцию, но железка не заканчивается у цехов завода, а идёт еще дальше к угольному складу, он тоже функционирует и использует подъездной путь. Этот путь показан еще на старых немецких картах, впрочем как и путь к котельной.



53. Обернемся. Вид на западную горловину станции.



54. Погода была прекрасная и я решил прогуляться до тупика, который выглядывал из-за поворота, и еще насладиться свежим воздухом, тишиной и железнодорожной атмосферой.



55. Уже начав готовить пост, я заметил, что почему-то не сделал ни одной фотографии тупика. Но за то есть кадр с тупика в сторону станции. Я в начале подумал, что какой-то он слишком длинный этот вытяжной тупик...



56. А оказалось, что раньше эта железка продолжалась и дальше. Удачно я решил еще пройтись.



57. Возле тупика валялось множество таких штуковин, кто знает, что это?



58. Через метров сто бывший подъездной отклоняется левее.



59. Только на этой фотографии можно разглядеть тупик.



60. А я по заросшим шпалам ушел уже практически в лес, где меня встречают столбы бывших ворот. А как я потом узнал, это была часть строго охраняемого периметра.



61. Здесь до 1990 года находилась 24 ракетная часть, точнее площадка для разгрузки ракет.



62. По бывшему жд пути уже проложена грунтовка. Сейчас территорию части сдают в аренду, на месте, где насыпаны кучи щебня, раньше была грузовая платформа, тут разгружали ракеты. Ракеты это зло, пускай лучше щебень грузят.



Моя предновогодняя прогулка подошла к концу, пора ехать домой и нарезать оливьеху. До новых встреч!

Дата прогулки 30.12.2019

железная дорога, история, Восточная Пруссия, ЖД, прогулка, заброшенная железная дорога, Калининградская обл, подъездной путь, УЖД, узкоколейка

Previous post Next post
Up