Apr 08, 2009 23:24
Всех нас когда-нибудь подводили: что-то обещали и не делали. Но одно дело - бытовые вопросы, и совсем другое - бизнес. Срываются поставки, рассерженные контрагенты обрывают телефоны, банк задерживает платежи - тут и до потери репутации недалеко. В критической ситуации руководству компании остается только остановить деятельность до того момента, когда проблемы ведения деятельности не разрешатся или исчезнут. В таком случае представляется разумным сократить расходы на оплату труда персонала, оказавшегося не задействованным в производственных процессах.
Статья 72.2 ТК РФ раскрывает понятие простоя: это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. При этом статья не регламентирует максимальное количество работников, работу которых можно приостановить: это может быть как один, так и все работники структурного подразделения или организации. Не смотря на то, что работники в период отсутствия работы фактически не задействованы, работодатель в соответствии со ст. 157 ТК РФ обязан материально компенсировать время простоя, что подтверждается и судебной практикой.
Постановление ФАС ПО от 24.01.2008 N А65-1107/07-СА1-19:«…государством гарантирована оплата работнику времени простоя в определенном размере и организация не вправе не оплачивать время простоя либо уменьшать размер его оплаты, за исключением одного случая - наличия вины работника организации…»
Также см. также постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.09.2007 по делу N А43-35339/2006-34-1219
Для решения вопроса о том, сколько же платить работнику за время простоя нужно обратиться к ст.157 ТК РФ которая ставит разграничение оплаты от того, по чьей вине произошел простой:
1. Если простой произошел по вине работодателя, то работнику выплачивается не менее двух третей средней заработной платы.
На работодателя статьей 22 ТК РФ возложена обязанность предоставления работнику работы, обусловленной трудовым договором, обеспечении его оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми им для исполнения трудовых обязанностей. Таким образом, возникновения простоя из-за неисполнения работодателем этой обязанности может быть признано простоем по вине работодателя.
2. Если простой произошел по причинам, не зависящим от работодателя и работника, то время простоя оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
К числу причин, не зависящих от работодателя и работника, относятся обстоятельства непредвиденного характера (аварии, стихийные бедствия и т.п.), а также иные неустранимые обстоятельства.
3. Если простой произошел по вине работника, то он не оплачивается.
Такими причинами могут являться умышленная поломка работником оборудования вследствие нарушения техники безопасности, остановка рабочих процессов вследствие невыполнения должностных обязанностей.
Законодатель не установил ограничений по времени длительности простоя в связи, с чем приостановка работы может длиться неопределенно долгое количество времени, вплоть до того, пока работодатель не будет уверен: финансовый кризис закончился и нормальной работе ничего не угрожает.
Фемида говорит: Простой не сложен - надо его ввести, если денег уже должен
Читайте в следующем номере: обязанности сторон трудового договора при введении простоя и можно ли считать финансовый кризис причиной простоя не зависящего от сторон трудового договора.