Тут товарищи напомнили мне про …дский маркетинг. Про устриц под язычками жаворонков и тонкий оттенок лежалой тряпки в элитных сортах вин.
Так вот, должен сказать, что с фототехникой (да и с аудиотехникой тоже) маркетинг ещё круче, чем в случае с едой. В области питания, разумеется, тоже можно продать сто грамм соплей по цене кругосветного круиза, однако в технических областях это, вдобавок, можно делать рекурсивно.
Как работает этот трюк?
Примерно вот так.
Показываешь людям фотографии, обработанные Фотошопом, и одновременно с тем пиаришь тему, что клёвые пацаны Фотошопом не пользуются. Некоторые наивные граждане после такого, разумеется, бегут покупать себе мега-объектив, про который им сообщили такие же ыксперты из соседнего дурдома.
Таких граждан в данной сфере мало. Большинству качество просто пофиг. А изрядная часть тех, кому не пофиг, в курсе, как оно на самом деле достигается. Но зато немногочисленность означенных наивных граждан можно компенсировать ценами, по которым им всё это продаётся.
Так вот, они бегут в магазин. Отслюнявливают за объектив денег, надевают, жмут на кнопку - бабах, всё равно что-то, вот, получилось совсем не так прикольно, как вон у тех, которых они видели на фотосайте.
Что делать? Ясен перец, надо теперь купить правильную «тушку». Где больше настроек. И можно выставить всё руками. Наверняка у тех с фотосайта всё так круто потому, что они всё крутили руками на своём фотоаппарате. А вовсе не потому, что они умеют Фотошоп, и им воспользовались.
Реальные мастера ведь не используют фотошопов - ыксперт из соседнего дурдома не соврёт. Мануальный режим ведь гораздо круче любой автоматики: люди десятилетиями бьются, но никак не могут понять, как же там всё настроить автоматически-то? В шахматы компьютер человека давно обыгрывает…
Хотя, с точки зрения ыкспертов из области интеллекта и алгоритмов, не обыгрывает и никогда не обыграет. А если и обыграет, то это всё равно будет нечестно и несчитово.
…в Го обыгрывает, автомобиль водить умеет, даже самолёт умеет сажать. Но вот автонастройка трёх параметров в фотоаппарате ему не даётся. И даже два при одном фиксированном он ну никак не может настроить.
Кроме того, а ну как на профессиональной фототехнике есть специальные профессиональные параметры? Вот. Шах и мат, аметисты!
В общем, надо брать тушку, которая потяжелее и подороже.
Покупают… Вот, блин, опять почему-то всё не так!
Тут у них просыпаются сразу две мысли.
Первая: что они - криворукие дебилы, поскольку им техника за стопицот почему-то вообще не помогла, а вон у тех-то с фотосайта, при этом, всё пучком. Но нельзя же ведь в этом признаваться: надо сделать вид, что у них тоже всё стало зачипись - просто показать они ничего не могут, поскольку всё засекречено.
И вторая мысль: надо скопить денег на объектив, который ещё в десять раз дороже - с ним-то справедливая вселенная просто обязана сделать им зашибись. И, если сайт не сообщает, что вышеупомянутое всёпучком было снято вообще на мобилку, то вторая мысль усиливается десятикратно.
Мысль же про то, что и у них бы тоже всё получилось, если бы они децл потренировались всяким там фотошопам, разумеется, либо не возникает, либо сразу же отметается с негодованием: ведь, как им авторитетно сообщили из соседнего дурдома, профессионалы Фотошопом не пользуются.
Как легко догадаться, с объективом, который в десять раз дороже, результаты примерно те же. Ну да, чуть-чуть резкости прибавилось, но всё равно на «профессиональных фотках» из интернета всё несоизмеримо круче.
Однако снова надо, с одной стороны, доказывать всем, что ты по-прежнему не лох.
Кроме того, у тебя ведь нашлось много денег на удлинение объектива, поэтому ты даже вдвойне не лох.
А, с другой стороны, снова надо копить. Потому что есть ещё один объектив - тот вообще стоит, как космический корабль, да и весит примерно столько же, поэтому с ним-то точно всё наконец-то зачипётся.
Ну а после покупки оного по цене космического корабля, уж совсем никак нельзя признать, что ты - лох. Потому что на первом этапе это были просранные сто баксов, которые ещё можно было списать на эксперименты, а вот когда этих баксов уже под десять тысяч… ну, вы поняли, в общем.
