О религии

Mar 13, 2021 23:00

О религии.
Религия возникла как форма познания человеком природы.
Любое живое существо пытается изучить окружающую среду, чтобы повысить свои шансы на выживание. Но мир не статичен, он постоянно меняется. Животные с более высоким интеллектом пытаются предугадать изменения, чтобы учесть их в своем поведении, поэтому они запоминают повторяющиеся последовательности событий, например, "прогремел гром, значит скоро пойдет дождь, поэтому надо искать убежище".
Первобытный человек также подмечал закономерности в природе. Некоторые его наблюдения стали частью научных знаний человечества, другие дошли до нашего времени в статусе "приметы" - связи между событиями, которые современная наука считает случайными. Но человек не удовлетворился сбором и использованием закономерностей, он пытался понять их причину. Эти размышления позволили человеку приобрести полезные навыки путем логических умозаключений, а не только опытным путем. Например, камнем можно обломать ветвь дерева. Значит камень твердый, и им можно разбить другие предметы, например, скорлупу ореха или кость животного. До такого простейшего умозаключения, правда, догадываются и высшие приматы. Но человек на простейших умозаключениях не останавливается, он непрерывно пытается понять все окружающие его явления, и, как мы видим, это принесло человеческому виду пользу.

Человек придумывает объяснения исходя из своих знаний и своего опыта, поэтому в начале пути большая часть выводов была наивна и неверна. Почему по небу двигается солнце? Солнце двигается не хаотично, как предметы, которые передвигаются природными силами - ветром и водой, а строго упорядочено, изо дня в день повторяя свой путь. Кто способен на такое целеустремленное поведение? Только разумное существо. Значит солнцем управляет человек со сверхспособностями или разумное сверхживотное, например, суперорел. Многие другие природные явления также имеют признаки упорядоченности и не объясняются имеющимися знаниями, значит они также вызваны действиями разумных сверхсуществ. Таким образом, человек "заселил" свой мир сверхестественными существами.
Однако человек придумывал объяснения в первобытный период не из-за любви к творчеству, а сугубо из меркантильных соображений: чтобы получить дополнительные возможности для выживания. Если человек придумал объяснение явлению, значит надо использовать это знание в быту. Как, например, уговорить сверхсущество помогать себе? Самый очевидный способ - поделиться с ним добычей. Действительно, а что еще надо живому существу, кроме пищи? Ну, может быть, еще красивая девушка или юноша. Сверхсуществам стали приносить дары и жертвы.
Однако дары часто не приносили нужный результат. Значит надо наделить сверхсущество сложным характером, для этого надо придумать истории, объясняющие такой характер, а также придумать сложный ритуал подношения дара. А какой еще был выбор у первобытного человека? Придумать другое объяснение природному явлению, или признать, что у живого существа, примитивного, как и сам первобытный человек, могут быть другие потребности, кроме пищи и размножения? Нет, очевидно, что проблема во вздорном характере сверхсущества. Так появились боги и ритуалы поклонения им - религия.
В ранних религиях боги повелевали природными силами, а ритуалы были направлены на получение помощи богов в этом мире. Люди в то время редко доживали до старости, поэтому их не мучил экзистенциальный ужас. Их пугал конкретный страх перед хищниками, природными явлениями и постоянный голод. Поэтому малополезные для выживания сведения о трансформациях после смерти кратко и поверхностно отражались в ранних религиях, скорее для полноты описания мира, а в некоторых религиях - для причисления умерших предков или убитых животных к когорте сверхсуществ, у которых можно получить помощь в этом мире. Можно сказать, что богов настолько сильно загружали работой в этом мире, что им было не до загробного мира.
Религиозные взгляды не были только сборником заблуждений, в них включались в метафоричной форме вполне практичные правила: не попадай под молнию, так как молния - это оружие, не пытайся сохранить в жарком климате мясо свиньи на длительный период - такое мясо принесет тебе вред, а лучше не ешь его совсем, так как нет уверенности в твоем благоразумии. В мифах также сохранялись сведения о свойствах растений.
Но человеческая цивилизация непрерывно развивается, пополняются наблюдения, придумываются новые объяснения. И, как часто бывает, старые "научные знания" начинают мешать приходу новых знаний и тормозить прогресс. Особенность религии в том, что она слишком долго была главенствующей формой взаимодействия человека с природой - десятки, если не сотни, тысяч лет. За это время она накопила огромное количество мифов, глубоко укоренилась во всех сферах человеческого быта, обросла целым социальным слоем, паразитирующем на ней.
Поэтому боги не захотели безропотно уступить свое место наступающим новым знаниям, а перенесли свою деятельность в области, недоступные критикам: сначала высоко в небо и глубоко под землю, а потом - в загробный мир.
Религию выручила гуманитарная область человеческого познания, которая развивалась вместе с наукой. Хотя говорить об удаче или случайности неверно, литература и искусство (живопись, скульптура, музыка) активно развивались именно религией, являясь важной частью религиозной мифологии и религиозных ритуалов. Изгнанные из естественных наук боги продолжали действовать в искусстве, борясь за лояльность людей. А затем религия стала вместилищем новой гуманитарной ценности - морали, а также оправданием общественных и политических отношений.
В этом качестве религия дошла до наших дней, хотя и изрядно потрепанная историей: искусство сбрасывает многовековые религиозные оковы, в нем появляются другие темы и другие приемы, религиозные оправдания общественного уклада и политических мотивов окончательно признаны реакционными, религиозная мораль, ограниченная религиозными доктринами, начинает отставать от общественной морали (например, животные не имеют души, поэтому на них не распространяются принципы гуманизма), а нравственность должна потеснить мораль.
Для современного человека единственный инструмент познания мира - научный метод. Основа научного метода - воспроизводимость, повторяемость. Любое научное утверждение может быть проверено, любое наблюдение может повторено, если будут соблюдены все условия эксперимента. Явления, которые не могут быть повторены, фактами не считаются, и никакие выводы на их основе не делаются.
Свидетельства очевидцев, которые невозможно проверить и повторить, доказательством существования йети не являются. Кости динозавра, которые любой экспериментатор может лично осмотреть, доказательством существования динозавров являются. Механические средства фиксации, например, фотография, являются доказательством настолько, насколько можно быть уверенным в защищенности результата фиксации от манипуляций.
Научный метод познания и религия с бездоказательными умозрительными утверждениями несовместимы.

