про RDI - часть вторая

May 05, 2014 22:49



Я считаю, что они на самом деле довольно близки с Floortime и отлично друг друга дополняют. Основная разница в том, что в Floortime ведет ребенок, а в RDI ведет родитель. Но в чем проблема? В обычной семье эти роли меняются постоянно: когда ваш нейротипичный ребенок просит вас поиграть с ним в прятки, вы же идете играть в прятки, а не кричите: «Нет! Мы будем играть в догонялки!» смешно, да? А когда вы учите его печь торт или строить будку для собаки, вы же «ведете», так? В общем, я считаю, что они прекрасно сочетаются, и на практике гораздо ближе, чем их основатели хотят считать. Тем не менее, в RDI есть много очень фундаментальных вещей, которые игровая терапия не затрагивает вообще. RDI развивает именно отношения ребенка с семьей, делает дите чутким и восприимчивым к другим людям, учит обращать внимание на то, что делают другие люди, соотносить свои действия с родителями («учит» - неправильное слово, оно как бы само получается, естественно, никто там не учит и конфетки не дает за правильный ответ как в ABA).

Именно после RDI Аня стала смотреть в глаза людям и смотрит сейчас, и когда говорит, и когда с ней говорят, и когда она не уверена, что делать дальше, и когда просто хочет разделить радость. Вообще у нее способность смотреть в глаза почти не отличается от нормы сейчас, когда она в спокойной комфортной обстановке. Наши с ней занятия по RDI (а это можно все превратить - и салат резать, и в магазин ходить, и цветы сажать вместе, и в мячик играть, и стирку разбирать и печь печенья и вообще все что угодно) сделали нас неплохой командой. Аня всегда хочет помогать, она слушает объяснения и решает проблему, когда я ей ее подкидываю. У нее стало больше способности учиться чему бы то ни было. На своих любимых уроках музыки и танца она раньше плясала сама по себе, потом смотрела на меня, а теперь...аааа, теперь она смотрит не отрываясь на учительницу. Следит за ней, не отрывает глаз, в рот ей смотрит.

Недавно мы тут загремели в больницу скорой помощи с клещом на голове (отдельная история! : ( , она там пока ждала врача сидела на кушетке около полки с пачкой стерильных перчаток. Она сидела ко мне спиной, потянулась взять одну, ее рука замерла...и она обернулась ко мне, посмотрела мне в глаза. (она не спросила, можно ли, но взгляд в глаза был еще красноречивее). Я сказала да, можно взять одну пару, и тогда она взяла. Обычные дети так делают постоянно, постоянно оборачиваются на маму-папу в ситуации неуверенности, это они называют social referencing и дети в норме это делают просто сто раз за пять минут, это даже и не замечаешь -пока не имеешь дело с аутизмом. Там это social referencing просто отсутствует и все. Отмечу, что RDI развивает это совершенно естественно, путем совместных дел по дому, чередования знакомой работы, которая вызывает у ребенка чувство компетентности и гордости, с какой-нибудь проблемной ситуацией, в которой он и учится обращаться за помощью к родителю и вместе, путем общения преодолевать эту ситуацию и искать решение. Позже RDI как-то переводит это в плоскость self-referencing, когда подросток или ребенок учится в незнакомой, проблемной ситуации уже обращаться не к взрослому, а к собственному жизненному опыту.
Консультант ставит нам задачу, и мы над ней работаем.Например, сейчас мы с Аней довольно хорошо вместе делаем кучу дел, наша задача сейчас - научиться менять роли: сначала, скажем, она мне подает продукты и я их складываю в холодильник, а потом мы меняемся, и ей нужно перестроиться.

Или она держит стакан, и я насыпаю в него муку, а потом беру стакан и даю ей ложку, ничего не объясняя. Вроде фигня да? Но родители ребенка с аутизмом меня поймут, как сложно это - перестроиться. Особенно когда она уже привыкла и полюбила делать что-то, например, муку ей нравится самой накладывать, попробуй поменяй. Еще одна задача, над которой мы сейчас трудимся - находить замену. Скажем, привыкла она тесто для блинчиков в красной плошке мешать. А тут опа, красной плошки нету на месте, грязная она. Надо найти что-то другое. А вот как, спросите вы, это вообще возможно - любой порядочный юный аутист просто закатит истерику и просто пошлет вас далеко и лесом с вашими блинами? А вот и нет, если правильно дело обстряпать : ) оказывается, вот это чувство компетентности, совместного преодоления проблемы оказывается, обладает настолько сильным драйвом, что если правильно почувствовать этот порог и сделать проблему именно такой как нужно: не слишком трудной, но и не слишком легкой, то все получится. И в следующий раз ребенок будет еще более замотивирован решать проблемы и делать дела вместе с вами, потому что он уже вам доверяет, у него уже есть позитивный опыт выхода из сложной ситуации вместе с вами. Вы - уже проверенный учитель. И ребенок готов пробовать все более и более сложные вещи, «рисковать», делать еще и еще. Вместе.

Там мнооого всего интересного, ага.

Я считаю, что самое полное, интересное и занимательное описание RDI можно найти кому интересно в этом блоге:

http://jacobs-journey.blogspot.com/2006_07_01_archive.html
это их первый месяц, потом просто можно смотреть по архиву, там идет описание того, что и как они делали - мне это ооочень помогло.

rdi, аутизм

Previous post Next post
Up