Статистический подход и сравнение уровня жизни

Mar 23, 2009 11:29


Буквально вчера написал про статистическое мышление и уже к сегодню поднабралось ещё всевозможных примеров на тему. Однако всё множество нестатистических рассуждений о множествах я охватить, конечно, не могу, поэтому выберу один из самых распространённых - сравнение уровня СССР с другими странами.

Тут зачастую как считают. Берут, например, килограмм мяса и его цену, а потом берут какие-то числа, которые считают «зарплатой». После чего делят одно на другое и сходу делают далеко идущие выводы. Выглядит оно примерно так:

В СССР килограмм мяса стоил два рубля, а зарплата была сто двадцать рублей. То есть, на зарплату можно было купить шестьдесят килограмм мяса. А сейчас зарплата семнадцать тысяч, а мясо стоит сто рублей. Поэтому можно купить сто семьдесят килограмм. И после этого совки ещё плачутся, как тяжело жить стало. Жить стало почти в три раза лучше!!! Теперь можно на зарплату купить в три раза больше мяса, чем в совке. Не говоря уже о том, что сейчас мясо в каждом магазине есть, а при коммуняках были пустые полки.

Я, честно говоря, в таких случаях сразу предлагаю посчитать, сколько на «зарплату» можно купить четвёртых пентиумов, из чего сразу станет ясно, что жить стало в бесконечное количество раз лучше. Мне на это возражают, что пентиумов тогда не было, а мясо было и тогда и сейчас. То есть, в моём примере гражданам видится намёк на усовершенствование технологий добычи мяса, аналогичное усовершенствованию технологий изготовления компов.

А возражение, оно не про это. Оно про то, что нельзя просто сравнить две цены и две каких-то «зарплаты». Пример с процессорами как раз и показывает некорректность такого сравнения в общем случае. Именно это он показывает, а не усовершенствование технологий. Усовершенствование - это частный случай причины, по которой такое сравнение оказывается некорректным.

Начнём с зарплаты. Откуда берутся эти сто двадцать рублей и семнадцать тысяч? Первая цифра берётся из передач Сванидзе, а вторая - из отчёта Госкомстата по средней зарплате. Это уже две принципиально разных величины. Даже если тупо брать среднюю зарплату по СССР и России, то для СССР 80-х средняя зарплата 180-200 рублей (в зависимости от года). А сто двадцать - это зарплата молодого инженера или лаборанта. Фактически стартовая после института. Инженеры со стажем (даже небольшим) получали уже ощутимо больше. Инженеры оборонных предприятий получали больше даже без стажа. Рабочие получали больше. Шахтёры получали больше. В общем, сразу понятно, что именно больше всего радует опытных апологетов рынка - то, что, когда они наконец-то закончат институт, им сходу дадут «больше, чем в совке». По крайней мере, они на это надеются.

Семнадцать тысяч же - это среднеарифметическая зарплата. Это число вовсе не означает, что население получает именно столько. Среднее арифметическое говорило бы что-то осмысленное только при гауссовом распределении зарплат и было бы характеристикой «население получает» только при малых среднеквадратических отклонениях. Население же на деле «получает» совсем по другому месту. Даже если выбрать медианную зарплату (то есть, ту, которая делит население пополам относительно их зарплат), то это уже не семнадцать тысяч, а одиннадцать. Против, напомню, ста восьмидесяти советских рублей (в СССР среднее по зарплате действительно практически делило население пополам).

Далее. Мясо за два рубля в СССР - это уже близко к наилучшему качеству. Мясо за сто рублей сейчас, это что-то вроде супового набора из костей. Это если брать крупные города, а не деревни (но в деревнях и во времена СССР мясо в основном не в магазинах покупали). У более-менее пристойного мяса даже закупочная цена рублей сто сорок минимум. А в магазине мясо стоит рублей двести пятьдесят.

Наиболее частым возражением на такие доводы является «а это ты Москву ведь рассматриваешь, но в других-то городах всё гораздо дешевле». Сообщаю для особо одарённых москвичей: Москва по уровню цен занимает место по России, близкое к среднему. Чтобы считать, что «за МКАД-ом всё на порядок дешевле», надо за этот самый МКАД никогда не выезжать.

То есть, даже по идиотскому «мясному» критерию выходит, что советский гражданин мог на зарплату закупить девяносто килограмм мяса, а гражданин России может закупить только сорок четыре килограмма. Не в три раза больше, а в два раза меньше. По мясу граждане в два раза обеднели, что, кстати, подтверждает статистика потребления (хотя она, конечно, про «два раза» не говорит; «два раза» - это издержки мощного нестатистического метода рассуждений).