Hic sunt dracones - здесь обитают драконы.
На античных картах изображали исследованный мир и границу, отделяющую его от неизвестных автору территорий. Чтобы пользователи карты не спутали изображение неисследованных областей с изображением, например, моря, на границе ойкумены писали "terra incognita" - земля неизвестная. Реже писали "Hic sunt dracones". Эта традиция дошла до 16 века, пока на карте еще оставались белые пятна - неизвестные территории. В средние века люди уже понимали, что не встретят драконов в неисследованных областях, а фраза "Hic sunt dracones" на картах означала - "нам ничего неизвестно об этой территории, поэтому там может быть все, что подскажет Ваша фантазия".
В соответствии с современными представлениями знания о нашей Вселенной бесконечны и никогда не будут полностью изучены человечеством. Если представить себе знания в виде территории на карте, то знания, накопленные человечеством, - это чернильное пятно на бесконечной белой поверхности. В одном направлении лучи чернильной кляксы простерлись подальше, например, при изучении макромира, в других направлениях они недалеко отошли от центра, например, при изучении законов человеческого мышления.
Мы можем точно утверждать, что в изученных человеком областях места для богов нет. Можно ли утверждать, что богов нет на остальной неизученной поверхности? Конечно, нет. Сможем ли мы когда-нибудь доказать, что богов нет? Тоже, нет. Сколько бы лет не прошло, наши знания всегда будут оставаться ограниченным пятном на бесконечной поверхности, пусть и увеличивающимся в размерах.
Однако, если захочется не изучить неизведанные области, а бездоказательно заселить их любимыми игрушками, то следует помнить, что там написано "Hic sunt dracones" - место уже занято. А еще необходимо помнить, что один из основных (фундаментальных) научных принципов - "Бритва Оккамы", который гласит: "не следует создавать новые сущности без необходимости".
Таким образом, наука не может и никогда не сможет доказать, что богов и драконов нет. Но верить в то, что на жизни людей непрерывно влияет разумная сверхъестественная сила, и некоторым людям известны цели этого воздействия, также странно, как потратить свою жизнь на подготовку к встрече с драконом.

атеизм

Previous post Next post
Up