Тут, кстати, снова нельзя не вспомнить Марка Твена и описанное им представление «Королевский жираф». Очень похоже ведь. То есть, этот метод был хорошо известен ещё сто пятьдесят лет назад. Как минимум. Лично я подозреваю, что его ещё на заре цивилизации придумали.
Однако «Королевский жираф» описывает лишь часть эффекта: боязнь признать, что тебя злостно напипали. А вся полнота трагедии, она гораздо полнее.
Надо продавать людям чувство собственной элитарности и сопричастности к клубу избранных. И одновременно с тем как бы намекать им, что они туда пролезли почти нахаляву, поэтому их в любой момент могут запалить: Толян-то уже сто платных смсок «я не лох» отправил, поэтому он гораздо элитарнее и более не лох, чем ты с твоими десятью.
Под это дело все будут хором кричать про все те бездонные бездны смысла, которые они углядели в «Королевском жирафе». И как они духовно обогатились, посмотрев это замечательное представление. Тут не только их соседи билеты купят - они сами будут готовы весь сезон сие действо посещать, только бы никто не усомнился, что они не лохи.
Любое творческое направление можно разделить на две составляющие: впечатляющий результат и цирковой аттракцион. Грубо говоря, если вы хотите сделать хорошую песню, то это - одна составляющая. А если поразить всех умением играть на гитаре членом - другая.
В первом случае вам имеет смысл достичь результата наиболее эффективным на данный момент способом. Поэтому игра членом не подходит - руками как-то, вот, удобнее. А в ряде случаев ещё удобнее вообще из сэмплов нарезать.
Во втором случае сэмплы вам уже не подходят, поскольку интересует сам процесс. Да, результат скорее всего будет гораздо хуже, а достичь его станет сложнее, но тут результатом на самом деле является сам способ: эвон, приколитесь, как я умею!
Теперь, если в маркетинговых целях объединить одно с другим, то, несмотря на очевидный дебилизм оного, всё равно найдутся люди, которые на это купятся. У которых «глядите, как я умею» накрепко увяжется с «клёвым результатом». Им будет казаться, что, например, из количества денег, которые они могут потратить, правда с неизбежностью должно вытекать опупенное качество их результатов. Или, что если они будут делать сложно и неудобно, то картинка станет непревзойдённой.
Дополнительных нюансов, конечно, добавляет и эффект «справедливой вселенной»: ну, типа, вселенная же как бы обязана воздавать мне за все те лишения, которые я добровольно себе организую.
А то, что никакого качества лично у них вообще не получается, они, боясь запалиться, будут тупо отрицать. Например, делать вид, что все их снимки давно уже раскуплены лучшими журналами планеты, поэтому копирайт им не позволяет их показывать. А в разговорах с самим собой они оправдаются обещанием в ближайшее время скопить денег на следующий убер-девайс, поэтому они как бы даже и не врут, а просто как бы слегка опережают события: вот-вот уже попрёт непревзойдённое качество.
И так не только в области фотографии. Многие области, знаете ли, имеют возможность внедрить у себя и такой …дский маркетинг тоже.
Например, из таких может сложится целый клуб долбодятлов, доказывающих друг другу, что клёвые песни получаются только если играть на гитаре членом, а записывать строго через золотые провода. И многие годы после этого участники данного клуба будут меряться между собой проводами, выясняя, чей провод дороже.
В это время гадские Битлз и ещё стопицот других гадских групп будут повышать их неуверенность в себе: ведь хотя все представители данного клуба играют строго членом и строго через золотые провода, у Битлз всё равно почему-то выходит лучше.
А дальше… Ну не признавать же, что ты - лох, а источник годных результатов - в другом… в общем, вы об этом уже знаете.
Тут имеет место быть парадокс: все эти фокусы имели бы хоть какой-то реальный смысл, если бы в «элитарном клубе №6» отдавали бы себе отчёт, что им просто нравится коллекционировать объективы и играть на гитаре членом. Что им приколен сам процесс.
Но они подсели именно на разводку про результат. И вместо наслаждения от собственных цирковых трюков, испытывают страдание, что «не получается, как вон у тех». «Надо бы ещё чего-то прикупить».
Ровно так же, как зрители «Королевского жирафа» не получали от него никакого удовольствия, а только лишь одно страдание.
Торговля ожиданиями - это уже довольно циничная маркетинговая уловка. Равно как и торговля пафосом. Но вот торговля страданиями и перманентной неуверенностью в себе - это совсем какой-то запредел.
doc-файл