Но тут мы добрались до самого главного:

Нельзя делить зарплату на цену продукта.

Точнее, делить можно, но результат деления физического смысла не имеет. Деление средней зарплаты на цену отдельного продукта с целью анализа уровня потребления - это такой же некорректный, «частный» подход, что и в примере про спасательные круги из предыдущей статьи. То, что некоторое количество продукта можно купить на среднюю зарплату совершенно не говорит о том, что такое количество продукта на зарплату покупают.

Зарплата, как известно, распределяется по всем расходам, а не идёт строго на покупку мяса. Причём, некоторые доли распределения на покупку мяса в принципе не могут пойти. Квартплата (или плата за съём жилья), оплата коммунальных услуг, телефона, транспорта и так далее - это разновидность налогов. Не заплатить эти налоги гражданин не в состоянии. И если уж делить зарплату на цену чего-то, то из зарплаты для начала надо вычесть эти самые налоги. А вот тут уже СССР и современная Россия просто несопоставимы. Из ста восьмидесяти рублей на оплату всех подобного рода «налогов» уходило рублей двадцать пять в месяц (14% от медианной зарплаты). Это если квартира большая. Плюс транспорт - ещё  рубля три. В современной России на квартиру уходит в лучшем случае две с половиной тысячи (22% от медианной зарплаты). По транспорту имеется сильный разброс, поэтому конкретную цифру назвать сложнее. Для Москвы это порядка двух тысяч (метро + наземный транспорт) в месяц. В городах поменьше - тысяча или около того.

За вычетом только этих «налогов» имеем 150 рублей для СССР против 6000 для современной России. Теперь осталось ещё вычесть стоимость предметов гигиены (зубная паста, мыло, туалетная бумага) со стоимостью лекарств (как легко догадаться, цены опять же несравнимы с советскими) и сразу станет «можно делить».

Последнее вычитать, конечно, не обязательно. Грамотные пацаны из числа борцов с проклятым совком враз объяснят, что это - выбор каждого человека, чистить ли зубы и лечиться ли от болезней или же прикупить себе побольше мяса. С точки зрения грамотных пацанов траты на мыло наверняка обязательными не являются.

Собственно, ровно таким же способом следует сравнивать уровень жизни советских граждан с гражданами, например, США. Не просто поделить некие «средние зарплаты» на цену автомобилей, а для начала вычесть все необходимые траты и делить уже остаток. Вспомнить, например, сколько составляет плата за аренду дома для простого американца, вспомнить, сколько он в случае чего заплатит за операцию, и так далее. Заодно, кстати, вспомнить наличие альтернатив. В США автомобилю альтернативы нет. Автомобиль в США - ровно такой же «налог», как и квартплата. Без него перемещаться можно преимущественно пешком или на велосипеде, ибо общественный транспорт в Штатах благополучно грохнули ради повышения продаж автомобилей.

В Европе, к слову, не так. Там с общественным транспортом всё в порядке.

Если всё вышеперечисленное вспомнить, то уже перестанет казаться, что «в Штатах на фоне СССР был рай, поскольку автомобиль там чуть ли не у каждого». Оно да, почти у каждого, но ценой чего и из-за чего? Как там, в Штатах, граждане ежегодно выезжали на месяц отдохнуть у моря по льготным путёвкам?

Для справки: отпуск в США - две недели. В СССР - четыре.

В общем, давайте лучше по отпускам сравнивать. А не по ценам на что-то там. Ну, уж если нам вдруг приспичило выбрать частный критерий и выдавать его за универсальный показатель.

Хотя по ценам на что-то там тоже можно. Но только статистически, а не «частно».

Слово предоставляется товарищу sl_lopatnikov.

***

Сравнение бытовой покупательной способности рубля и доллара.

Обязательные траты и их доли в потреблении.

Важнейшая составляющая сравнения - это обязательные траты, которые не могут быть исключены или существенно сокращены. Я отношу к обязательным тратам четыре категории расходов:

1.      Расходы на жильё

2.      Расходы на обязательный транспорт

3.      Расходы на питание

4.      Расходы на одежду

Первые три категории сравнимы наиболее просто, так как не зависят от климата и «повседневны». Расходы на одежду близки к расходам на предметы долговременного пользования, так как несмотря на относительно высокую «разовую» цену, одежда расходуется достаточно долго и ее вес в повседневных тратах сравнительно невелик.

Это относится также к таким товарам, как например, телевизоры или мебель: их сравнительно высокая разовая цена распределяется на длительные промежутки времени - на время амортизации, которое для телевизоров, к примеру, исчисляется годами, а для мебели и десятилетиями. Поэтому, мы ограничимся сравнением именно базовых, повседневных затрат, составляющих львиную долю обязательного потребления.

