аты-баты, самиздаты

Apr 21, 2018 22:21

В связи с прошлым постом про золотую тарелку товарищи по палате спрашивают, как это я так умудряюсь жить, что японцы присылают мне всякие грамоты, но при этом ни одного печатного сборника хайку у меня нету. Да и вообще всё изданное на бумаге у меня куда-то быстро исчезает, а электронные книжки болтаются на разных площадках, которые глючат (как Sbor-nik.ru).

Что тут сказать? Литературой я не зарабатываю, а развлекаюсь. При этом написание текста и его дальнейшее путешествие на публике - это два разных развлечения. Если первое довольно приватное, то второе наоборот - тут главным бонусом является обратная связь. Это как письмо, на которое интересно получить интересный ответ. Или как летучая мышь, которая ловит отклик своего сонара, чтобы понимать, куда лететь дальше.

И вот с обратной связью в этих ваших Енторнетах как-то фигово стало. Я бы даже сказал, наблюдается парадоксально обратная динамика. Енторнетов всё больше, а нормальной обратной связи - всё меньше. Поэтому у меня и возникают всякие эксперименты с разными площадками, о которых расскажу ниже, чтоб два раза не вставать.


С бумажными книгами я вообще никогда не заморачивался. Если издатель сам приходит - пожалуйста. А нет так нет. Потому что от бумажной книги, которая продаётся чёрт знает где, очень мало обратной связи. А я человек, испорченный сетевым фидбэком. Чтоб с утра пост, к вечеру уже полные штаны комментов.

Поэтому сначала я публиковал свои художественные тексты на собственных сайтах Fuga.ru и Haiku.ru. В то время (в XX веке) люди ещё не напрягались писать автору отзывы в обычную электронную почту. Плюс гостевая книга на сайте, туда тоже обратная связь капает. Плюс конкурсы, вроде всех этих японских. Плюс читательские форумы и блоги - это уже не авторская территория, но блин, у нас же был поиск Яндекса по блогам. Всегда можно было забить имя и название книжки - и вот тебе вся обратная связь, все читательские реакции.

Увы, поиск этот помер. А читатели, если и пишут отзывы, то всё дальше от автора, в каких-то своих закрытых сосальных сетях и мессенджерах. При этом они ещё умудряются намекнуть, что читать мой HTML или DOC им неудобно, подавай им мобильные форматы. То есть мне как автору только больше гемора, а прикола меньше.

Ну и ещё пираты. Они утаскивают книгу с авторского сайта на свой, нарезают на куски, обвешивают баннерами - и в итоге читатель попадает именно в эти помойки, а не в нормальный авторский текст на авторском сайте. Мне периодически попадаются в Интернете файлы типа "13 лучших книг Алексея Андреева", в которых только два моих текста, а все остальные - полный трэш каких-то однофамильцев. Вот и доказывай потом, что ты не пишешь эротические боевики.

Поэтому в районе 2007 года я выложил три романа ("Паутина", "2048" и "Худловары") на "Литрес". Проект этот возник из трёх пиратских библиотек, которые легализовались, то есть оформили отношения с авторами и стали мочить всех остальных пиратов. Деньги там капают микроскопические, но по крайней мере на всех площадках лежит нормальный авторский текст во всех нужных форматах. Ну и отзывы какие-то капают.

Прикольнее оказался опыт с краудфандингом. Вернее, с одной конкретной схемой, когда ты выкладываешь половину текста - и предлагаешь читателям накидать определенную сумму, чтобы стимулировать автора на доделку продолжения. Если собрали - публикуешь полную версию. Получается такой ускоренный сбор обратной связи, причём без лишних заморочек на издательский процесс. Меня такая игра вполне повеселила, и полную версию книжки "Сядьте на пол" я выложил там в установленный срок.

Увы, проект Sbor-nik.ru, который предлагал такую игру, закрылся (сайт пока открывается, но уже не краудфандит). А остальные краудфандинговые площадки устроены иначе. Они предполагают, что ты собираешь деньги на некий будущий продукт, который потом отдельно делается где-то в другом месте - типа печатного издания. То есть тебе надо очень много участвовать в не-литературной деятельности: начиная от придумывания всяких подарков участникам краудфандинга, и заканчивая собственно процессом печатанья и распространения - вся вот эта суета.

И неудивительно, что среди моих знакомых, если кто и занимается подобным книжным краудфандингом, так это люди, которые практически сами являются издателями. Вот например Макс Немцов (издательство DodoPress) собрал пол-лимона на серию переводов "Скрытое золото XX века". А Юлиана Лебединская, которая дружит с издательством "Снежный ком", сейчас собирает на детскую книжку про кота Пуфа. Это правильный проект, детские книжки действительно надо издавать на бумаге, с хорошими иллюстрациями. Так же надо издавать и поэзию. И у меня пара подобных книжек лежат в закромах - и детская, и сборник хайку. Но я не издатель, и заморачиваться с предзаказами, договорами и отгрузками - это не моё. Так что пока пусть лежит и ждёт.

А последнюю электронную книжку "Верёвка" я опубликовал через "Литрес.Самиздат" - это такой автоматизированный вариант "Литреса", где можно самому всё сделать без заморочек.

Ну и кроме того, я рассматриваю эту публикацию как вариант краудфандинга. Некоторые уже заметили, что у "Верёвки" открытая концовка. Хотя это вполне самостоятельная новель, но когда-нибудь появится продолжение: вторая книжка уже сочинена, но ещё не записана. Если обратная связь будет хорошая - отзывами или рублями - это стимулирует автора заняться продолжением. А если нет - тогда можно просто вспомнить "Худловаров", где описаны успешные методы борьбы с литературной болезнью.

image Click to view



хайтек, музыка, ретро, книги

Previous post Next post
Up