"Р еволюцию замышляют романтики (гении, идеалисты), осуществляют фанатики, а плодами её пользуются мерзавцы (законченные негодяи)".
Каждый наверняка много раз встречал эту фразу. По одной версии она принадлежит Бисмарку, по другой шотландскому литератору Томасу Карлейлю. Но, ни четко атрибутированного источника этой фразы ни даже времени ее появления отчего-то нигде не приведено. Из чего можно сделать вывод, что ни тот, ни другой, почти наверняка, этих слов не говорили. Однако же фраза распространена настолько, что ее даже приводят в качестве аргумента, как некую аксиому.
{C}(Итак во "Французской революции" этой фразы нет. В "Героях" тоже нет. В автореферате диссертации, посвященной Карлейлю - нет. В жэзээловской Томас Карлейль - нет. Если кто-нибудь укажет реальный источник этой фразы, не - все же знают, а реальный, со ссылкой на работу и главу, буду очень признателен, все 30 томов проверить не в состоянии).
С вероятностью 99% имеет место удачный вирусный фэйк, коих сотни и сотни и коими морочат голову минимум пару-тройку веков. Раньше было сложнее, массовое образование было не так распространено, соответственно и авторитетов было сильно меньше.
Интересно, а бывают романтики-мерзавцы? А фанатики-мерзавцы? И кто тогда куда и чем? И вообще, мерзавцы, это кто?
И есть ли в этом несовершенном мире что-то, чем мерзавцы пользоваться не могут?
Значимо здесь только третье звено - плодами революции пользуются мерзавцы (революции, это очень плохо, их плодами пользуются мерзавцы). Но, если сказать одно это, мало кто согласится, неубедительно. А вот если связать в цепочку, где, правда, все звенья так же неубедительны, да еще приписать кому-нибудь с именем - проскочит. Одно утверждение еще можно оспорить, а три подряд лениво.
Это был пример, как из ничем не аргументированной ахинеи изготавливают аксиому. Которой потом пользуются для доказательства другой ахинеи и далее в бесконечность.
А вот пример того, что Томас Карлейль писал про французскую революцию на самом деле
"История, оглядываясь на Францию за много лет до описываемых дней, ко временам Тюрго, например, когда безгласная масса черных рабочих нерешительно приблизилась к королевскому дворцу и среди громадного моря бледных лиц, грязи и развевающихся лохмотьев подала свои написанные иероглифами жалобы и вместо ответа была повешена на "новых виселицах, 40 футов высотой",
- История с грустью признается, что нельзя найти такого периода, в который все 25 миллионов французского народа
страдали бы менее, чем в тот период, который называется царством террора!
Но в ту пору эти страдающие миллионы не были немы; тысячи, сотни и единицы из
них говорили, кричали, печатали свои требования и заставляли мир отзываться
на свое горе, как они могли и должны были делать, - вот в чем великая особенность той эпохи."
"Французская революция " Книга седьмая, глава шестая.
Похоже ли это на "пользуются мерзаавцы", судите сами. И, когда встречаете подобные "афоризмы", тоже судите сами, раньше, чем лапша отпечатается на ушах. Оттого, что подмена афоризмов аферизмами широко, увы, распространена.