выйти за порог

Oct 09, 2014 21:48

Новые идеи. Мы генерируем их каждую минуту, даже не задумываясь - шутим, сравниваем, решаем, придумываем. Ане все это было совершенно недоступно еще недавно. Этот уровень - creating ideas - создание собственного чего-то, казался недоступным, как лунный кратер.

И вот я это вижу, оно просыпается!!! Нам доверили этот уровень разрабатывать в начале лета. И вот нетерпеливая я сидела часами, и играла с Аней, и поддерживала каждую ее, даже самую малюсенькую, собственную идею. И все мне казалось, что нету их, и никак они не хотят появляться, она все повторяет, и повторяет и повторяет то, что уже было, идет по кругу, находя в этом комфорт и радость.

И тут вдруг ее как прорвало. Сначала тут и там стало что-то новое появляться -ну раз в неделю, скажем. Я все это новое записывала - и как у нее пингвин на Барбином мотоцикле сел кататься, и как она решила, где будет у малыша кроватка (на новом, неожиданном, месте). А сейчас опа - и новое появляется постоянно, каждый день - мы с ней играем и она все время генерирует свои какие-то предложения, большие и маленькие - я уже ничего не записываю, потому что не успеваю....: ) И маленькая коробочка становится феном для зайки, у которого мокрая шкурка после купания в игрушечной ванне, и из кусочка газеты делается салфеточка вытереть зайке слезки, и Аня на няню надевает бандану и объявляет: «Няня, будешь пиратом!» и смеется. Она, разумеется, все так же застревает на любимых играх, нарядах-костюмах и шутках, да, многое повторяется бесконечно. Ну и пусть. Зато столько всего нового появляется, просто дух захватывает.

Вот например, такая эволюция игры - или реакции Ани на мою провокацию.

Полтора года назад. Играем мы в зайчиков. Зайчики идут купаться. Мой заяц моим голосом плачет: «Аня, я хочу белый купальник!!! АААА!!!» Купальник к слову, лежит рядышком.

Аня: ноль эмоций. Игнорирует мои вопли.

Год назад:

Я: «Аня, я хочу белый купальник!!! АААА!!!»

Аня после двух-трех таких жалобных криков «зайчика»берет со стола белый купальник и беззвучно дает мне.

Полгода назад:

Я: «Аня, я хочу белый купальник!!! АААА!!!» Только купальника уже нету на столе никакого.

Аня ищет - не находит, притворяется, что надевает купальник на моего зайчика и заявляет: «Вот тебе зайчик, белый купальник!»

Сейчас:

Я: «Аня, я хочу белый купальник!!! АААА!!!» купальника по-прежнему никакого нету. Валяются рядом коричневые зайкины штаны.

Аня: ищет белый купальник, не находит, дает мне коричневые штаны и заявляет:

«Вот тебе, зайчик, белый купальник!»

Я: «Нееет, это коричневый ты мне дала, а я хочу белый!!!»

Аня осматривает стол, думает, хватает круглую белую пластиковую крышечку, кладет на живот зайке (по размерам как раз подходит), и говорит:

«Вот тебе, зайка! Это будет белый купальник» : )))

(Примечание: конечно, ребенка Аня никто полтора года зайками с купальниками не мучил. Настоящий был только последний диалог, остальные игры могли в прошлом быть с кем угодно - с мишками, куклами, платьями, чем угодно. Важен принцип, если раньше она могло дать только то, что у нее перед глазами, потом изобразить что-то чего нет, а сейчас она может взять похожую вещь и найти сходство и сказать, что «Это будет купальник/курточка/фен». Мне кажется, это большой скачок в развитии абстрактного мышления...)

Ну и вообще я теперь не знаю, что она соберется сделать или сказать. Как же от этого прекрасно.... : )))

Мумуканье у нее почти прошло. Вообще Аньке здорово нравится себя звуками развлекать - раньше было цитирование, потом мумуканье-мурлыканье песенок, с полгода назад она заикаться было начинала - ттт, прошло.

Плохо то, что весь Анин прогресс увы, ограничивается домом, членами семьи и доверенными лицами - читай, ее терапевтами (игровыми, речевыми и тыды - теми, кто ее давно знает, умеет с ней играть). В садике как год назад она не играла и вообще не входила ни в какой контакт с другими детьми, так и не входит. А тревожность даже повысилась.

У нее теперь период под названием «Я очень, очень, очень всего боюсь». Она боится душа, грозы, маленьких детей (ужасно боится), летать на самолете, ездить по мосту (прошло недавно), ездить в лифте (только что появилось)....

Скопление детей повергает ее в состояние близкое к полной дисрегуляции. В садике она начинает вроде бы ни с того ни с сего плакать, потом успокаивается, потом снова плачет. Я ее забираю из школы, она мне рада, мы идем за столик под деревом перекусывать, она смотрит куда-то в школьный двор и...опять плачет. Каждый раз обстоятельства разные - ясно одно: в толпе детей она просто настолько на краю, что любая мелочь провоцирует срыв. Месяц отходили после каникул, радости мало. Причем ее любимая логопед-она же речевой терапевт и игровой в одном лице - приходит в садик, они идут вместе с ней и еще кем-то из детей (1-2, не больше) в тихую комнату, и там играют, и Аня обычно очень хорошо с ними общается (в основном с Ману, логопедом, но иногда получается и с детьми ее законтачить). Сегодня пришли вечером в Анину комнату - наедине поиграть с учительницей, чтобы они получше друг друга узнали, и Ане было легче в классе. Учительница старалась, в классе кроме нас никого не было, но Анька сразу зажалась, занервничала, спряталась, в глаза ей не смотрела и вообще пыталась собрать последние силы и всех проигнорировать - просто чтобы выдержать испытание. Но в чем главная проблема? Сенсорика? Дети сами по себе? Сегодня вечером детей вообще не было... Обстановка?

Очень бы хотелось, чтобы ее успехи как-то распространялись на территорию за порогом дома...Как бы ей было легче тогда...

аутизм, развитие речи, игра, Аня

Previous post Next post
Up