Жилье

Цена жилья в СССР. 1980 г. Аренда.

1.     Цена квартирной платы за стандартную двухкоматную «государственную» квартиру в Москве составляла 12.5 рубля в месяц.

2.      Цена телефона - 4 руб. В месяц.

3.      Средняя цена электричества - 0.02 руб. за киловат-час

4.      Газ - неограниченного пользования 2 рубля в месяц.

5.      Отопление - 2 рубля в месяц.

Цена жилья в США 2009 год. Аренда.

1.      Цена аренды «1-бедрум» квартиры не менее $700 вне крупных городов. Популярный сайт www.realtor.com по Александрии (пригород Вашингтона) дает минимальную цену в $900 долларов за квартиру в 590 кв.футов (менее 50 кв. метров). В диапазоне до 1000 долларов обнаружено только 15 предложений на примерно миллионный пригород. http://www.realtor.com/realestateandhomes-search/Alexandria_VA/beds-1/baths-1/price-na-1000/type-rentals?sby=1

2.      Цена стационарного телефона - $36 долларов в месяц

3.      Цена воды - $30-50 в зависимости от потребления

4.      Цена электричества   - средняя по США - $0.11 за квт-час

5.      Газ - зависит от потребления. Я лично, правда за дом зимой заплатил 360 доллров за 3 месяца, то есть примерно, 120 долларов в месяц. Фактически, это также и цена отопления и горячей воды.

Коэффициент пересчета по жилью:

Общие затраты на жилье в СССР за двухкомнатную квартиру - около 25 рублей в месяц.

Общие затраты на жилье в США за эквивалентную «1-бедрумную» квартиру - около 1000 долларов в месяц

Таким образом, коэффициент пересчета: 1000:25=40. То есть, по жилью, покупательная способность советского рубля равна примерно 40 современным долларам.

Транспорт.

Необходимость учета транспорта в качестве обязательных расходов связана с простым фактом: чтобы получать доход, до работы нужно как минимум доехать

Опять здесь мы сталкиваемся с принципиально разной структурой потребления. В США общественный транспорт, за исключением крупных городов, практически отсутствует. Тогда как работа чато удалена от места жительства не десяток, а то и десятки миль. Поэтому мы обратимся прежде всего к сравнению затрат на транспорт в крупных городах.

Москва 1980.  Цена единого проездного в Москве составляла 3 рубля в месяц на все виды транспорта.

Нью-Йорк  2009. В Нью-Йорке отсутствует троллейбусный и трамвайный транспорт. Автобусные маршруты ограничены доставкой пассажиров к станциям метро. Независимые от метро маршруты, насколько мне известно, отсутствуют. Цена месячного проездного на метро и автобус составляет $80.

Содержание машины в США.  В США в силу принудительности покупки автомашины на каждого работающего,  затраты на автомашину следует рассматривать как обязательные. В отличие от СССР, где владение автомашиной было вполне факультативным, так как были альтернативные способы перемещения.

Средний пробег автомашины в США оценивается в 12.5 тысяч миль в год. Практически полная амортизация машины осуществляется по достижении примерно 100-120 тысяч миль. То есть можно считать, что затраты на автомашину амортизируются примерно за 10 лет. С учетом средней цены автомашины в $20,000, цена амортизации составляет $2000 в год. К этой цене следует добавить цену бензина. При  расходе топлива 30 миль на галлон по трассе), что характерно для 4-х цилиндровых машин среднего и низшего классов, годовой расход бензина составляет 12500:30 = 416 галлонов бензина. При цене галлона в $2 за галлон, годовые затраты составляют $832. Итого, месячный расход на амортизацию и бензин составляют $236, к которым следует добавить еще обязательную страховку, езда без которой карается законом. Цена минимальной страховки в один конец - то есть покрывающей расходы только другой стороны)  составляет $60 в месяц. Итого, минимальный транспортный расход на человека в случае использования машины, составляет примерно $300 в месяц.

Коэффициент пересчета по транспорту:

Таким образом, «транспортная покупательная способность» советского рубля от примерно 30 до 100 раз выше покупательной способности современного доллара. 

Вся статья

***

Это как раз к вопросу о «деревянных», на которые «ничего нельзя было купить». В реальности, конечно, соотношение рубля к доллару не один к ста и даже не один к тридцати было, однако если апологетам рынка можно считать по соотношениям непонятно чего к непонятно чему, то почему всем остальным нельзя? Вот, товарищ Лопатников тоже посчитал. По жилью и по транспорту. Отличные результаты получились.

контрманипуляция сознанием, статистика, политика

Previous post Next post
Up