Несколько недель назад довелось посмотреть передовое американское агрохозяйство - ферму, где выращивают коров не пичкая их антибиотиками и гормонами почём зря, и делают сыр из их не пастеризованного молока. Ферму эту несколько лет назад рекламировал Антони Бурдэйн в своей программе No Reservations и мы решили сделать культурно-агрокультурную экскурсию: тур фермы в Нью-Джерси плюс тур дачи «
Дом над водопадом» в Пенсильвании.
Ферму эту,
Боболинк, основала замужняя пара, Джонатан и Нина Уайт. Джонатан начал делать сыр двадцать лет тому назад как хобби, а работал он инженером и программистом. Десять лет назад, они сняли ферму в Нью-Джерси, купили коров и начали делать там сыр. Потом заодно построили кирпичную дровяную печь и начали выпекать хлеб. Три года назад они купили уже свою ферму и переехали туда со своим стадом. Построили там печь побольше, Джонатан вспомнил свои старые инженерные навыки и подключил вытяжку и термометры от печки к серверу Линукс, чтоб контролировать её через свой Андройд, и продолжают развиваться. Уже у них стадо из 100 голов и кроме сыра и хлеба, они так же продают свою говядину (когда быки дорастают до правильной вкусности), телятину (когда бычки скверно себя ведут), и паштеты из оленины (когда семейство Бэмби заходит на территорию фермы без спроса, что случается постоянно).
Тур оказался очень интересным и мы узнали для себя много нового. Например, что в среднем, американские дойные коровы живут 4,5 года благодаря жесткому режиму антибиотиков. На ферме Боболинк есть корова, которой 23 и она продолжает доится. Другая, которой тоже 23, уже не доится и потому работает воспитательницей в телячьем детского садике - учит телят и тёлок быть хорошими быками и коровами и не бодаться.
Вот он, детский сад - вы бы слушались такую воспитательницу?
Практически у всех коров в стаде есть рога ибо быки совсем не моногамны, которые на индустриальных фермах прижигают на корню боясь, что коровы будут бодаться, но Джонатан объяснил, что коровам нужны рога как раз для воспитания телят - правильно воспитанные телята не бодаются (иначе они становятся телятиной). Так что наши дети могли спокойно гулять рядом с рогатым скотом и мы могли не боятся, так как видели, что хозяин не боялся, что его засудят, а в Америке это является главным показателем безопасности. Ещё он рассказал, что ветеринарный счёт на всё стадо у него меньше, чем на его две кошки с собакой ибо коровы спокойно пасущиеся на травяных лугах особо в Обамакэре не нуждаются.
В конце тура, мы спросили где можно в округе пообедать продукцией фермы. Нам объяснили, что мяса они производят пока ещё недостаточно, чтоб снабжать рестораны, но зато в местной таверне,
The Ship Inn, есть макароны с сыром «для взрослых» с их чеддером. В таверну мы попали между обедом и ужином, когда клиентов было не много и заказ у нас принял сам хозяин, который вдобавок сделал нам тур пивоварни, а в конце подарил два жбана отличного пива. Оказалось, что пиво он тоже начал делать сначала как хобби, а потом перешёл на профессиональный уровень - как он объяснил: «что ещё можно делать с дипломом по французскому?!»
У оптимиста такой гастрономический экскурс разбудил бы веру в человечество надежду в гастрономическое будущее Америки. Но я, как пессимист, сразу начал думать о том, что хотя предпринимателей пытающихся привить вкус к качественной еде тут вроде много, но пока все, которых я встречал, были
яппи, причём в большинстве своём программисты.
Ещё пару примеров до кучи: когда в наши края приезжал
bisso, мы с ним ездили на винодельню,
North Gate, которую открыли программисты. А в нашем пригороде, бывший программист открыл шоколадный бутик,
Spagnvola, где используется какао плоды исключительно c его с женой плантации в Доминиканской Республике. Жена ради этого специально закончили курс шоколатье в кулинарной школе в Чикаго и трюфеля она веяет на мировом уровне.
Всё это конечно хорошо, но как по мне, это не гастрономическая революция, а просто восстание декабристов или скорее - бунт юниксоидов, и дальше побережьей не пойдёт. Опять же, в той же Франции, против индустриализации еды борятся прежде всего реднеки с каким-нибудь Жозе Бове во главе, в то время как в Америке, местные реднеки проживши всю жизнь в деревне понятие не имеют, что клубника может иметь вкус отличный от пластмассы.
Про культурноую часть программы добавить особенно нечего - дача, как дача - вот она: