(Untitled)

Dec 28, 2024 15:14

С одной стороны, по сравнению с тем, что требовалось для записи аналоговых инструментов и даже электрических на ранних этапах, человечество совершило огромный скачок. Просто небо и земля, если сравнивать простоту использования виртуальных синтезаторов в DAW с тем, что было пятьдесят лет назад ( Read more... )

музыка, философия

Leave a comment

anatolik December 29 2024, 14:59:57 UTC

Это может быть связано с несколькими моментами: во-первых, довольно плохо формализован сам предмет. Если в эксельке легко понять, какие вещи могут потребоваться, то зачем нужно схему лада или тональности в интервалах - музыканту объяснить сложнее, потому что долгоученный музыкант это делает пальцами, не приводя в сознание. И как правило музыкант затруднится сформулировать это в универсальных табличных терминах. Отдельные варианты существуют, но там каждый раз применяется кастомная нотация, которую нужно отдельно пояснять.

Во-вторых, функции DAW ориентированы на основного платящего пользователя, а не на абсолютного новичка или кустаря, который скачал с торрентов. Поэтому там быстро делаются именно те вещи, которые нужны профессионалу. Показать все инверсии аккорда или все аккорды тональности - это опять же настолько часть музыкальной подготовки, что если пользователь с этим затрудняется, то возможно он не ваш пользователь. К тому же транспонировать всю дорожку на 7 полутонов вверх - это операция чисто механическая, тогда как заменить аккорд на его инверсию - это уже изменение партитуры, а следовательно это не то, что нужно каждому.

Впрочем согласен, что многие решения в DAW с точки зрения UХ бывают спорными. Боюсь, потому что ментальная модель музыканта существенно отличается от ментальной модели разработчика. Они, музыканты, похоже, оперируют совсем иными сущностями.

Ну и cubase далеко не образец прогресса. Он так долго почивал на лаврах, что многие вещи делает вдогон молодой шпане, которая пытается стереть его с лица земли.

Reply

lex_kravetski December 29 2024, 15:12:37 UTC
> Если в эксельке легко понять, какие вещи могут потребоваться, то зачем нужно схему лада или тональности в интервалах - музыканту объяснить сложнее, потому что долгоученный музыкант это делает пальцами, не приводя в сознание.

Понятно, что это произрастает из суровых багов в «мэйнстримной» теории музыки: мутную полуфилософскую херню действительно почти невозможно запрограммировать - даже задуматься о таком тяжело. Но очень странно, что никто из крупных разработчиков до сих пор практически не заметил параллельно сложившуюся реальную прото-теорию музыки. Обычно программисты лучше всех остальных выцепляют здравые зёрна из мешанины, но тут что-то не склалось.

> Во-вторых, функции DAW ориентированы на основного платящего пользователя, а не на абсолютного новичка или кустаря,

Профессионал и новичок за софт платят одинаковую сумму - это же не аренда времени в студии, которого профессионал наарендует в сто раз больше новичка. И большинство пользователей как раз не специалисты. Не потому, что специалисты этим не пользуются, а потому что не специалистов тупо радикально больше.

И сейчас так практически во всех сферах: в фотошопах и премьерах тоже редактируют не только профессиональные фотографы и монтажёры с крупнейших телеканалов, а огромные толпы любителей, фрилансеров, студентов и т.д.

Кроме того, как уже говорилось, математический софт с соответствующими функциями нужен и профессиональному математику, и тому, кому просто иногда надо что-то посчитать. А текстовый процессор с соответствующими функциями - и профессиональному журналисту, и блогеру с сотней подписчиков.

> Ну и cubase далеко не образец прогресса. Он так долго почивал на лаврах, что многие вещи делает вдогон молодой шпане, которая пытается стереть его с лица земли.

