Могущество диалектики

Apr 21, 2016 14:28

По многочисленным просьбам я готов рассказать вам о том, чем является диалектическая логика, и насколько она полезна, как способ мышления, метод анализа, глубокая философия и положительная разумность (последнее словосочетание не я придумал, а Гегель ( Read more... )

контрманипуляция сознанием, диалектика, философия

Leave a comment

Формальная логика с т.зр. Гегеля ext_3621000 May 1 2016, 13:45:13 UTC
Гегель говорил о «неполноте этого способа рассмотрения мышления», утверждая, что существует такая «область», где правила и принципы формальной логики «должны обладать значимостью», ичто они в то же время представляют собой «существенный материал для мышления разума». Такой областью он считал рассудочное мышление, имеющее дело с неразвивающимися определениями и понятиями, с формальными правилами их выведения друг из друга, с классификацией понятий итд. «Так как они в качестве застывших определений лишены связи друг с другом и не удерживаются в органическом единстве, то они представляют собой мертвые формы и в них не обитает дух, составляющий их живое конкретное единство.» Коренным недостатком формальной логики Гегель считал чисто количественный подход к решению проблемы соотношения между всеобщим, особенным и единичным. Всеобщее с этой точки зрения, «шире» особенного, особенное - шире единичного. Отсюда делается вывод, что чем шире объем понятия, тем беднее содержание и наоборот, чем Уже объем его, тем оно богаче определениями. Но к понятиям нужно подходить не только количественно, в них содержится «возможность качества», т.е. они имеют и качественную определенность. Всеобщее не просто противостоит особенному и единичному как нечто чуждое им, а вбирает их в себя, будучи выражением их сущности. Точно также единство и многообразие не абсолютные противоположности , а различие в тождестве, вследствие чего категории, понятия «существенным образом представляют собой ТОТАЛЬНОСТЬ всех определений». Всеобщее безусловно есть процесс снятия особенного и единичного. Оно абстрактное всеобщее, если «снятие понимается как «отбрасывание определенности», если всеобщее не «подпускает» к себе единичность, индивидуальность. Но такое снятие удерживает всеобщее, особенное и единичное друг вне друга.

Reply

Re: Формальная логика с т.зр. Гегеля ext_3621000 May 1 2016, 13:49:06 UTC
Действительное, ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ СНЯТИЕ означает, что всеобщее СОХРАНЯЕТ богатство особенного и единичного, представляет концентрированное воплощение последних. И тогда это - живое, конкретное, а не мертвое всеобщее. «Абстракция возводит конкретное во всеобщность, всеобщее же она понимает лишь как определенную всеобщность».
То, что в формальной логике считалось наиболее бессодержательным - всеобщее, - Гегель представил как САМОЕ содержательное, поскольку оно есть выражение сущности многообразного мира явлений. Понятие конкретности - это синоним определенности, которая есть особенность и единичность и которую всеобщее заключает в своей «абсолютной отрицательности в себя и для себя». Тем самым устанавливается огромная познавательная ценность логических категорий и понятий как подлинно опорных пунктов постижения истины, раскрывается их природа как форм бытия и мышления одновременно.

«Все , что нас окружает»,может рассматриваться как «образец диалектики», что все конечное «изменчиво и преходяще». Такова же природа познания, логического развертывания мысли. Диалектическое «является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в действительности». По этой причине это «душа всякого истинного научного познания»

Reply


Leave a comment

Up