О капиталистических кризисах и развале СССР.

Jun 18, 2024 13:15


Капиталистическая система производства основывается на либеральном законодательстве (то есть равенстве всех перед законом) и поощрении предпринимательства. Механизм капиталистического способа производства - перепроизводство товаров и услуг в обществе. Превышение предложения над спросом приводит к двум полезным для общества последствиям: понижению цены и повышению качества предлагаемых продуктов. Однако такой способ производства также приводит к регулярным кризисам системы.

Схематично описать действие капиталистического механизма можно таким примером. В некотором обществе распространено мнение, что предприниматели, то есть владельцы предприятий, в среднем зарабатывают больше, чем граждане из других слоев общества. И создание своего предприятия - самый быстрый способ стать успешным членом общества. А законы общества, в достаточной степени, предоставляют возможность предпринимательства любому члену общества.



Пусть в какой-то момент времени некоторое количество предпринимателей производят в этом обществе продукт А. Количество людей, желающих быть предпринимателями, велико, и количество продукта А, который они производят, превышает необходимое количество. Предприниматели понимают, что произведут много товара, не весь товар будет куплен, а предприниматели, которые не смогут продать свой товар, обанкротятся. Чтобы повысить привлекательность своего продукта, предприниматели будут стремиться понизить его стоимость или повысить его качество. Для обеих целей предприниматели будут искать и внедрять новые, более совершенные технологии производства продукта, то есть развивать цивилизацию.

Но в любом состязании есть и победители, и побежденные. Часть товара не будет продана, а владельцы этого товара обанкротятся. Куда же девается товар, который не был куплен? Имущество, в том числе товар, должников продается с торгов значительно дешевле его стоимости, чтобы вернуть кредиторам хотя бы часть задолженности должника. Существует специальный вид бизнеса, состоящий в том, что бы за 10 рублей на торгах по банкротству купить товар, стоящий 100 рублей, а потом перепродать его за 50 рублей.

На следующий год решат попытать счастья новые предприниматели взамен обанкротившихся. Количество предпринимателей, выпускающих продукт А, восстановится, к огромному сожалению остальных предпринимателей. Но в этом состоит суть капиталистического механизма. В следующем году снова будет перепроизводство продукта А.

Однако в этом году на рынок будет выброшен товар, который в предыдущем году перекупщики выкупили у банкротов. Причем товар перекупщиков, независимо от его качества, будет точно продан, так как перекупщики могут устанавливать цены значительно ниже рыночных. В результате, если в предыдущем году, лишними оказались, к примеру, десять процентов товаров, но в этом году не найдут спроса уже двадцать процентов товаров.

Эти двадцать процентов товаров у новых банкротов будут также куплены за копейки перекупщиками и в следующем году выброшены на рынок.

Таким образом, количество лишнего товара на рынке ежегодно будет увеличиваться, а заниматься его производством будет все более рискованно.

История двадцатого века показывает, что "кризис перепроизводства" наступает приблизительно через каждые 10 лет. Склады забиваются товарами, производить новые товары бессмысленно. Производства останавливаются, работники увольняются. Заработная плата - основной источник дохода большей части общества - перестает выплачивается, платежеспособный спрос на все товары падает. Упавший спрос вызывает волну новых увольнений, а сокращение доходов населения еще сильнее сокращает платежеспособный спрос. Наступает коллапс механизма капиталистического производства.

Наиболее очевидный способ выхода из коллапса - уничтожение готовой продукции на складах и национализация предприятий (государственные предприятия могут работать, производить продукцию и выплачивать зарплату, независимо от своего дохода). Реальные выходы из кризиса перепроизводства в двадцатом веке - усложненные модификации этого метода, так как публичное уничтожение товаров не находит понимание у "голодных" членов общества.

Эту логическую цепочку легко построить, но на заре капитализма виднейшие политэкономы - Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй, Дж. Ст. Милль - не верили, что возможно одновременное перепроизводство всех товаров. А гибкая рыночная экономика, по их мнению, сможет преодолеть перепроизводство отдельных товаров за счет переброски ресурсов из одной отрасли в другую.

Однако опыт двух столетий убедительно доказал, что кризис перепроизводства в мировой капиталистической системе происходит. Более того, он возникает циклически. Важнейший вклад в теоретическое доказательство неизбежности кризиса перепроизводства и его периодичности при капиталистическом способе производства внес К. Маркс.

В 1990 году в капиталистическом мире наступил очередной кризис перепроизводства. Одновременно в 1989-1991 годах произошли революции в социалистических странах Восточной Европы, включая СССР, сопровождаемые развалом экономик этих государств. Крах экономики является как причиной, так и следствием всех революций. Эти революции помогли западной капиталистической системе, если не преодолеть кризис перепроизводства, то существенно его сгладить. Излишки товаров со складов направлялись в новые "демократические государства" в качестве гуманитарной помощи. Фирмы западных государств даже заработали на своих излишках: огромный потребительский рынок восточноевропейских государств, особенно 210 миллионов граждан бывшего СССР, готов был потребить любой товар любого качества, если он предоставлялся "восточным партнерам" в кредит. У молодых фирм бывших социалистических государств образовался огромный долг перед западными продавцами. Западные государства и международные финансовые организации выдавали образовавшимся государствам кредиты. Но оговаривали их явными или неявными условиями, вынуждающими заемщиков приобретать на полученные деньги товары государств-кредиторов. Эти условия объяснялись борьбой с коррупцией в "молодых демократиях".

Кроме того, дешевое сырье из восточноевропейских государств помогло западным производителям существенно уменьшить стоимость товара и перезапустить производства. К примеру, феноменально дешевая кожа из России помогла итальянской обувной промышленности преодолеть кризис. По информации предпринимателей, целая коровья шкура в Калмыкии стоила 1 доллар, и в Италию эти шкуры отправлялись составами. Поголовье крупного рогатого скота в России в девяностых годах уменьшилось более, чем в два раза, с 57 миллионов голов до 27,3 миллиона.

общество

Previous post Next post
Up