Кубейс всё ещё среди небольшого количества лидеров по возможностям и удобству. Застой у них десять лет назад был, но с тех пор он уже кончился. Однако в описанной мной сфере сосут все DAW вообще. Причём Кубейс даже чуть-чуть меньше других, поскольку хоть и через жёпу, но поддержка связи нот с аккордами и даже попытки подсказывать оные для выбранной тональности у них, в отличие от почти всех остальных, всё-таки уже есть.

Reply

anatolik December 30 2024, 00:11:43 UTC
Ну, новичок просто не поймет, а зачем платить такие деньги, весьма существенные, если ты не знаешь, как их "отбить". Музыкант знает, это надо, это инструмент, это окупится. Новичок пробует себя, ему жалко тратиться на негарантированный результат. Поэтому ожидание позиционирования на новичков все же меньше. В каком-то смысле это поддержание кастовости музыкантов - "нет мы не будем переводить на ваш примитивный язык, чтобы любой фрик с клавиатурой стал новой звездой".

Про FL, к примеру, ходили слухи, что их делали музыканты для музыкантов. И то, как у них логически все устроено - это правда надо иметь модель взаимодействия физических девайсов в голове, чтобы понять, что навертели. Логике построения напрочь чужда абстракция и иерархичность включения элементов.
И если кубейс ныне подсказывает ноты для аккордов, то это он как раз пытается уделать конкурентов, расползаясь на тех, кто еще музыкам не обучен , но эксель уже понимает. Это же реально тема бесконечных видеороликов "теория музыки для новичков".

Reply

lex_kravetski December 30 2024, 09:17:05 UTC
> Ну, новичок просто не поймет, а зачем платить такие деньги, весьма существенные, если ты не знаешь, как их "отбить".

Оно сейчас всё стоит не особо больших денег. Сравнимо с ценой синтезатора.

> Новичок пробует себя, ему жалко тратиться на негарантированный результат.

Ну так у многих, если не у всех, сейчас основной упор на то, что «у нас тут всё просто делается и низкий порог вхождения». Подсказки и функции UI - это всегда большой плюс для рекламы. Их-то как раз все заметят. В отличие от каких-то тонкостей с, например, хитрыми оптимизациями в обработке очень особого оборудования где-то в глубинах реализации.

> Про FL, к примеру, ходили слухи, что их делали музыканты для музыкантов. И то, как у них логически все устроено - это правда надо иметь модель взаимодействия физических девайсов в голове, чтобы понять, что навертели

В FL основной бонус не во взаимодействии девайсов (оно там как раз такое же, как во всех остальных DAW), а в организации самого проекта как набора логических блоков с музыкальными фрагментами, а не просто трэков, на которые можно что-то записать. И да, это большой рекламный плюс, поскольку в ряде случаев так гораздо проще управляться с повторяющимися фрагментами.

Второй фокус внимания - модуляции чего угодно чем угодно. Не так заметно с первого взгляда, но при некотором опыте, таки да, многие понимают, что это даёт кучу возможностей при малых трудозатратах.

У них же, кстати, наилучшая на данный момент поддержка той части, про которую я писал. Правда, это всё равно 1% от того, что можно было бы сделать. С явным недостатком абстракций.

Что уже весьма странно. Ведь если одна из главных идей программы - блочное построение композиции, то идея о том, что блок можно собрать из абстрактных ступеней, которые сами будут подстраиваться под текущий аккорд/тональность, указанные на трэке аккордов, если этот блок двигать вдоль трека, лежит на поверхности. Но у них есть блоки, есть генераторы арпеджио, есть пометка нот тональности на пиано-ролле, и теперь есть даже генерация последовательностей аккордов, однако вот эта практически очевидная функция всё равно отсутствует. Как и трэк аккордов, впрочем.

> Это же реально тема бесконечных видеороликов "теория музыки для новичков".

Это функция для всех, поскольку, как я писал в статье, не новички тоже что-то помнят только про несколько самых распространённых тональностей. И точно так же вынуждены вычислять любой менее распространённый случай, нежели до-мажор/ля-минор и несколько их соседей.

Reply


Leave a comment

Up