Мудрые рассказчики

Feb 26, 2023 10:48





Есть много тех, кто живет в горах и ведет себя так, как будто они в городе, и они зря тратят свое время. Можно быть отшельником в уме, живя в толпе, и можно быть отшельником, живя в толпе личных мыслей".

Амма Синклетика, Жизнь блаженной Синклетики.

Отец Ричард Рор считает мистиков пустыни основополагающими вкладчиками в свою линию веры:

Период раннего христианства, один из ключевых строительных блоков в моей линии веры, в значительной степени неизвестен многим западным христианам. Это упущенная из виду область для большей части Римской церкви и ее ребенка, протестантизма. С самодостаточностью и высокомерием, которые часто характеризуют Запад, мы действовали так, как будто первые века христианства были не важны или не являлись частью существенной Христовой Тайны. Те самые вещи, которые подчеркивали ранние христиане - такие как молитва тишины, Троица, дивинизация, всеобщее восстановление и важность практики - являются одними из самых пренебрегаемых частей западной церкви.



После того как Константин в 313 году узаконил и, как некоторые говорят, кооптировал христианство, многие христиане бежали в пустыни Египта, Палестины, Сирии и Каппадокии (Восточная Турция). Мы называем этих мужчин и женщин Отцами и Матерями пустыни, и большинство их имён были бы неизвестны западным христианам. Христиане пустыни делали акцент на практике образа жизни, альтернативе империям и их экономике, психологически проницательных методах молитвы и очень простой духовности преображения во Христа. Общины пустынников выросли из неформальных собраний монахов и функционировали во многом как семьи. Эта традиция предшествовала появлению систематического богословия и более поздним церковным Соборам. Поскольку монахи-пустынники часто были формально необразованными, они рассказывали истории, во многом подобно Иисусу, чтобы учить об эго, любви, добродетели, сдаче, мире, божественном союзе и внутренней свободе.

Раннее христианство заложило основу для того, что мы сейчас назвали бы созерцанием. И Томас Мертон, и Анри Нувен признавали важность этой ранней, пустынной формы христианства. Это уникальное окно в то, как Иисус был понят впервые, до того, как церковь стала имперской, высокоорганизованной, конкурентной религией.

Восточный православный богослов Иоанн Хрисавгис пишет о мощных историях, которыми делились пустынные христиане в своем духовном учении:

Отцы и Матери, жившие в пустыне Египта, напоминают нам о важности рассказывания историй, которые мы по большей части забыли в наш век. Слушая их истории и изречения, медитируя над ними в тишине и впоследствии рассказывая их другим, мы помогали нашим предкам жить гуманно, быть более человечными, оставаться по-настоящему живыми.... Истории из египетской пустыни - это не просто часть христианского прошлого. Они являются частью нашего человеческого наследия: они передают вечные ценности, духовные истины. Это тишина глубокого сердца и напряженной молитвы, тишина, которая проникает сквозь века и культуры. Мы должны остановиться, чтобы услышать биение этого сердца. [1]

----

[1] John Chryssavgis, In the Heart of the Desert: The Spirituality of the Desert Fathers and Mothers, rev. ed. (Bloomington, IN: World Wisdom, 2008), 2.

Адаптировано из Richard Rohr, "Desert Christianity and the Eastern Fathers of the Church," The Mendicant 5, no. 2 (March 2015): 1.

Previous post Next post
Up