О борьбе с допингом.

Jun 17, 2024 14:41


Когда в начале двадцатого века значительная часть спортсменов для улучшения спортивных результатов начала принимать вещества, вредящие их здоровью, правоохранительные органы стали бороться с этой напастью. Через некоторое время во многих государствах были созданы специальные органы, занимающиеся только этой проблемой, так же, как и для борьбы с наркотиками. Однако если органы по борьбе с наркотиками основную борьбу повели с производителями и распространителями наркотиков, то борцы с допингом сосредоточились на поимке и наказании спортсменов, принимающих допинг.



Огромное влияние на общественное сознание оказали следующие случаи: массовые заболевания конькобежцев на соревнованиях в 1952 году из-за применения фенамина, смерти велосипедистов Кнуда Йенсена во время Олимпийских игр 1960 года в Риме и Тома Симпсона во время гонки Тур де Франс в 1967 году из-за использования сильнодействующих возбуждающих средств.

Впервые официально запретила применение стимуляторов на соревнованиях Международная любительская федерация легкой атлетики (IAAF) в 1928 году. Систематическая борьба с допингом началась в 1967 году - Международный олимпийский комитет запретил использование допинга и создал Медицинскую комиссию МОК для проведения допинг-контроля спортсменов. В 1999 году Международный олимпийский комитет и большинство государств на паритетных началах учредили Всемирное антидопинговое агентство (WADA), взявшее под тотальный контроль весь международный и национальный спорт.

Но к этому времени изменилась концепция борьбы с допингом. Допингом стали называть "употребление запрещенных способов, методов или препаратов, повышающих спортивные результаты". Забота о здоровье спортсменов ушла на задний план, на первое место вышло "нарушение принципа честной игры", и "создание неравных условий у соперников". Ссылка на "побочный эффект" для организма упоминается, но главное определение в том, что допингом называется то, что "запрещено" WADA. Такое определение допинга скопировано также в российское национальное законодательство, в частности, в статью 26 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

В какой очередности WADA исследует и признает вещества и методы допингом, насколько большой вред эти вещества и методы причиняют организму спортсмена остается за рамками закона. Более того, часть веществ признается допингом и запрещаются к применению не потому, что они причиняют вред организму спортсмена, и даже не потому, что улучшают спортивные показатели, а только потому, что могут скрыть следы использования других веществ, признанных допингом.

У WADA отсутствуют публичные документы, регламентирующие порядок исследования веществ, влияющих на организм спортсменов. Более того, большой объем информации, касающийся работы WADA засекречен, якобы для того, чтобы производители допинга не могли получать инсайдерскую информацию. У чиновников этой организации есть возможность манипулировать допинговым законодательством, пристально исследуя методы подготовки одних спортсменов и игнорируя методы подготовки других спортсменов. А при наличии политической ангажированности - включать в перечень запрещенных субстанций вещества, разработанные в одних государствах, и откладывать на будущее исследование веществ, разработанных в других государствах.

Особенно подозрительно выглядят ситуации, когда второго призера соревнования дисквалифицируют за прием допинга, а у победителя соревнования допинг не находят.

Таким образом, Международный олимпийский комитет, долгое время защищающий олимпийское движение и национальные олимпийские комитеты от влияния на них политики и государственных органов, сам отдал важнейший свой орган в руки правительств государств, входящих в Совет учредителей WADA. Этот орган управления антидопингового агентства больше похож на специализированное учреждение ООН, чем на комитет МОК. Понятно желание МОК для эффективной борьбы с допингом привлечь национальные государственные органы. Без них эффективной борьбы с допингом не получилось. Однако приняв такое решение, МОК пожертвовал принципами Олимпизма.

Нет ни тени сомнения в том, что все спортсмены, участвующие в чемпионатах мира, чемпионатах государств, Олимпийских играх использовали "способы, методы или препараты, повышающие спортивные результаты". И даже если мы добавим к этому определению слова "и опасные для здоровья спортсмена", то для таких видов спорта, как легкая атлетика, плавание, велосипедные, лыжные, конькобежные гонки, тяжелая атлетика и аналогичные виды спорта, где важны сила и выносливость, это утверждение не изменится. Препараты, улучшающие выносливость, укрепляющие кости и мышцы и позволяющие выдерживать изнурительные многочасовые тренировки, как и сами эти тренировки, несомненно наносят вред здоровью спортсменов.

