Apr 15, 2009 13:46
"Представитель обладает подразумеваемым полномочием назначить другое лицо для совершения действий, в отношении которых было бы неразумно ожидать, что они будут совершены самим представителем"
Статья 2.2.8
Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004
Аналог этого разумного правила известен и российскому праву, именуемый в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) передоверием. Статья 187 ГК РФ, посвященная передоверию, предусматривает следующее:
1. ГК РФ, в отличие от УНИДРУА, не признает передоверие "подразумеваемым полномочием представителя" - право передоверия возможно только в том случае, если оно прямо закреплено в доверенность.
2. Доверитель должен быть извещен о передоверии
3. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Это еще одно существенное отличие норм отечественного производства от "заграничных" принципов.
4. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.
Основные сложности передоверия связаны с необходимостью нотариального заверения такой доверенности.
Судебная практика исходит из того, что ГК РФ предусматривает императивное правило, согласно которому доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена; нарушение этой нормы влечет признание данной доверенности, не имеющей юридической силы, а действия, совершенные на ее основе не влекут юридических последствий (см., например, (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.12.2008 N Ф04-7875/2008(17875-А45-39) по делу N А45-3175/2008-32/64, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.11.2008 N Ф08-5597/2008 по делу N А53-1615/2008-С2-42, Определение Свердловского областного суда от 26.08.2008 по делу N 33-6847/2008)
Кроме того, в судебной практике существует позиция, в соответствии с которой сделка, совершенная на основании такой доверенности ничтожна (Постановление ФАС Уральского округа от 09.07.2008 N Ф09-4917/08-С5 по делу N А34-7774/20079).
Впрочем, закрепления возможности передоверия в самой доверенности и ее нотариального заверения подчас недостаточно, особенно если доверитель - законный представитель несовершеннолетнего и в доверенности присутствуют полномочия законного представителя. В этой ситуации необходимо прямо указать, что полномочия представителя направлены не только на защиту интересов доверителя, но и на защиту интересов несовершеннолетнего. Иначе, суд может прийти к выводу, что "…из доверенности не следует, что N доверяет M представлять его (ее) интересы как законного представителя несовершеннолетнего, в силу чего М не мог передоверить отсутствующее у него право…" (Постановление ФАС Уральского округа от 24.02.2009 N Ф09-528/09-С4 по делу N А50-8308/2008-Г21).
Впрочем, нашим далеким предкам, не нуждавшимся в нотариальном заверении права передоверия, было, все же, сложнее его оформлять - хотя бы с технической точки зрения. В доказательство данного утверждения приводим преамбулу Кючук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией, подписанный 10.07.1774 (21.07.1774):
"…Поспешествующей милостью мы, Екатерина Вторая, Императрица и самодержица Всероссийская: московская, киевская, владимирская, новгородская, царица казанская, царица астраханская, царица сибирская, государыня псковская и великая княгиня смоленская, княгиня эстляндская, лифляндская, карельская, тверская, югорская, пермская, вятская, болгарская и иных государыня и великая княгиня Новагорода Низовские земли, черниговская, рязанская, ростовская, ярославская, белоозерская, удорская, обдорская, кондийская и всея северные страны повелительница, и государыня Иверской земли, карталинских и грузинских царей, и Кабардинской земли, черкасских и горских князей и иные наследная государыня и обладательница, объявляем сим кому о том ведать надлежит, что нынешнего тысяча семьсот семьдесят четвертого года июля в десятый день между Нашим Императорским Величеством и Его Салтановым В-вом, преизрядных салтанов великим и почтеннейшим королем лепотнейшим, меккским и мединским и защитителем святого Иерусалима, королем и императором пространнейших провинций поселенных в странах европских и ассийских и на Белом и на Черном море светлейшим и державнейшим и величайшим императором, салтаном, сыном салтанов, и королем и сыном королей, салтаном Абдул Гамидом-ханом, сыном салтана Ахмед-хана, по данной с обоих Сторон полной власти и мочи, а именно: с нашей Стороны сиятельному и благорожденному графу Петру Румянцову, нашему генерал-фельдмаршалу, малороссийскому генералу-губернатору, Коллегии малороссийской президенту и орденов Св. апостола Андрея, Св. Георгия, Св. Александра Невского и Св. Анны кавалеру; а с Его Салтанова Величества Стороны его великому везиру и первенствующему управителю Мусун Заде Мегмет Паше, чрез взаимно назначенных от них обоих полномочных комиссаров учинен и заключен Трактат вечного мира, в двадцати восьми пунктах состоящий, который в пятый на десять день того же месяца формально и принят за благо, признан и утвержден от сих обоих полной властью и мочью снабденных верховных начальников и который от слова до слова гласит как следует:
Пункты вечного примирения и покоя между Империями Всероссийской и Портой Оттоманской, заключенные в лагере при деревне Кючук Кайнарже в четырех часах от города Силистрии
Во имя Господа Всемогущего!..."