Начало здесь. Дэн Сигал: ... более пятисот страниц диагностического и статистического учебника психиатрических расстройств, если вы закроете глаза и наугад ткнете в него пальцем, в любой симптом или синдром, вы обнаружите, что в основе своей попадете на образец хаоса ума или его жесткости (или и того и другого вместе), это то, что я обнаружил, заглядывая в эту книгу. И это и мой опыт многолетнего лечения людей. Ну, а в чем же дело? Что это говорит нам о необходимости и потребности в изменении информации и энергии, входящей в нас? Что порождает хаос? Что порождает жесткость или их обоих? Многолетний поиск привел меня к такому пониманию, которое полностью изменило мой подход к психотерапии и процессу обучения моих студентов. Сейчас я уже обучил 100000 терапевтов по всей планете.
Вы знаете, то чему я их обучал - определению сущностного аспекта ума - вы можете его просто определить как здоровый ум. Это ум, который не застрял в хаосе, жесткости или в них двух сразу. А по настоящему стал гибким и адаптивным или с чувством согласованности, которая субъективно переживается как гармония. Когда люди говорят о гармонии и легкости бытия? А это то, о чем мы сейчас говорим. Когда вы погрузитесь глубоко в науку этого, то возникнет удивительная вещь, обозначаемая понятием интеграции. Когда вы посмотрите на сложные системы, склонные к хаотическому поведению - чем в определенной степени являются наши жизни, то обнаружите, что они открыты для влияния извне.
Из этого вытекает то, что когда сложная система движется во времени, с ней происходит то, что можно назвать процессом самоорганизации, направленным на достижение максимальной сложности. Для среднего человека, такого как я или вы это вроде и не имеет никакого значения, но все меняется, если мы представим себе - хор. Вообразите хор, Тами, в котором каждый поет одну и ту же, одинаковую ноту так, как нужно. Нет дифференциации.Есть жесткость. Певцы полностью связаны, но не дифференцированны. А теперь представьте, что они все закрыли свои уши и начали петь каждый свое, стараясь перекричать друг друга. Песня превратиться в хаос, она станет беспорядочной. Будет полная и совершенная дифференциация и нулевая связанность. Какафония. Хаос. Теперь пусть они откроют свои уши, соберутся вместе, и пусть поют что угодно на свой выбор. И, удивительная вещь, они выберут песню и начнут ее гармонично петь, да еще таким образом, благодаря которому каждый певец сможет максимально себя выразить. И при этом они будут связаны вместе одной песней. У каждого из нас есть свой внутренний певец и слушатель. И есть ощущение невероятной жизненной силы, гибкости и плавности, если ваш внутренний хор будет согласован.
Этим примером я хотел указать на то, что содержит в себе понятие интеграции, при которой дифференцированные части становятся связанными, связь специализированных частей системы, это то, что позволяет нам двигатся гармоничным образом. В понятиях сложности - вы увеличиваете сложность, но мы можем легко отбросить этот термин, поскольку в нем нет интуитивного смысла, а просто использовать слово - гармония. Итак, когда в сложной системе связываются дифференцированные части, она становится гармоничной и адаптивной. Поэтому то, что межличностная нейробиология рассматривает в качестве здоровья является по сути интеграцией. Это так просто. И при этом так совершенно. Так как когда вы обучаетесь наблюдать за течением энергии и информации, тогда вы можете ощутить ритм вашей жизни, обнаружить места жесткости, наподобие повторяемых привычек, в которых вы как в тюрьме или мыслей, которые продолжают вертеться в вашей голове снова и снова, а это тоже пример жесткости. Или вы выбираете романтических партнеров, которые вам не подходят, поскольку начинают вас ненавидеть. Но, вы хотите находиться с тем, кто вас ненавидит - пример жесткого паттерна.
А с другой стороны - хаос, при котором, взаимодействуя с людьми, вы внезапно проваливаетесь в эмоциональную бурю, подобную наводнению, лишающую вас какого-либо баланса в вашей жизни. И вы говорите своим любимым такие слова, которые и говорить то нельзя. А после этого начинаете изводить сами себя. Вы знаете, все эти хаотические способы жизни создают для нас страдания. И все это - примеры слабой интеграции. И все это в подробностях расписано в моей книге "Видение Ума". Но для нашего обсуждения здесь, с глазу на глаз, это возможность увидеть и почувствовать жесткость в своей жизни. Возможность посмотреть глубоко в то, что не дифференцированно в ваших отношениях, что не дифференцированно в вашей нервной системе.