Значит разница заключается только в слове "запрещенные" - запрещены они WADA или еще нет. Ни в одном определении допинга нет указания уровня вредности препаратов, после которого эти препараты признаются допингом. Да это и невозможно, учитывая неодинаковый уровень влияния препаратов на разные организмы.

Ярким проявлением использования антидопинговых правил для создания неравных условий для спортсменов является практика "терапевтических исключений". Спортсмен может получить разрешение на использование вещества, признанного допингом, если это лекарство необходимо ему для восстановления здоровья. Таким образом, заболевание спортсмена позволяет ему получить преимущество над соперниками - использовать вещества, улучшающие спортивные результаты или маскирующие использование других препаратов. Такое разрешение сродни разрешению бегуну, получившему травму, принять участие в соревновании, используя автомобиль. По утверждениям прессы в лыжном спорте почти все победители чемпионатов мира и Олимпийских игр в 21 веке - "астматики".

В реальности, вне поля антидопингового законодательства, травмированному бегуну не только не разрешат использовать технические средства, но и не сдвинут ради него сроки соревнования. А для спортсменов, имеющих хронические болезни, которые предоставляют им преимущества перед другими или наоборот, ограничивают их возможности, проводят отдельные соревнования, называемые "парасоревнования".

Примечательно, что разрешения на "терапевтическое исключение" выдаются тайно. К примеру, боксер не знает, что его соперник получил разрешение (по медицинским причинам, разумеется) на использование средства, повышающего выносливость, и не может скорректировать стратегию боя, например, попытаться решить исход поединка в первом раунде. В 2016 году группа хакеров взломала базу данных WADA и сообщила о том, что в 2015 году более 200 известных американских спортсменов имели разрешение Американского антидопингового агентство на легальное использование допинга по "медицинским причинам" на основе "терапевтических исключений". Российское антидопинговое агентство в 2015 году выдало разрешение на прием препаратов против астмы 25 спортсменам.

По сообщениям средств массовой информации (а официальная информация отсутствует) количество "терапевтических исключений", выданных за последние 25 лет, увеличилось в сотни раз, а усредненное здоровье профессиональных спортсменов продолжает ухудшаться.

Если МОК всерьез озабочен "нарушением принципа честной игры" и "созданием неравных условий у соперников", а также здоровьем спортсменов, то можно предложить следующий комплекс мер:

- запрещается использование веществ или методов, опасных для здоровья спортсменов,

- все спортсмены обязаны перед стартом декларировать все принятые химические вещества и использованные методы, которые изменяют состояние организма (например, переливание крови, прерывание беременности, аппаратное и физическое влияние на организм спортсмена),

- допинг-пробы участников соревнования проверяются в лабораториях, указанных их конкурентами,

- спортсмен дисквалифицируется, если допинг-проба подтверждает неполноту декларации спортсмена (независимо от причины этой неполноты и качеств обнаруженных веществ),

- спортсмен дисквалифицируется, если декларируемые им вещества и методы опасны для здоровья среднестатистического человека, однако спортсмен имеет право оспорить заключение допинг-лаборатории в суде, если указанное вещество или метод отсутствует в списке WADA.

Но есть сильное предчувствие, что все участники крупных соревнований будут дисквалифицированы и победителя не будет. Слишком велики в настоящее время доходы элиты профессионального спорта, как за счет призовых, так и за счет большого общественного внимания и, как следствие, заключения выгодного рекламного контракта. Опрос Г. Миркина, а затем Б. Голдмана ведущих спортсменов показал, что больше половины из них готовы рисковать своим здоровьем ради высоких спортивных результатов. Причем надо отметить, что исследователи опрашивали элитных спортсменов, а значит уже достаточно богатых людей. Такой опрос в среде молодых, бедных и амбициозных спортсменов, как показывает личный опыт, дает почти стопроцентный положительный ответ.

спорт, общество

Previous post Next post
Up