Лучше гор могут быть только нетронутые горы

Sep 27, 2021 12:08

Почитав увлекательные дискуссии про то, как правильно иметь право задвинуть коней в горах, хотел бы сослаться на очевидное, которое почему-то не всем очевидно.

Таки да, гипотетически, каждый гражданин вправе склеить ласты каким-нибудь идиотским, но очень интересным способом. Однако, как и любое другое развлечение, сие не должно портить жизнь всем остальным.

Вполне понятно, что каждый портит жизнь остальным уже хотя бы потому, что вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ, но весь вопрос в масштабах и в паритете. Ходить по улицам, например, каждым своим шагом слегка истирая общественный асфальт, это по соотношению вреда для всех и реализации всеми же одного и того же права гулять, выглядит допустимым. А вот написать на стене в подъезде слово из трёх букв - уже нет, по коей причине из списка типа «прав» оно выписано во всех странах, хотя право на художественное самовыражение во многих из них и декларируется, и исполняется. Ок, чуваки, самовыражайтесь - но исключительно так, чтобы на ваше самовыражение смотрели только желающие, а не кто-то, кого вы фактически вынудили на это смотреть, потому что сабжевая стена расположена прямо рядом с его квартирой.

Побывав на природе, человек с неизбежностью её засирает. Ввиду же невозможности это дело контролировать во время вольных блужданий граждан по рандомным местам, те, кому вообще на всё насрать, засирают природу гораздо более активно, чем те, кто просто погулял, потоптав траву, распугав животных и рискнув случайно поджечь весь лес, несмотря на все соблюдённые меры предосторожности во время шашлыкинга.

Вытоптанная трава восстановится относительно быстро, сгоревшие деревья - сильно медленнее, а разбросанное стекло, пластик, полиэтилен и железки могут пролежать столетия.

Конечно, есть ещё и человеческие расходы на то, чтобы искать вертолётами заблудившихся интеллектуалов, но вот их-то как раз можно было бы простить при прочих равных: таки да, мы, общество, уже такие сильные и добрые, что можем потратить кучу сил на ликвидацию эпизодических опасных факапов, случившихся во время всего лишь развлечения, ради того, чтобы все люди имели возможность развлекаться.

Не, ну, как «простить» - топлива при этом сжигается как не в себя: перелёт пассажира на самолёте через полмира на этом фоне выглядит даже как бы экономией.

Иными словами, можно было бы простить усилия кучи людей, однако весьма подозрительным выглядит то, что пожелавший поближе прильнуть к природе сим процессом вызвал радикальное загаживание оной во время егонных поисков себя и своего места в означенной природе. Если вдуматься, есть в этом что-то такое, перед чем меркнет вполне обоснованное понятиями о всеобщей справедливости право шляться, где захочется.

По этой, собственно, причине в ряде стран уже запрещено льнуть к природе в рандомных местах: только на специально отведённых и оборудованных полянках. Где есть мусорки и сортиры, специально нанятые очистные бригады, средства пожаротушения и, что, как мы уже выяснили, немаловажно, быстрого и малозатратного поиска заблудившегося между столиками интеллектуала.

Причём сие там нравится не только каким-то там самоназначенным элитариям, а и большинству населения тоже. В котором почти каждый уже успел осознать, что, благодаря всем этим «будем с сыном ходить в лес дикарями, чтобы понимал природу», егонные внуки и правнуки посмотреть на природу смогут только в компьютерных играх и старых к моменту их жизни документалках. Ибо многие миллиарды человечества, наконец-то массово получившие возможности поразвлечься туризмом, уконтрапупят оную даже не глобальным потеплением (его-то природа переживёт), а чисто физически. Особенно если учесть, что основная площадь этой самой природы давно уже вся распахана и застроена, а остались только отдельные локальные её участки. Если означенные мильярды на них ломанутся с целью прильнуть, то они засрут и их тоже. А потому прильневать через какое-то время будет уже не к чему.

Если не жить с мыслью «после меня всё пусть хоть в тартарары провалится», если желание взглянуть лично соизмерять с возможностью посмотреть ещё раз в будущем, если хотя бы децл думать о том, что и другие тоже наверно хотели бы посмотреть, то надо не только не разбрасывать мусор на местах случайных посиделок и разжигать костры только в правильно подготовленных местах, но и не ходить в необорудованные вовсе. Отдавая себе отчёт в том, что не все люди соизмеряют и думают, а потому такие походы с неизбежностью придётся запретить законодательно для всех, дабы сохранилось хоть что-то, чего потом сможет в очередной раз для всех заснять специально делегированный всеми оператор. В общем, чтобы этот очередной раз вообще был.

Причём с отдельными местами планеты всё это ещё более сурово. В частности, на всех этих высокогорных точках, на которые особенно любят лазить желающие что-то там себе доказать и всё изнутри прочувствовать, внезапно, холодно. Причём совсем: всё время ниже нуля. А это означает, что не только пластик и стекло там пролежат многие века, но и даже то, что в других условиях разложилось бы. Бумага, объедки и даже то, что люди там в буквальном смысле понасрали, вмёрзнет и тоже останется на сотни тысяч лет.

И даже трупики свободных граждан, имеющих полное право в оные досрочно превратиться во время процесса развлечения, там останутся на всё те же тысячелетия.

Антропологи и археологи будущего наверно будут в восторге: ведь у них тем самым будет доступ к отлично сохранившимся останкам тел, одежды и предметов быта представителей тех самых людей, которые окончательно всё засрали, причём в количествах, сравнимых с количеством останков за предыдущий миллион лет. Они даже смогут детально выяснить, кто где срал и чем.

Но вот про остальных уже не уверен.

Ну, если, конечно, вас не греет мысль, что вы сможете рассказать внуку, как лично посмотрели на белоснежные склоны вблизи - ещё в те времена, когда художники не рисовали их жёлтоснежными с пёстрыми пятнами и величественными коричневыми вершинами.

На Эльбрус сделана канатка - к обзорным точкам с кафешками, мусорками, сортирами, уборкой и безопасностью. Ещё некоторое количество гор оборудовано так же. В Швейцарии на гору вообще проложена железная дорога. Это всё, конечно, тоже уже вмешательство, но оно - паритет между возможностью для большого количества людей посмотреть на это лично, покушать с видом на, почувствовать, как оно там, но при этом локализовать и существенно снизить вмешательство человека. То есть, способ сохранить эти возможности и для других людей тоже, а не только для тех, кто успеет нагадить вот тут в числе первых.

Если кому-то хочется «лично сам, где захочу», то пусть он обратит внимание на то, что кому-то аналогично хочется написать «йух» на стене в вашем подъезде или, чего там, на памятнике архитектуры. Ну вот он лично хочет - почему вы ограничиваете его свободу?

Не потому ли, например, что проявления его свободы цинично мешает заметной части других людей, тем самым понижая уровень их свободы?

Не потому ли, что он изгаживает не своё личное пространство, на что он имеет полное право, а общественное?

Не потому ли, что другие люди будут вынуждены смотреть на то, как он свободно всё засрал?

doc-файл

философия

Previous post Next post
Up