Тами Саймон: Я потерялась. До этих пор я была с вами... Я - могу заглянуть внутрь и я могу увидеть в себе примеры...
Дэн Сигал: Ригидности и Хаоса.
Тами Саймон: Конечно могу, Дэн. Но, когда я задаю вопрос, а что не дифференцированно, то попадаю в тупик, я не понимаю о чем идет речь.
Дэн Сигал: Хорошо. Может быть я приведу пример чего-либо, не связанного с вами лично, а вы скажите что вы хотели бы сделать.
Тами Саймон: Да, что-то понятное для всех.
Дэн Сигал: Есть из чего выбирать в качестве примера.
Тами Саймон: Ой, я могу привести своего рода общий пример. Я оказываюсь в большом смятении , когда сталкиваюсь со сложными проблемами на работе, для которых не могу найти правильного решения, внутри меня все начинает паниковать и возникает чувство хаоса.
Дэн Сигал: Хорошо. Теперь нам пришлось бы обсудить многие подробности, что может стать очень личным. Вам пришлось бы взглянуть на то, каковы ваши переживания в то время, когда вы думаете об этих подробностях принятия правильного решения, был бы задан вопрос: в вашей личной истории - там откуда приходит память и повествование - что для вас означает оказаться в положении принятия решений? Поэтому мы исследовали бы ваше прошлое и что с вами случалось в этом вопросе в то время, когда вы были ребенком, какими были отношения со сверстниками, что для вас тогда означала роль лидера - наподобие той, что есть сейчас у вас в Sounds True - что эта роль значит в понятиях правильного и неправильного. И увидели бы то, какие аспекты вашего ощущения "я" специализируются в этом, наподобие:"Я - та, у которой в школе на все был правильный ответ" или "Я та, которая отвечала за все в доме, поскольку моя мать была алкоголичкой и не воспитывала моих братьев и сестер - я всегда была в этом положении" или "мои братья и сестры могли пострадать" или "мой отец ушел от моей матери". Все, что угодно, на что у нас сейчас просто нет возможности.
Но идея в том, чтобы выделить позицию лидера, дифференцировать ее, тот аспект, который знает что это такое. Но при этом уводит от включения в себя другого вашего аспекта - того, который не знает, у которого есть свобода расслабиться, полагаясь на мнения и перспективы других людей или развить эту способность до высказывания:"Вы знаете, Я не уверена и мне необходимо выйти из нахождения в этом положении, в котором я одна принимаю все решения". Конечно же на это все уйдет гораздо больше времени, чем есть у нас сейчас, и у вас будет возможность посмотреть на самые различные свои аспекты, которые будут дифференцированы. И в этой дифференциации есть один основной момент: вы можете сказать, хорошо, я уже отлично дифференцирована, но как теперь связать самые различные аспекты самости, позволяющие по настоящему знать. И позволить решению придти естественным образом, а не ставя вас в положение человека, который должен обладать ясновидением буквально по всем вопросам. Занимаясь этим, вы тогда скажите:"есть часть меня, которая может позволить привлечь все остальные мои части, включая и не-знающую". И тогда вы свяжите очень активную часть вашего ума, которая все держит под контролем с той, которая осознает, что жизнь полна неопределенности и непредсказуемости. Как вы включите это?
Вам предстоит пройти через то, что я называю восьмью областями интеграции. Вы будете искать память, искать повествования - каково ваше чувство "я" как рассказчика - вы будете искать части вашей нервной системы в понятиях того, что я называю вертикальной интеграцией. Вы буквально увидите то, что исходит из вашего кишечника, и я не говорю здесь поэтически... Я буквально имею ввиду то, что существуют нейронные сети вокруг вашего живота и вашего сердца, которые приносят мудрость не основанную на логике, и как нам ее включить? Мы называем это вертикальной интеграцией. Потом существует то, что называется горизонтальной интеграцией - при которой вы буквально обнаружите то, насколько отличаются обработка информации левым и правым полушарием. К примеру, просто в понятиях контроля - левое полушарие является тем, что можно назвать цифровым процессором. Ему нравится знать - это 1 или 0, да или нет, вверх или вниз, правильно или неправильно? Это позднее формирование. Оно- линейное. А идет к Б идет к С. Оно - языковое. Поэтому слова по настоящему важны для того, чтобы левое полушарие могло выражать и воспринимать информацию. Оно - очень логично, обладает тем, что занимается поискои причин и следствий.