Красота и мода.

Jul 23, 2024 16:46


Основной тезис статьи - одежда должна красить человека, а не просто быть красивой сама по себе. Поэтому при выборе наряда нужно отдавать предпочтение не красивым, оригинальным, стильным вещам, а тем, которые сделают самого человека красивее.



В примерочных часто можно наблюдать такую сцену: девушка примеряет новое платье и спрашивает подружку: "Мне идет это платье?". При этом взгляд девушки направлен в середину зеркала - в отражение платья. Она оценивает красоту платья, а не свою привлекательность в этом платье. Важно уметь смотреть на свое отражение так, как будут смотреть на вас окружающие - фокусируясь не на одежде, а на себе в этой одежде. Если, конечно, вы не модель, рекламирующая одежду.

Яркие, необычные и даже уродливые наряды - это изобретение двадцать первого века. Они приковывают взгляды к себе, отвлекая от носителя одежды. Это же касается и таких аксессуаров, как необычная прическа, пирсинг и вызывающий макияж. Но зачем отвлекать внимание от себя человеку, у которого нет физических изъянов? Простота и элегантность - вот верные спутники красоты. Так утверждала Коко Шанель, выбирая "маленькое черное платье", так поступают героини русских сказок в мультфильмах, выбирая простенькие белые сарафаны и легкие летние платья.

Правда, в больших компаниях и на многолюдных городских улицах стоит задача для начала привлечь к себе внимание. Глубокий вырез, короткая юбка или облегающее платье - традиционные женские приемы привлечения внимания без уродования себя. Конечно, для привлечения внимания можно использовать те же элементы, что и для отвлечения внимания, но в варианте "лайт" - в слабой концентрации, не уродующей человека. Дорогая одежда или известные модные бренды тоже привлекают взгляды, но они не должны перетягивать на себя внимание, обезличивая их носителей.

Вышеперечисленные советы - это не догмы, а попытка обратить внимание на самое важное - на потребителя, а не потребление.

Почему дилетант в вопросах моды дает эстетические советы? Потому что мода - продукт общественного сознания, на нее влияют общественные институты.

Первобытный человек надел одежду, чтобы защититься от холода. Через какое-то время человек понял, что за счет украшения одежды он может выглядеть привлекательнее для противоположного пола. Со временем одежда стала решать и вторую задачу - подчеркивать статус ее владельца. Но вплоть до конца 20 века основной задачей одевающегося оставалось повышение своей привлекательности.

Однако в эпоху капитализма производство одежды, аксессуаров и косметики стало, прежде всего, бизнесом, который является основным механизмом функционирования капиталистического общества. В 20 веке в этой отрасли, как и в других отраслях капиталистического производства, очень остро встала задача непрерывного увеличения потребления. Использование моды для стимулирования потребления, в том числе деформируя эстетические вкусы потребителей, оказалось эффективной стратегией.

Производители шариковых ручек внушили потребителям мысль, что пользование одноразовыми ручками более удобно и более изыскано, чем пользование ручками со сменяемыми стержнями. Производители бытовой техники успешно внедрили идею о престижности владения последней выпущенной моделью, даже если различия с предыдущей моделью незначительны. А сотовые телефоны последней модели престижного бренда  стали символом статуса их владельца, заняв место дорогих качественных наручных часов. Эти тенденции поддерживаются массированной и продуманной рекламной компанией: внимание потребителей отвлекается от длительности эксплуатации товара, которая является смертельной угрозой для увеличения объемов производства и продажи, а привлекается к иным характеристикам, прежде всего, к "дизайну" продукта. Среди последних достижений рекламы потребления - убеждение женщин в необходимости регулярно обновлять маникюр исключительно в салонах красоты.

Одно из гениальных изобретений маркетинга для увеличения потребления одежды и аксессуаров выражено в девизе "вы одеваетесь для себя, одежда предназначена для самовыражения". А дальше достаточно увеличивать количество образов, которые человек захочет примерить на себя, и цель достигнута - потребление одежды будет расти. Всепроникающая реклама косвенно и незаметно подводит потребителя к требуемому умозаключению, при общей убежденности в том, что они-то не подвержены внушению.

У потребителей почему-то не возникает вопрос, как можно быть оригинальным, покупая серийно производимую одежду, сшитую в тысячах экземпляров. Даже сочетая несколько предметов одежды, невозможно добиться уникальности из-за ограниченности количества комбинаций.

Во-вторых, самовыражение, также как и убеждения, - продукт для внутреннего потребления. Окружающим нет дела ни до творчества неизвестной личности, ни до ее убеждений. Публичное "самовыражение" и демонстрация убеждений, как правило, служат способами привлечения к себе внимания. А популярная мантра "я одеваюсь для себя" является самообманом,  побуждаемым рекламой, а не креативностью.

Заслуживают уважения люди, которые для самовыражения рисуют картины, работают волонтерами в детских домах, изучают науки, а не вставляют себе кольцо в нос или покупают сумочку, стоимостью в легковой автомобиль.

Любое общественное явление, даже поддержанное огромными инвестициями, может прижиться в обществе только в том случае, если оно отражает насущный общественный запрос. Современное общество озабочено проблемой равенства всех его членов. Оно насыщено идеями толерантности, борьбы с дискриминацией и течениями типа "бодипозитива". И модные тенденции, поощряющие красивых людей уродовать себя, унифицировать свою внешность вплоть до неотлечимости от других, хорошо вписываются в этот тренд.

Эта статья написана для тех, кто отдает себе отчет в том, что хочет нравиться окружающим. Остальные, безусловно, могут убеждать себя в том, что живя в обществе, свободны от него.

общество

Previous post Next post
Up